СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Тропинка в мир экономики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье я рассказываю об опыте работы по программе "Тропинка в мир экономики"

Просмотр содержимого документа
«"Тропинка в мир экономики"»

Экономика в детском саду.

Воспитатель: Грязнова Т.М.

МАДОУ №113 г.Улан-Удэ

Многие взрослые могут удивиться «Экономика в детском саду?». В жизни встречаются ситуации, которые позволяют взрослым познакомить детей с экономикой. Например, когда спрашивают мнение ребёнка о той или иной покупке, рассказывают о семейном бюджете в присутствии детей. Требуя купить какую-либо вещь ребёнок выбивает всё с помощью «крика» и «истерик», вот тут то родители и могут рассказать о стоимости товара, о недостатке в данный момент денег. Когда дети не ценят того, что им покупают взрослые, бездумно портят, ломают и выбрасывают вещи, родители в таких случаях объясняют, что нужно уважать труд взрослых.

Зная реальную жизнь каждого ребенка в семье, мы педагоги можем помочь детям понять, почему в каждой семье есть свой достаток и свои возможности. С какого возраста надо говорить об экономическом воспитании детей? Как надо знакомить детей с экономикой? Самостоятельно дошкольник не освоит эту область, а вот вместе с педагогами и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Становится понятным, что вместе с освоением предметного мира возникают задачи не только экономического, но и нравственно –трудового воспитания. Ребенок начинает понимать, откуда появляется материальный мир и как следует к нему относиться. Ведь от того, что будет заложено в детстве во многом зависит каким станет ребенок, какую профессию он выберет, как приспособится он к социальному миру взрослых. «Зачем дошкольнику экономика и как донести её до детей?» ответ на этот вопрос можно найти в программе Владимира Кудрявцева «Тропинки», по которой работает наш детский сад. По одной из тропинок, я решила повести детей своей группы. И эта тропинка называется «Тропинка в экономику» под редакцией Анны Демьяновны Шатовой. Через эту тропинку ребёнок входит в сложный мир экономики, познаёт его по-своему, додумывая, достраивая то, что ему пока непонятно. Изучив данную программу, я поняла, что она будет интересна детям моей группы и вообще детям этого возраста.

Исходя из данных психолого-педагогических исследований:

- к пяти-шестилетнему возрасту у детей появляется способность понимания важности социально значимых дел, формируется определенная оценка социальных явлений, ориентация на оценочное отношение взрослых;

-к шести годам появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смыслы деятельности;

- у детей старшего дошкольного возраста происходит формирование нового типа психической организации , обеспечивающей более эффективную адаптацию к социальной реальности;

-речь начинает выполнять основную функцию в регуляции поведения и деятельности детей. Появляется способность решать задачи в умственном плане;

-к пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка которая позволяет ему осознавать свои возможности(успех-неуспех).

Современные дети привыкают получать сразу и всё, то, что они хотят. У детей нет осознанного понятия «дорого», «дешево», «потери», «приобретения». При внедрении этой программы я наблюдаю, что дети начинают понимать, откуда появляется материальный мир, как следует к нему относиться, что потребности есть не только у них, что такое комфортный мир и как он создаётся. Что в каждую вещь вложен труд людей, который надо ценить и беречь.

Вся работа проходит через четыре блока:

1.«Труд-продукт (товар)»;

2.«Деньги – цена(стоимость)»;

3. «Реклама: желания и возможности»;

4.«Полезные навыки и привычки в быту- Тоже экономика»

Работать по этой программе интересно. Данная программа не нацелена на то, чтобы работать одновременно по всем разделам, наоборот предлагается постепенное внедрение каждого блока. Первый и второй блок я вела год, потому что в практической работе возникали всё новые и новые потребности детей. Благодаря детской инициативе тематика игр, бесед, проектов, проблемных ситуаций расширилась. Тропинка в экономику проходит в непринуждённой обстановке, чтобы не лишать ребёнка мыслить самостоятельно, поэтому дети сами выступают инициаторами экономических знаний. Детям экономика нужна, она им интересна. Начинается она с простого вопроса ребёнка «я хочу, а мама мне не покупает», «а почему не покупает?» «а почему говорит нет денег?» Дети на занятиях стали разбираться, что такое деньги, зачем они нужны, как их зарабатывают, куда они тратятся. Они знакомятся с новыми профессиями, узнают зачем нам реклама, что можно и что нельзя рекламировать, как «ненужная» реклама приносит «вред бюджету семьи». Дети учатся планировать свои «желания» и рассматривать их с точки зрения «полезности». Ребята узнали, что «бюджет семьи» - совокупный доход мамы и папы, который распределяется сначала на необходимое, а «необходимым» оказалось не шоколадки и конфеты, а электричество, вода, отопление.  Дети стали свидетелями всех экономических интересов, которые решает семья, так как в наше время дети не ценят того, что им покупают взрослые для их повседневной жизни. Они бездумно и безжалостно ломают, портят вещи, выбрасывают игрушки. Процесс экономического воспитания я реализую через различные формы, методы и приёмы (дидактические и сюжетно ролевые игры с экономическим содержанием, проблемные ситуации, сказки, пословицы и поговорки, логические задачки). Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке ему понятном, дети начинают понимать, что такое чужой труд, почему его следует уважать, что родители вкладывают много сил, для благосостояния семьи.

Началось всё с обычной воды, которую кто-то из детей не закрыл. Ребёнок пришёл и сказал, что не закрыли кран и крутятся счётчики. Все вместе мы побеседовали на тему для чего стоят счётчик, кто их устанавливает, какую пользу они приносят. Для чего нужна экономия воды, света, зачем вообще экономить и надо ли экономить? Дети с удовольствием приводили свои примеры из жизни и объясняли, как они понимают пользу экономии. С помощью бесед, игр дети учатся беречь ресурсы: воду, свет. Учатся понимать почему нужна вода и зачем её надо экономить. Родители показывали детям квитанции и объясняли, сколько они оплатили в одном месяце, и сколько в другом. На занятиях мы разбирали. Почему выходило то больше, то меньше. Дети сами делали выводы, что там где выходит больше, не происходит экономии, значить бежал кран, долго горел свет. Далее начались беседы, на которых мы рассматривали бюджет семьи, опять же на примере из жизни нашей группы, когда ребёнок плачет «Мама купи мороженое», а мама говорит: «Нет денег». Дети узнали, что такое «бюджет семьи», что есть необходимые нужды, оплата услуг, которые предоставляет государство и это жизненно необходимые услуги: свет, вода, отопление. При распределении бюджета семьи дети сами объясняли, насколько нужны и важны те или другие затраты. Домашним заданием было совместно с родителями составить бюджет семьи, родители с большим удовольствием выполняли это задание вместе с детьмии объясняли детям хватает ли им денег на все «что я хочу». Итогом было защита проектов «Мой семейный бюджет» на котором дети полностью разъясняли всем зачем и для чего они тратят деньги на те или иные нужды.

Очень результативна такая форма работы как сюжетно-ролевые игры и развлечения. Игра «Выставка-распродажа» на которой дети сначала сами лепили грибы в корзине, а потом их продавали, в ходе этой игры дети познакомились с такими понятиями, как «качество товара», «некачественные товары», «бракованные товары». Развлечение «Деньги разных сказок», на котором детям были даны новые экономические понятия «прибыль», «доход», а также они узнали в каких сказках использовались деньги.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» стала намного интереснее в том плане, что дети, когда приходили за покупками сами решали нужен им тот или иной продукт или они оставят деньги, чтобы положить в копилку.

Очень интересная сюжетно-дидактическая игра «Если бы я был мамой или папой..» где детям предлагается побыть в роли одного из родителей и имея бюджет семьи сходить в магазин. Цель игры: ребёнок сам должен решить какие товары нужны на данный момент его семье, как он потратит деньги.

Нравится детям игра «Город мастеров» в ней формируется представление о продаже товаров, детям даю понятия «качественный товар», «ручная работа», о том, что цена зависит от качества товара. Её дети проводят после аппликации или лепки. Выбирают несколько человек «покупателей», выкладывают свои работы на столы и назначают цену, а покупатель ходит и пытается сбить цену, объясняя продавцу «качественный» товар или «некачественный».

Родители моей группы приготовили атрибуты, наглядный материал и мы проводили занятия «Денежные единицы разных стран», где дети узнали, что в других странах тоже есть деньги и как они называются.

Очень интересной была тема накопления денежных средств. «Зачем нужныденьги? Как накопить на отдых и путешествия? Когда мама купит все вкусняшки?» – эти и другие вопросы разбирали дети нашей группы.Дети узнали, что их домашние копилки — это своего рода банк, куда они складывают «лишние деньги», и если их накопить, то можно в будущем приобрести задуманную игрушку. Так же дети познакомились с профессией - "финансовый консультант", который рассказал, что деньги могут «работать», то есть если их вложить в страховой фонд и его пополнять, то в будущем, они могут получить хорошую сумму, на которую могут собраться в школу, купить необходимую одежду или игрушку. К нам приходил финансовый консультант одной из страховых компаний, который рассказал детям, в чём заключается его работа, как можно накопить деньги, куда их вложить, чтобы они работали. Дети приняли участие в конкурсе рисунков этой страховой компании. Благодаря этим занятиям дети понимают, что если не покупать много ненужного и лишнего, то можно накопить на одну нужную и хорошую вещь.. Главное, что уясняют дети,что деньги нельзя красть и выпрашивать, они просто так никому не даются, их зарабатывают, работая с утра до вечера. На занятия к детям приходили родители. Которые рассказывали о своей работе, как рано они встают. Чтобы поехать на работу, что делают, во сколько приезжают. Все эти рассказы и беседы способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать, что просто так ничего не даётся, что надо уважать труд взрослых, чтобы что-то получить он тоже должен выполнить какие-либо условия, которые просят от него родители. Больше всего детям понравился раздел реклама, они с удовольствием рекламировали всё вокруг, свою одежду, мебель, свои поделки, рисунки, при том чётко объясняя есть ли в данной работе брак и почему за неё можно дать цену ниже. Очень хорошо дети разграничили полезную и вредную рекламу, сделали выводы. Что в полезных рекламах сока, йогурта, печений, памперсов всегда присутствует семья (мама, папа, дети), а при показе вредной рекламы (спиртное, сигареты, чипсы, кириешки) на экране только компании или животные. То есть дети уже обращают внимание и понимают вред рекламы, которая ведёт на разрушение семейных ценностей. Итогом этого блока занятий было задание: Нарисовать и прорекламировать любой продукт, который любит ребёнок.



Исходя из всего сказанного можно сделать вывод, что повседневные жизненные ситуации очень хорошо помогают детям понять темы данной программы, применяя всё на практике дети понимают, что свою работу надо выполнять честно и аккуратно, тогда за неё хорошо заплатят.

Все эти занятия развивают экономическое мышление, у ребёнка происходит формирование экономического сознания, развивается любознательность, мышление.
















































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!