СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные задания помогут отработать навыки, необходимые для стилистического анализа текста. Задания можно использовать для проведения тренировочных и контрольных работ в процессе подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 1.»



Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Задание 1.




Задание 1. Прочитайте текст и выполните задание.

Язык — отличительный признак этноса. Обычно один этнос — один язык. Однако нередко на одном языке могут говорить несколько народов. Например, почти всё население Латинской Америки говорит на испанском языке, хотя это разные народы: чилийцы, аргентинцы, мексиканцы и т.д. На английском языке говорят не только англичане, но и англо-канадцы, и американцы, и австралийцы, и некоторые другие народы.

Этносы формируются на определённой территории, а позднее могут переселиться в другое место или освоить новые территории. Этносы формируют общий язык. Со временем он обогащается новыми словами, расширяется, видоизменяется, но суть остаётся прежней. Территория и язык как бы намертво припаяны к этносу.

Связь между этносом и территорией очень тесная. То же самое можно сказать об обычаях, традициях, особенностях культуры, быта. Каждый народ имеет только ему присущие ритуалы, обряды, что отличает его от другого народа.

1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, поэтому отличается сдержанностью тона изложения. В тесте отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом значения. Используются термины (этнос, язык, территория).

2) В тексте присутствуют жаргонизмы, разговорная лексика.

3) Обобщённый, отвлечённый характер тексту придают глаголы несовершенного вида, употреблённые в форме настоящего времени (говорят, формируются, расширяется, видоизменяется и др.).

4) Цель автора текста заключается в том, чтобы полно и точно информировать о понятии «этнос», назвать его отличительные признаки.

5)Текст в соответствии с требованиями научной стилистики характеризуется слабой выраженностью личной позиции автора.

Задание 2. Прочитайте текст и выполните задание.

1. В случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра.
В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, правомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.
2. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
3. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена.
Запись в государственный реестр вносится при наличии заявлений об этом всех лиц, совершивших сделку, если иное не установлено законом. Если сделка совершена в нотариальной форме, запись в государственный реестр может быть внесена по заявлению любой стороны сделки, в том числе через нотариуса.

(Гражданский кодекс РФ, статья 8.1.)

2. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к официально-деловому стилю речи, он отличается предписывающим характером изложения, официальностью тона, стандартностью речи, точностью.

2) В тексте используются речевые клише (предусмотренных законом, если иное не установлено законом, по заявлению любой стороны устанавливается право и др.) и профессиональные термины (объект гражданских прав, государственная регистрация, права на имущество, государственный реестр)

3) Текст относится к научному стилю, в нём есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа (возникновение, изменение, прекращение, ограничения, соглашением), глаголы несовершенного вида (осуществляется, изменяются, прекращаются, возникают, вносится).

4) Сфера использования данного текста – бытовое общение, для текста характерны эмоциональность и непринуждённость.

5) К числу синтаксических особенностей данного текста следует отнести употребление сложных предложений с чётко выраженной логической связью, использование страдательных конструкций (сделка совершена, должны быть указаны, удостоверена), причастных оборотов, однородных членов предложения.

Задание 3. Прочитайте текст и выполните задание.

Акционерное общество обладает начальным капиталом, разделённым на определённое число равных долей — акций. Акционерами могут стать как отдельные люди, так и предприятия, организации. Учреждение акционерного общества обязательно должно быть оформлено договором. Акции открытых акционерных обществ находятся в свободной продаже, их можно купить на фондовых биржах. В закрытом акционерном обществе порядок их распространения иной — преимущественное право покупки акций выходящего из состава общества акционера получают остальные акционеры. В современном мире именно акционерные общества являются ведущей формой предприятия.

Все перечисленные виды предприятий объединяет одно: они сориентированы на получение прибыли, и их экономическую основу составляет частная собственность.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Цель автора текста заключается в том, чтобы сообщить информацию о понятии «акционерное общество», назвать его отличительные признаки.

2) Текст отличается стандартизированностью изложения, долженствующе-предписывающим характером, сжатостью, официальностью, безэмоциональностью, что свойственно текстам официально-делового стиля.

3) Текст содержит социальную оценку описываемого явления, отличается призывностью и формирует общественное мнение.

4) Текст относится к научному стилю, в нём используются обществоведческие и экономические термины (акционерное общество, акция, фондовые биржи, частная собственность, виды предприятий и др.)

5) Жанр этого текста - научная рецензия.

Задание 4. Прочитайте текст и выполните задание.

Представьте себе на минуту, что в мире живут разумные люди, искренно озабоченные благоустройством жизни, уверенные в своих творческих силах, представьте, например, что нам, русским, нужно, в интересах развития нашей промышленности, прорыть Риго-Херсонский канал, чтобы соединить Балтийское море с Чёрным — дело, о котором мечтал ещё Пётр Великий. И вот, вместо того, чтобы посылать на убой миллионы людей, мы посылаем часть их на эту работу, нужную стране, всему её народу. Я уверен, что люди, убитые за три года войны, сумели бы в это время осушить тысячевёрстные болота нашей родины, оросить Голодную степь и другие пустыни, соединить реки Зауралья с Камой, проложить дорогу сквозь Кавказский хребет и совершить целый ряд великих подвигов труда для блага нашей родины. Но мы истребляем миллионы жизней и огромные запасы трудовой энергии на убийство и разрушение. Изготовляются массы страшно дорогих взрывчатых веществ; уничтожая сотни тысяч жизней, эти вещества бесследно тают в воздухе. От разорвавшегося снаряда всё-таки остаются куски металла, из которых мы со временем хоть гвоздей накуём, а все эти мелиниты, лидиты, динитротолуолы — действительно «пускают по ветру» богатства страны. Речь идёт не о миллиардах рублей, а о миллионах жизней, бессмысленно истребляемых чудовищем Жадности и Глупости. Когда подумаешь об этом, — холодное отчаяние сжимает сердце, и хочется бешено крикнуть людям:
— Несчастные, пожалейте себя!

(М. Горький «Несвоевременные мысли»)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к научному стилю, так как посвящён важнейшей научной проблеме расходования трудовых ресурсов.

2) Текст относится к публицистическому стилю, так как в нём проявляется сочетание двух основных функций: информирования и воздействия на общественное сознание.

3) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как в нём сообщается о наблюдениях автора, который даёт оценку происходящим событиям.

4) Текст относится к научному стилю, в нём используются термины (мелиниты, лидиты, динитротолуолы и др.)

5) Выразительность текста обеспечивается эмоциональными эпитетами (разумные люди, великие подвиги, холодное отчаяние), метафорами (чудовищем Жадности и глупости, тают в воздухе), синтаксическими средствами: рядами однородных членов предложения, обособленными членами предложения, прямой речью.

Задание 5. Прочитайте текст и выполните задание.

Россию часто называют лесной страной, и это неслучайно. Леса покрывают её огромные пространства.

При обилии дерева на Руси его всегда применяли для строительства и других целей очень рационально, с учётом свойств и качеств древесины. К примеру, дуб не боится воды. Поэтому из него делали срубы колодцев, сваи под здания. Всемирно известная колокольня «Иван Великий» Московского Кремля уже более пятисот лет стоит на дубовых сваях, Пётр I строил корабли русского флота из дуба и сосны. Высокая, гладкоствольная, смолистая, сосна широко применялась в строительстве всевозможных сооружений. По своим качествам близка сосне лиственница, более устойчивая к сырости. Ель хуже других древесных пород сопротивлялась влаге: её предпочитали использовать для внутренней отделки дома. Из-за удивительных «музыкальных способностей» ель применяли для изготовления скрипок, гитар, других музыкальных инструментов.

Осина, обветренная, омытая дождями, обретает вид благородного серебра, и народ использовал это качество дерева. Терпеливо топором вытёсывалась замечательная кровля, похожая на кольчугу.

(По Л. Даниловой)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Строгая официальность текста предполагает полный отказ от разговорной и стилистически нейтральной лексики.

2) Текст относится к публицистическому стилю речи, он рассчитан на широкую аудиторию и посвящён актуальной проблеме – роли лесов в жизни русских людей.

3) Жанр текста – научный обзор.

4) В тексте преобладают простые предложения, осложнённые однородными членами предложения и обособленными определениями.

5) В первом предложении текста формулируется тезис, затем автор текста обосновывает справедливость тезиса и приводит примеры.

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задание.

В заре, в рассвете, есть что-то девическое, целомудренное. На зорях трава омыта росой, а по деревням пахнет тёплым парным молоком. И поют в туманах за околицами пастушьи жалейки.

Светает быстро. В тёплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и брёвна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: всё равно не отогреешь озябшую землю и не вернёшь убывающий солнечный свет. Всё никнет, только человек не сдаётся. С рассвета уж горят печи в избах, дым мотается над сёлами и стелется по земле. А потом, глядишь, и ранний дождь забарабанил по запотевшим стёклам.

Заря бывает не только утренняя, но и вечерняя. Мы часто путаем два понятия — закат солнца и вечернюю зарю.

Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдёт за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок — от червонного золота до бирюзы — и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

(К. Паустовский)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Обобщённость, подчеркнутая логичность, точность, сухость, строгость – это стилевые черты данного текста.

2) Автор, создавая художественный образ зари, стремится оказать эмоционально-эстетическое воздействие на читателя и использует эпитеты, сравнения, метафоры.

3) Синтаксический строй речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить разнообразие синтаксических структур: однородные члены предложения, обособленные члены предложения, разные виды сложных предложений.

4) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.

5) Для текста характерны стремление к экономии речевых средств, спонтанность.

Задание 7. Прочитайте текст и выполните задание.

Эпоха Возрождения в своё время открыла для себя античность: развалины Греции и Рима стали школой прекрасного, образцом для подражания. Древнерусские художественные сокровища для нас — живые эстетические ценности. Они властно входят в жизнь. В них полно и верно выразилась душа народа, красочность его художественных впечатлений, значительность его мыслей. Бесконечные заснеженные просторы, луговые, лесные и речные пейзажи, летние грозы, осенняя листва, половодье весны — все это родное, домашнее, нерасторжимо связанное с народным искусством.

Слегка переиначивая слова летописца, я могу сказать, что любить своё прошлое — значит наследовать всю красоту жизни, её славу и свет разума предков.

Как-то однажды в Москве в залах Академии художеств была устроена редкостная выставка, посвящённая новым открытиям реставраторов. Демонстрировались произведения изобразительного искусства, спасённые от разрушающего влияния времени, над которыми потрудилась Центральная художественная научно-реставрационная мастерская имени академика И.Э. Грабаря. Тридцать с лишним лет художники-реставраторы возвращают к жизни шедевры и целые коллекции. Мы все любовались на выставке иконами круга Андрея Рублева, живописью конца шестнадцатого века из церкви Преображения Кирилло-Белозерского монастыря, древнерусским шитьем, совершеннейшим по рисунку и исполнению (епископское облачение словно соткано из золота и серебра), единственным в своем роде зеркалом царевны Софьи, привезённым в Москву из Архангельска… Проходя по залам Академии, нельзя было не вспомнить тех, кто одаряет нас «заколдованной красотою». (Е.Осетров «Живая Древняя Русь»)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Автор стремится передать личное отношение к предмету речи, продемонстрировать свою точку зрения (я могу сказать, мы все любовались), эпитеты (редкостная выставка, заколдованная красота, живые эстетические ценности), эмоционально-оценочные слова (сокровища, красочность, шедевры) и метафоры (свет разума).

2) В первом абзаце есть отвлечённые существительные с суффиксом -ость- (ценности, красочность, значительность), которые содержат эмоциональную оценку.

3) Исходя из требований объективности и фактологической точности, характерных для публицистического стиля, автор включает в текст фамилии и имена художников, географические названия и конкретные названия объектов культуры.

4) Выразительность обеспечивается синтаксическими средствами: рядами однородных членов, вставной конструкцией, обособленными определениями.

5) Непринуждённость, спонтанность, непоследовательность - это основные стилевые черты текста.

Задание 8. Прочитайте текст и выполните задание.

Пантера относится к роду крупных хищных животных из семейства кошачьих. Данный род представлен четырьмя ныне живущими всеми известными хищниками: тигром, леопардом, львом и ягуаром. Это дикое животные имеет мускулистое тело, которое в длину достигает 95 -180 см, хвост – 70-115 см. Масса пантеры обычно колеблется в пределах 40-55 кг, но некоторые особи могут достигать 100 кг. На хвост приходится до половины длины тела, иногда и больше, благодаря такому помощнику животное отлично держит равновесие и комфортно себя чувствует даже на большой высоте. Пантера очень грациозна, но за внешней красотой и изяществом скрывается настоящий безжалостный хищник, способный легко напасть на человека.

Шерсть у этого животного жёсткая, она покрывает всё тело и чаще всего имеет чёрный окрас, но, если присмотреться, можно заметить пятна тёмных оттенков различного рода.

Пантера передвигается на четырёх мощных конечностях, с лёгкостью взбирается на деревья и хорошо прыгает. На концах её лап имеются острые когти, которые могут полностью прятаться, втягиваясь в пальцы. Высота животного в холке достигает 50-70 см.

Голова у хищника крупная и имеет несколько вытянутую форму. На самой макушке располагаются небольшие по размеру уши. Глаза среднего размера с круглыми зрачками. Челюсти у пантеры мощные с полной зубной системой. Клыки небольшие по сравнению с другими дикими кошками, но при этом достаточно мощные и имеют широкую основную часть. Основными объектами для охоты пантеры являются копытные животные: антилопа, олень, косуля, дикий кабан и в некоторых случаях крупные грызуны.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.

2) Текст относится к научному стилю, поэтому отличается сдержанностью тона изложения, информативной насыщенностью. В тексте употреблены термины (семейство кошачьих, особь, конечности, копытные животные и др.), отсутствуют слова с эмоционально-оценочным компонентом.

3) Формы единственного числа имён существительных используются в тексте в значении множественного числа (пантера, тигр, ягуар, леопард, антилопа и др.)

4) Стандартизированность языка, которым написан текст, проявляется в широком использовании единиц особой лексической группы – канцеляризмов.

5) Жанр текста - рецензия.

Задание 9. Прочитайте текст и выполните задание.

Трудное и запутанное дело — писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая её не снаружи, а изнутри. Между тем обычная история жизни писателя такова: удалась ему вещь, обратил на себя внимание — и бросает прежнюю работу, и становится профессионалом. И вот человек садится писать не тогда, когда ему что-то нужно сказать, а тогда, когда нужно платить за квартиру, шить жене пальто. И на глазах свежий росточек таланта желтеет, сохнет. И нет уж писателя. Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен «жить» литературой. Чем угодно добывай средства к жизни, только не писательством. Придёт время, и то же писательство самотёком начнёт кормить тебя произведениями, написанными раньше.

Не говорю уж об этом, но писатель, становясь профессионалом, сам вырывает себя из жизни. Обычная теперь для него среда — товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей. Варка в собственном соку. А потом куда-нибудь выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал».

Нужно в жизни жить, работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим. (В. Вересаев)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст относится к публицистическому стилю, так как основная цель этого текста — воздействие на массового читателя посредством общественно значимой информации.

2) Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных публицистическому стилю: преобладанием общеупотребительной лексики, отказом от узкоспециальной терминологии; ярко выраженной позицией автора.

3) Текст относится к научному стилю, так как основные цели автора – сообщить информацию, имеющую практическое значение, и дать чёткие инструкции писателю.

4) Жанр текста - аннотация.

5) Использование эпитетов (трудное и запутанное дело, свежий росточек), метафор (писатель ... вырывает себя из жизни, росточек таланта желтеет, сохнет), разговорного фразеологизма (варка в собственном соку) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает автору изложить свою точку зрения.

Задание 10.Прочитайте текст и выполните задание.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).
3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утверждённой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование. (Федеральный Закон "Об образовании в РФ", ст.76)

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Стандартизация текста документа проявляется в частом повторении одних и тех же слов и словосочетаний (дополнительное профессиональное образование, дополнительная профессиональная программа, квалификация и др.)

2) Целью документа является упорядочение взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

3) Широко используется книжная лексика - отглагольные существительные (образование, удовлетворение, обеспечение, освоение, совершенствование, получение и др.), производные предлоги (посредством, в рамках).

4) Постановление - жанр этого текста.

5) К числу синтаксических особенностей данного текста следует отнести употребление рядов однородных членов, обособленных определений.

Ответы:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1345

125

14

235

245

234

1234

23

25

1235



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!