СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три склонения имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока+самоанализ

Просмотр содержимого документа
«самоанализ№2»

Самоанализ урока № 2

Учитель Мирсанова Ксения Владимировна

УМК. Русский язык. 5 кл. Программа, учебник, методическое сопровождение Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой.

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.

Тип урока: комбинированный урок

Целевое назначение: повторение и углубление знаний по теме, закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить и углубить знания учащихся о склонении имен существительных.

2.Продолжить формирование умения определять типы склонения, опираясь на содержание таблиц и схем.

Развивающие:

1.Развивать умения анализировать и обобщать материал.

2. Формировать лингвистическую зоркость.

3.Отрабатывать орфографическую грамотность.

4.Продолжить развивать устную речь учащихся.

5. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать потребность в овладении грамотным письмом.

  2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в паре, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является седьмым в изучении материала по разделу «Имя существительное». Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из принципов работы по УМК Т.А.Ладыженской – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание учащимися ценности определения склонения существительного; коммуникативных УУД:

1.умение слушать собеседника и вести диалог.

2. аргументированно высказывать свою точку зрения в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности, правильно говорить.

2.умение работать в паре; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.умение принимать и сохранять цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать склонение имён существительных, основание деления существительных на три типа склонения; начальную форму существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.

1 этап: Вступительное слово учителя. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задача данного этапа – подготовить учащихся к работе на уроке. Чтобы настроить детей на работу, включить всех учащихся в деловой ритм, я предложила объяснить значение пословицы. Рабочее место обучающихся было подготовлено к уроку.

2 этап: Определение темы урока. Задача данного этапа - путем орфографического анализа пословицы выявить место и причину затруднения. Для поддержания познавательного интереса обучающихся был использован орфографический анализ пословицы. Учащиеся, анализируя орфограммы в записанной пословице, наблюдают недостаток знаний для определения написания окончаний в словах. Сильные учащиеся смогли назвать, что может помочь склонение. Таким образом, мы без проблем смогли определить тему урока.

3 этап Целеполагание.

Задача этапа: установить правильность понимания опорных понятий, формулирование задач урока исходя из темы урока.

Цели урока формулировались учащиеся с помощью учителя. Фиксировались устно.

4 этап. Актуализация и пробное учебное действие. Задача этапа: организовать деятельность по повторению изученного материала через познавательную деятельность учащихся. Для решения поставленной задачи предложила учащимся заполнить пропущенные звенья схемы в паре, привести примеры. Данная работа эффективна в паре, так как способствует взаимообучению. Устные ответы по заполненной схеме способствовали развитию речи учащихся. С помощью данной схемы учащиеся повторяют изученный материал, учащиеся очень хорошо его запоминают, поскольку он представлен в схеме.

5 этап. Работа по учебнику.

Задача – организовать работу по отработке повторенных знаний.

Выполняя упр.520 самостоятельно по опорной схеме, учащиеся отрабатывают умение правильно определять склонение имён существительных. Выполнение упражнения двумя учащимися у доски удобно для коллективной проверки, исправлений недочетов, коррекции знаний. Остальные учащиеся в этот момент проводят контроль и оценку своей работы, по необходимости вносят коррективы.

6 этап Физкультминутка. Задача – физический отдых учащихся, смена деятельности для эмоциональной разрядки в классе.

7 этап Устная работа.

Задача – организовать работу по отработке знаний.

Выбор устной работы по нахождению ошибки в столбиках обусловлен предыдущим этапом урока. Интеллектуальное устное задание настраивает учащихся на дальнейшую работу. Исправляя ошибки в распределении существительных по склонениям, учащиеся находят основания для деления, тем самым их запоминают.

8этап Выявление места и причины затруднения.

Задача – формировать представление по определению склонения у существительных в косвенных падежах.

Для решения данной задачи я предлагаю вернуться в пословицу, записанную на начале урока. В ходе анализа учащиеся осознают, что есть особые правила определения склонения в косвенных падежах, поэтому я предлагаю в паре составить алгоритм. Данный алгоритм становится опорой для выполнения заданий на следующем этапе урока. Составление алгоритма эффективно в паре, поскольку это способствует взаимообучению.

9 этап Самостоятельная практическая деятельность.

Задача этапа – закрепить изученный материал путём работы с опорой – алгоритмом. Работа выбрана по вариантам, чтобы отследить, как идёт формирование данного умения у слабых и сильных обучающихся.

Галочки в колонках – эффективный и быстрый способ проверки знаний, так как не занимает много времени, и сильные учащиеся могут выполнить другие дополнительные задания. Коллективная проверка по цепочке с комментированием помогает провести контроль знаний и оценку результатов учащимися.

10 этап Устная работа. Задача этапа – создать проблемную ситуацию по определению склонения с целью выявить особую группу имен существительных.

Анализируя слово санки по алгоритму-опоре, учащиеся приходят к выводу, что не у каждого имени существительного можно определить склонение. Данное задание развивает навыки анализа, сопоставления, обобщения, формирует умение делать выводы.

11 этап Обобщение.

Задача – организовать работу с целью контроля усвоения материала, обсуждения допущенных ошибок и их коррекции.

Для решения поставленной задачи учащиеся выполнили тестовую работу. Взаимопроверка по слайду помогла быстро проверить работы и поставить оценки.

12 этап. Подведение итогов.

Задача – подвести итоги урока. Подведение итогов урока проводится с помощью устных ответов.

13 этап Домашнее задание Задача – дать домашнее задание с целью закрепления знаний по учебному материалу.


Поставленные на урок задачи реализовывались на каждом этапе. В начале урока дети быстро активизировались, поскольку была привлечена пословица, имеющая содержание, которое настраивало на занятие. С работой на уроке большинство учащихся справились без ошибок, вовремя была проведена работа по коррекции знаний. На уроке дети работали фронтально с учителем, индивидуально, в парах. Данную учебную деятельность считаю правильно организованной, так как это показал результат проверки знаний по данной теме. Использование схем, алгоритмов и таблиц считаю эффективным способом усвоения материала, поскольку это облегчило усвоение содержания урока, ведь в классе больше детей-визуалов. Задание в виде игры – устное исправление ошибок,– очень понравилось и вызвало у детей особый интерес, так как пятиклассники лучше воспринимают информацию через игру. Выполняя проблемное задание по определению склонения слова санки, дети увидели недостаток своих знаний, это способствовало развитию в себе качества– докопаться до истины.

Считаю, что поставленные задачи реализованы, структура урока выдержана.

Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта, учебника и программы. Приемы обучения соответствуют триединой образовательной цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.




Просмотр содержимого документа
«урок2»

Конспект урока №2

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по роду.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Повторить и углубить знания учащихся о склонении имен существительных.

2.Продолжить формирование умения определять типы склонения, опираясь на содержание таблиц и схем.

Развивающие:

1.Развивать умения анализировать и обобщать материал.

2. Формировать лингвистическую зоркость.

3.Отрабатывать орфографическую грамотность.

4.Продолжить развивать устную речь учащихся.

5. Развивать память и внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать потребность в овладении грамотным письмом.

  2. Воспитывать умение дружно, согласованно работать в паре, слушать и слышать друг друга.

Средства обучения: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

  • личностных УУД:

1.осознание учащимися ценности определения склонения существительного; коммуникативных УУД:

1.умение слушать собеседника и вести диалог.

2. аргументированно высказывать свою точку зрения в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности, правильно говорить.

2.умение работать в паре; оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

  • регулятивных УУД:

1.умение принимать и сохранять цель урока;

2. умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

3.умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия на каждом этапе урока;

4.умение адекватно воспринимать оценку учителя и партнеров;

5.умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;

6. умение провести рефлексию своих действий на уроке и адекватно оценить результаты своей работы

  • познавательных УУД:

1.решение учебных задач с использованием различных источников информации;

2.извлечение необходимой информации из разных источников;

Предметные результаты (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать склонение имён существительных, основание деления существительных на три типа склонения; начальную форму существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные.

Тип урока: Комбинированный урок

Методы и формы обучения –эвристический метод, индивидуальная, в паре, фронтальная

Средства обучения - интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, раздаточный материал.

Ход урока


1. Вступительное слово. Мотивация к учебной деятельности.

–Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с пословицы.

-Алёна, прочитай, пожалуйста.

«Каждый день жизн… прибавляет частицу мудрост..»

-Как вы ее понимаете? (варианты ответов детей)

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Сегодня нам понадобиться этот сундучок.

Запишите сегодняшнее число.


Двадцать четвёртое февраля

Классная работа


2. Определение темы урока.

-Запишите в тетрадь пословицу, вставляя пропущенные буквы.

-Сверьте свой ответ с записью на слайде.

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

-У всех так? Можем ли мы допустить ошибку в окончании?

-Вижу, что некоторые ошиблись. Давайте разберёмся, почему.

-От чего зависит правописание гласной в окончании?(от падежа, в котором стоит слово)

-Определите падеж существительных (Родительный падеж)

Определить падеж существительного – этого недостаточно, чтобы не ошибиться в написании окончания.

- Какие еще знания нам нужны?

-Ребята, что нам поможет в определении окончания имени существительного? (склонение)

Это и будет тема сегодняшнего урока.

Запишите тему урока:

Три склонения имён существительных

4. Целеполагание.

Внимательно перечитайте тему урока.

С этой темой вы уже знакомы.

-Как вы думаете, какова наша задача на уроке?

(повторить и углубить знания о склонении имен существительных)

5. Актуализация и пробное учебное действие.

Предлагаю поработать в паре.

Задание: на примере заполнения таблицы повторить понятие склонения имени существительного, вспомнить какие слова к какому склонению относятся, подобрать самостоятельные примеры.

-Какие существительные относятся к 1 склонению? Зачитайте примеры.

-Какие относятся ко второму? Зачитайте примеры.

-Какие – к третьему? Зачитайте примеры.

- Что значит просклонять существительное? ( изменить по падежам)

-У любого ли имени существительного можно определить склонение? (нет, так как есть несклоняемые или разносклоняемые)

6.Работа по учебнику.

Выполните самостоятельно упр.520. (2 человека у доски: по строчке)

Ветка - ветвь; яблоко - яблоня; заяц - зайчишка;

соловей - соловушка; площадь - площадка; сетка - сеть.

-К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?

7.Физкультминутка.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

(Поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)

Вот так, вот так он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!

(Потереть себя за предплечья)

Вот так, вот так надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте)

Вот так, вот так надо зайке поскакать!

Зайку вол испугал! Зайка тут же убежал.

(Сесть на место за парту)

8. Устная работа.

А сейчас предлагаю поработать устно.

Ваша задача - Прочитать группы существительных. В каждом столбике найти ошибку. Правильно распределить существительные по склонениям.

На слайде:

1 скл.

Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида

2 скл.

испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.

печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

-Кто нашел ошибку в 1 столбике?(зависть) Втором? (радость) Третьем? (страх)

9. Выявление места и причины затруднения.

-Ребята, перечитайте пословицу, записанную в тетрадь на начале урока.

«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости»

-Какого склонения существительные жизни и мудрости? (3 склонения)

-Как вы определили склонение?

-Составьте в паре алгоритм определения склонения.

Расскажите, как определять склонение. (ставим в Н.ф. (Им.п.) и по роду, окончанию определяем) -Что такое Н.Ф.?

Примерный ответ:

  • Прочитай слово.

  • Поставь его в начальную форму (Им.п.,ед.ч)

  • Определи род.

  • Найди и выдели окончание.

  • Вспомни правило.

  • Определи склонение имени существительного

10.Самостоятельная практическая деятельность.

-Сейчас поработаем по вариантам. У каждого на столе есть карточка.

Ваша задача: поставить галочку напротив слова в колонке. Пользуясь данным алгоритмом, определить склонение существительных.

1 вариант. 

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капусте

 

 

 

ночи

 

 

 

зверем

 

 

 

мышью

 

 

 

дерева

 

 

 

 2 вариант. 

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

брату

 

 

 

печи

 

 

 

рекой

 

 

 

морем

 

 

 

яблоне

 

 

 

Проверка по цепочке с комментированием.

(тем, кто выполнил задание раньше одноклассников, дается дополнительное заданиеПриложение 1)

11.Устная работа.

- Ребята, а вы любите кататься на санках?

- Попробуйте определить склонение существительного «САНКИ».

- Получилось? Почему? Какой пункт плана не работает?

(не получается поставить существительное в начальную форму, т.к. существительное ″САНКИ″ употребляется только в форме множественного числа)

- Так у любого ли существительного можно определить склонение?

(Нет, только у тех, которые могут употребляться в форме единственного числа)

12. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- А теперь проверим, как мы усвоили тему сегодняшнего урока. Выполним тестовые задания.

1.Что называют  склонением?

а) Изменение  имен существительных по падежам;

б)  Изменением имен существительных по родам?

2.   Как определить склонение имени существительного в именительном падеже единственного числа?

а) с помощью рода и окончания.

б) с помощью проверочного слова  

3. Какая группа слов относится к 1 склонению?

а) яблоко, лимон, помидор

б) слива, дядя, вишня.

4. Какая группа слов относится ко 2 склонению?

а)  окно, автомобиль, товарищ

б) зима, весна, суббота

5. Какая группа слов относится к 3 склонению?

а)  морковь, печь, степь

б) снегирь, день, пень

Поменяйтесь работами, на слайде правильные ответы, проверьте и поставьте оценку.

13. Рефлексия.

-Какие существительные относятся к 1 склонению? ко второму? К третьему?

-Зачем мы учились определять тип склонения имен существительных?
( Чтобы грамотно писать безударные падежные окончания существительных).
-Учиться писать окончания мы будем позже, а сегодня мы хорошо к этому подготовились: научились определять склонение существительных в косвенном падеже.

14.Домашнее задание

Упр.521 (заполнить таблицу «Три склонения имён существительных», выучить ее.





Приложение 1.

Индивидуальное задание: Определить склонение слов, выделенных в тексте.

Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!