СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценность нации (о пользе чтения)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта работа - результат многолетних наблюдений и неслучайных выводов. Чтение - это путь к успеху!

Просмотр содержимого документа
«Ценность нации (о пользе чтения)»




Орлова Л.Г., учитель русского языка и литературы ГБОУ школа №83


Выборгского района Санкт-Петербурга



Ценность нации

Ученик без книги –

как солдат без ружья.

Н. И. Новиков




Новые запросы времени выдвигают новые проблемы. Известно, что книга играет огромную роль в развитии человека: с годами она формирует наше мировоззрение и отношение к жизненным ценностям. Проблема чтения молодёжи оставляет желать лучшего.

В начале двадцатого века Петербург являлся самым читающим городом. Хоть и существовала проблема безграмотности, но люди уже не могли представить жизнь без новостей. Особенно популярными были газеты и журналы, которые выпускались огромными тиражами. Периодика формировала не только общественное мнение, но и нравственные ценности нации.

Людей, склонившихся над книгами, можно было наблюдать в транспорте с 1954 по 1990 год. Каждый что-то читал, делился на работе. Книга была предметом интересного обсуждения во всех слоях общества и с родными. Но для этого нужно было шагать всем в одном направлении, просто быть, как говорили раньше, начитанным человеком.

Как ни странно, книг не хватало. Читатель жаждал ещё и ещё. Книжный бум только разрастался: в 80-е годы в Ленинграде мы с азартом собирали макулатуру, чтобы за 20 килограммов получить заветный абонемент, дающий право на покупку книги.

Ещё двадцать пять лет назад мы и не подумали бы говорить о чтении как о проблеме. Что случилось? Что произошло?

Сегодня педагогическое сообщество волнует вопрос технологии чтения. Теперь так это принято называть. На первый взгляд – странное словосочетание! А простыми словами – научное описание как нужно читать. А ещё и сколько? И когда? И как? Целый производственный процесс! Технологии – это стремление к сжатию времени, то есть получение результата в максимально короткий срок. Здесь не учитывается переутомление и выгорание человека; возникновение у него таких заболеваний, в результате которых он может совершать роковые ошибки, не сущие вред многим людям и самому себе. Где кроется формула? Попробуем разобраться.

Для этого нам нужно открутить колесо времени назад и постараться найти отправную точку, исток создания какого-либо созданного предмета чтения. Первые рукописные творения – это, отнюдь, не художественные произведения! В конце десятого века появились договоры с греками, обнаружились кириллические надписи в Новгороде – церковный устав Владимира Святославича (996г.) А лишь потом возникли былины о князе Владимире (9).

Как оказывается, человечеству и раньше были известны случаи призыва людей к чтению. Вероятно, существовал какой-то «барьер» для того, чтобы приблизиться к книге. И наших предков это сильно волновало. Например, Владимир Мономах писал о пользе книг (3). Великие люди девятнадцатого века также призывали молодёжь к чтению. Наш современник, Д.С. Лихачёв, тоже писал о пользе чтения (4).

Что же общего во всех этих посланиях? Может в них кроется магическая формула технологии чтения?

Среди такого обилия и доступности книг утрачивается интерес к чтению!?

А что же двигало тех, кто писал для нас?

Это - Нестор-летописец, один из авторов «Повести временных лет», которая имеет огромное значение для славянской культуры. Это - Даниил Заточник, произведения которого – кладезь житейской мудрости. Это - Иоанн Дамаскин, который составил точное изложение православной веры, а также рассчитал дату Пасхи. А в благодарность за своё исцеление сочинил песнопение «О Тебе радуется…». Это - Иоанн Златоуст – автор седьмой молитвы на сон грядущим. Что двигало этими людьми? Ведь их создания бесценны для человечества! Без их трудов мы бы не ведали на какой земле стоим, что делали наши предки, как менялся их жизненный уклад. Они писали, порой рискуя своей жизнью, чтобы мы прочитали, поняли и вобрали в себя культуру цивилизации, честную и достоверную.

Но вернёмся теперь в наше время.

Сегодня новые технологии диктуют другие формы получения знаний. Знаю не понаслышке. Учить по старинке не приветствуется. И кто его знает, какими технологиями владела няня А. С. Пушкина, Яковлева Арина Родионовна, что смогла так живо рассказывать сказки, привлекая внимание гения поэзии и вдохновляя его на новые, небывалые сочинения. Разработчики новых технологий в образовании замахнулись топором на прежние проверенные временем формы. А старых учителей, которые учат словом, а не с помощью гаджета, просто вынуждают освободить рабочие места. Мы, дескать, наберём молодых, более сговорчивых. Обучение с помощью картинок интереснее, но ведёт к отторжению учеников что-то прочитать, подумать над заданием.

Как показал небольшой промежуток времени (от 2000 до сегодняшнего дня), если дать волю медиа в школе, то обновлённый до абсурда процесс обучения поглотит и уничтожит всё драгоценное наработанное ранее. Подмена одного другим приведёт к искажению сознания, утрате нравственности, а вместе с тем и воспитание станет не таким уж важным, так как чувства стыда молодым чуждо, общественное порицание запрещено, а постыдным поступком можно даже пиар устроить. Ученик, азартно увлечённый гаджетами, лишается разума, поведение становится безумным, по умолчанию подавляются его реальные способности, в конечном итоге он становится заложником бесконечных игр, безвольным и безвластным рабом своей «игрушки». О победах в играх знает лишь он, так как другие им не восхитятся, а лишь посмеются. А то, что жизнь проходит мимо, то это он узнает потом. Конечно, прогресс необходим, но не всё же подряд нужно глотать. От некоторых порций может произойти отчуждение человека от всеобщих достигнутых результатов. Человек станет лишь потребителем, а не созидателем и не осознает вовремя, что всему когда-то бывает конец.

А так уж ли плохо нас учили наши учителя в двадцатом веке!? Возьмём, к примеру, такие имена, которые осчастливили своими открытиями всё человечество: Н. Е. Жуковский – «отец русской авиации», П. Н. Яблочков и А. Н. Лодыгин – создатели электрической лампочки, А. Н. Крылов – механик и математик в русском кораблестроении, А. Л. Пажитнов – изобретатель тетриса и так бесконечно можно перечислять имена, составляющие гордость Отечества. Всем им была присуща разумность и начитанность. Вот и делайте выводы.

Литература в школе – предмет элитарный, отнюдь не всем удаётся в него войти. К сожалению, в современной школе изучаются произведения классиков лишь фрагментарно. Причин тому много: то часов не хватает, то учеников замучили большими объёмами. Что автор изложил до и после – это для чтения самых усердных учеников. Разработчики считают, что сидеть долго за книжками ребятам очень вредно. А может быть «новинки» прикрывают существующее положение дел?

Сегодня каждый взрослый понимает, что чтение – это первооснова для развития личности и успешного обучения ученика. Ведь именно от чтения и понимания смысла прочитанного зависит осознанный интерес к длительному процессу обучения в целом. Молодежь мало читает и объясняет это тем, что неинтересно, скучно. Нежелание, непослушание породили самоуправство детей; их ещё неоправданное и ничем не подкреплённое возвеличивание над уважаемыми взрослыми приводят к разрыву, а «этот разрыв между поколениями нов, он глобален и всеобщ» (5). Ещё Дидро говорил: «Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению». И этот интерес будет удерживаться многие годы, а, может быть, и всю жизнь. От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет в дальнейшем.

В современном мире изменился характер чтения. Оно становится поверхностным или инструктивным. Глубокое чтение - занятие не из лёгких. И, если во главу угла в развитии маленьких членов общества мы не поставим чтение, то через десяток лет нам придётся дорого за это заплатить.

По последним опросам учащихся были сделаны ужасающие выводы. Ведь 30% из них считают, что читать их заставляют учителя и родители, что читать неинтересно, лучше во что-нибудь поиграть. Вопрос: есть ли в вашем доме книги – вообще ошеломил; так как некоторые респонденты ответили, что есть, это мои учебники. А так уж ли плохо читать? Отстранённость молодёжи от книг – путь к деградации. Но пока мы живём запасами «старой гвардии», ещё есть время задуматься. Мои современники помнят годы, когда наши национальные ценности запечатали в сундук, говорить что-то приличное о своей стране – значит поднять себя на смех, кому-то тогда было удобно, чтобы мы навсегда забыли о патриотизме, достоинстве, чести.

В процессе чтения человек становится умнее, обретает свой взгляд на вещи, способен строить свои планы и воплощать их в жизнь, может грамотно и понятно изъясняться, и, как следствие, реализовываться.

Начитанный человек имеет правильную речь. А что мы слышим сегодня? Но так ли уж виноваты мы, современные люди, в том, что коверкаем слова, вставляем в свою речь чужеродные выражения? Как известно, языком просвещения в ХVIII веке был французский. «Знать русский язык основательно, знать со всеми тонкостями, чувствовать всю силу его, красоту, важность; уметь говорить и писать на нём красиво, сильно, выразительно по приличию материи, времени и места: всё это составляет труд, едва преодолимый» (6)

Книги передают нравственные ценности от одного поколения к другому. Человек читающий – счастливый человек. Он не растеряется в трудной ситуации и ему не страшны трудности, так как всему есть примеры из нашей классики. Чтение познавательное является важной функцией формирования гармоничной личности. Глубокое чтение, то есть ещё и понимание между строк, воспитывает человека членом стабильного общества, на подсознании которого хранятся негласно установленные нормы поведения социального стандарта. Приобщение подростка к чтению – это одна из гарантий национальной безопасности. Русская художественная литература закладывает твёрдые нравственные ценности, которые составляют основу русского национального менталитета. Наши предки считали, что кризис – это расплата за необразованность, неразборчивость, легкомыслие и равнодушие.

Горы книг – это не всё, что нужно. Важно их прочитать « не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой» (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и понять! Вот именно! С толком!

Особо важно перед чтением вспомнить или повторить историю эпохи, о которой пойдёт речь в произведении. Ведь автор сделал то же самое: изучил исторические факты и географию событий.

В процессе чтения читатель должен определить позицию: на чьей стороне он и автор. Нужно постараться осознать и эмоционально «прожить» содержание текста. Обязательно отметить ключевые моменты. А также необходимо понять: для чего и в связи с чем было написано то или иное произведение и где это пригодится в жизни.

Читать следует не для количества, а для качества. И не всё подряд, а правильно отобранную литературу. Сделать это очень просто: достаточно взглянуть на оглавление, пробежать глазами по первой и последней страницам, а также прочитать аннотацию. Когда вы представили что даст эта книга, тогда можно приступить к её прочтению и изучению. Бесполезное поверхностное чтение пользы не принесёт, лишь украдёт ваше драгоценное время.

Как приучить ребёнка к чтению? С раннего детства в семье прививается любовь к чтению! Не надейтесь на кого-то. Читайте сказки с пелёнок, ведь в них заложен код нашей культуры. А дальше выбирайте сами, когда перейти от фольклора к художественной литературе: чем младше возраст и серьёзнее книжка, тем быстрее ребёнок начнёт рассуждать как взрослый. И ещё один момент на заметку: кто воспитывается нашими мудрыми бабушками, тот значительно превосходит по разуму своих сверстников.

А чтобы ребёнок сам потянулся за книжкой, нужно создать мотивацию. А для чего читать? Чтобы понимать кто ты. Чтобы развивать личный кругозор. Чтобы получать необходимую информацию. Чтобы обрести смысл жизни. Чтобы общаться с людьми. И так далее. Когда ребёнок овладеет побуквенным и осознанным чтением, то это ещё не всё. Важно добиться плавного чтения целыми словами и предложениями. Результат - проявляются учебно-познавательные мотивы чтения.

Чтение на скорость тоже может вызывать некоторый интерес, но это не самоцель.

Полезным будет чтение перед сном, так как сыграет роль ширмы от эмоциональных перегрузок и тяжёлого дня. Учёные доказали, что во время сна человек находится под впечатлением дня. Хорошая книга добавит в букет сновидений свежести и чистого дыхания.

Далее мы обращаем внимание детей на то, что не все слова одинаково произносятся и пишутся. Приобщаемся к орфографическому чтению. Проговариваем и запоминаем. Попутно развиваем фотографическую память.

Если мы хотим, чтобы наши дети читали, то читать нужно вместе с ними. Можно посостязаться в выразительности. Вместе что-то обсудить. А использование цитат в быту – это незаменимое богатство речи. Тогда вы будете на одной волне. Ваши мысли будут двигаться в одном направлении. Общение с книгой станет заразительным занятием.

Обязательно следует обсуждать прочитанную книгу, тогда ребёнок почувствует себя умным и понятливым.

И совсем не обязательно читать сразу много страниц. Можно читать поочередно, а, дойдя до интересного момента, оставить ребёнка наедине с книгой. Интрига развития событий не оставит его в покое: он обязательно захочет дочитать до конца.

Разборчивое чтение способствует благоприятному вступлению юного гражданина в социум. Книга – это средство дальнейшего самообразования. Постоянное чтение является тренажёром ума и разума. Ещё А. А. Прокопович-Антонский в книге «Рассуждение о воспитании» (1798) писал, что счастлив тот народ, где государь просвещён, а просвещённые чиновники видят свой долг в служении обществу».(6)

Сегодня демонстрация миру поступков и решений главы нашего государства говорит о его высочайшей образованности. Наше поколение гордится, что наконец-то дождалось такого Президента как В. В. Путин, думающего о благосостоянии государства.

Образованный человек должен постоянно размышлять о настоящем, минувшем и будущем, помнить всё, что с ним происходило, анализировать свои поступки с точки зрения разума. (1)

Человек, достигший своего совершеннолетия должен входить во взрослую жизнь самостоятельным и уверенным, вобравшим в свой ум все этнические ценности, знания и умения, уметь быть счастливым и полезным себе и государству, и ничто его так не поддержит, как своевременная начитанность.


P.S. Вот и получается, что технология чтения стара как этот мир: нельзя просто сесть один раз много-много прочитать и хватит. Как показывает опыт – это постоянный процесс длиною в жизнь!


Июнь, 2018


Литература

  1. Благово Д. Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений записанные и собранные её внуком Д. Благово. - Л.: 1989

  2. Кудрявцева Е.Б. Для сердца и разума – СПб.: Нестор-История, 2010

  3. Лаврентьевская летопись - Википедия

  4. Лихачёв Д.С. Письма о добром. - М.:1989

  5. Мид М. Культура и мир детства. – М.: 1988

  6. Прокопович-Антонский А.А. Рассуждение о воспитании 1798 г. - Википедия

  7. Тоффлер Э. Шок будущего. - М.: 2002

  8. Фуко М. Слова и вещи. – СПб.: 1994

  9. Хронология древнерусской литературы - Википедия

  10. Шпенглер О. Закат Европы. - М.: 1993





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!