СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл уроков по творчеству А. А. Фета.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержитт цикл уроков по творчеству А. Фета в 10 классе. Включены темы: "Жизнь и творчество А. А. Феты", " Пейзажная и любовная лирика в творчестве А. Фета".Особенности лирики А. Фета". "

Просмотр содержимого документа
«Цикл уроков по творчеству А. А. Фета.»

Урок №1  Афанасий Афанасьевич Фет  1820 - 1892 Первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию  Шенши́н . русский  поэт - лирик , переводчик, мемуарист.

Урок №1 Афанасий Афанасьевич Фет 1820 - 1892

Первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию  Шенши́н .

русский  поэт - лирик , переводчик, мемуарист.

Биография Отец  — Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта. Мать  — Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844). Отчим  — Шеншин Афанасий Неофитович (1775-1855).

Биография

  • Отец  — Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фёт (1789-1825), асессор городского суда Дармштадта.
  • Мать  — Шарлотта-Елизавета Беккер (1798-1844).
  • Отчим  — Шеншин Афанасий Неофитович (1775-1855).
Жена — Боткина Мария Петровна (1828—1894)

Жена — Боткина Мария Петровна (1828—1894)

 Обручившись с Иоганном Фётом 20-летняя Шарлотта не смогла прожить с ним и двух лет. Уже 18—19 сентября 1820 года 45-летний Афанасий Шеншин и беременная на 7 месяце вторым ребенком Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. В ноябре-декабре 1820 года в селе Новоселки у неё родился сын Афанасий от первого брака.   7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганн-Петер-Карл-Вильгельма Фёта, пугавшего ее и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги. 25 августа 1825 года Шарлота написала письмо брату Эрнсту, в котором рассказала о том, как хорошо заботится Шеншин о ее сыне Афанасии, что даже: «… Никто не заметит, что это не кровный его ребенок…» .

Обручившись с Иоганном Фётом 20-летняя Шарлотта не смогла прожить с ним и двух лет. Уже 18—19 сентября 1820 года 45-летний Афанасий Шеншин и беременная на 7 месяце вторым ребенком Шарлотта-Елизавета Беккер тайно выехали в Россию. В ноябре-декабре 1820 года в селе Новоселки у неё родился сын Афанасий от первого брака.

7 ноября 1823 года Шарлотта-Елизавета написала письмо в Дармштадт своему брату Эрнсту Беккеру, в котором жаловалась на бывшего мужа Иоганн-Петер-Карл-Вильгельма Фёта, пугавшего ее и предлагавшего усыновить сына Афанасия, если будут оплачены его долги.

25 августа 1825 года Шарлота написала письмо брату Эрнсту, в котором рассказала о том, как хорошо заботится Шеншин о ее сыне Афанасии, что даже: «… Никто не заметит, что это не кровный его ребенок…» .

В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад ее первый муж не оставил ей и ребенку денег: «… Чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребенку его права и честь; должен же он получить фамилию…» Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы — очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…»

В марте 1826 года она вновь написала брату, что умерший месяц назад ее первый муж не оставил ей и ребенку денег: «… Чтобы отомстить мне и Шеншину, он забыл собственное дитя, лишил его наследства и наложил на него пятно… Попытайся, если это возможно, упросить нашего милого отца, чтобы он помог вернуть этому ребенку его права и честь; должен же он получить фамилию…»

Затем, в следующем письме: «… Очень мне удивительно, что Фёт в завещании забыл и не признал своего сына. Человек может ошибаться, но отрицать законы природы — очень уж большая ошибка. Видно, перед смертью он был совсем больной…»

Знаменательные даты: 1853  — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под  Петербургом . Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с  Тургеневым ,  Некрасовым , Гончаровым  и др. Сближение с редакцией журнала  «Современник » . 1854  — служба в  Балтийском Порту , описанная в его мемуарах «Мои воспоминания». 1856  — третий сборник Фета. Редактор —  И. С. Тургенев . 1857  — женитьба Фета на  М. П. Боткиной , сестре критика  В. П. Боткина . 1858  — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве. 1859  — разрыв с журналом  «Современник » . 1863  — выход двухтомного собрания стихотворений Фета. 1867  — Фет избран мировым судьей на 11 лет.  1873  — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет. 1883 — 1891  — публикация четырёх выпусков сборника  «Вечерние огни » . 21 ноября   1892  — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от  сердечного приступа  предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Знаменательные даты:

1853  — Фета переводят в гвардейский полк, расквартированный под  Петербургом . Поэт часто бывает в Петербурге, тогда — столице. Встречи Фета с  ТургеневымНекрасовым , Гончаровым  и др. Сближение с редакцией журнала  «Современник » .

1854  — служба в  Балтийском Порту , описанная в его мемуарах «Мои воспоминания».

1856  — третий сборник Фета. Редактор —  И. С. Тургенев .

1857  — женитьба Фета на  М. П. Боткиной , сестре критика  В. П. Боткина .

1858  — поэт выходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра, поселяется в Москве.

1859  — разрыв с журналом  «Современник » .

1863  — выход двухтомного собрания стихотворений Фета.

1867  — Фет избран мировым судьей на 11 лет.

1873  — возвращено дворянство и фамилия Шеншин. Литературные произведения и переводы поэт и в дальнейшем подписывал фамилией Фет.

18831891  — публикация четырёх выпусков сборника  «Вечерние огни » .

21 ноября   1892  — кончина Фета в Москве. По некоторым данным, его смерти от  сердечного приступа  предшествовала попытка самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Смерть Афанасия Фета Предполагают, что смерть Фета началась с попытки самоубийства; «Не понимаю сознательного преумножения страданий, добровольно иду к неизбежному» . Хватает стилет для разрезания бумаги… Бежит в столовую…хватается за дверцу ящика, где хранились ножи… падает…умирает.  В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 21 ноября 1892 он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг... Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер... смерть его как бы была и не была самоубийством.

Смерть Афанасия Фета

  • Предполагают, что смерть Фета началась с попытки самоубийства;
  • «Не понимаю сознательного преумножения страданий, добровольно иду к неизбежному» .
  • Хватает стилет для разрезания бумаги…
  • Бежит в столовую…хватается за дверцу ящика, где хранились ножи… падает…умирает.

В старости Фет нередко говорил жене: «Ты никогда не увидишь, как я умру». 21 ноября 1892 он нашел предлог, чтобы отослать из дома жену, позвал секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательно приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». Подписав эту записку, Фет схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг... Секретарь, поранив себе руку, вырвала стилет. Тогда Фет побежал в столовую, схватился за дверцу ящика, где хранились ножи, но упал и умер... смерть его как бы была и не была самоубийством.

Творчество Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Творчество

Будучи одним из самых утончённых лириков, Фет поражал современников тем, что это не мешало ему одновременно быть чрезвычайно деловитым, предприимчивым и успешным помещиком.

Поэзия  Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии —  любовь  и  природа . Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.  Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с  Н. А. Некрасовым  — представителем социальной поэзии.  Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Поэзия

Творчество Фета характеризуется стремлением уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты». Основное содержание его поэзии —  любовь  и  природа . Стихотворения его отличаются тонкостью поэтического настроения и большим художественным мастерством.

Фет — представитель так называемой чистой поэзии. В связи с этим на протяжении всей жизни он спорил с  Н. А. Некрасовым  — представителем социальной поэзии.

Особенность поэтики Фета — разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком.

Самый яркий пример — стихотворение В этом стихотворении нет ни одного  глагола , однако статичное описание пространства передает само движение времени. Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале « Москвитянин » (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева). Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмовкой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа. Шёпот, робкое дыханье,  Трели соловья  Серебро и колыханье  Сонного ручья   Свет ночной, ночные тени  Тени без конца,  Ряд волшебных изменений  Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря,  И лобзания, и слёзы,  И заря, заря!..

Самый яркий пример — стихотворение

  • В этом стихотворении нет ни одного  глагола , однако статичное описание пространства передает само движение времени.
  • Стихотворение принадлежит к числу лучших поэтических произведений лирического жанра. Впервые опубликовано в журнале « Москвитянин » (1850 год), потом переработано и в окончательном варианте, спустя шесть лет, в сборнике «Стихотворения А. А. Фета» (издан под редакцией И. С. Тургенева).
  • Написано разностопным хореем с женской и мужской перекрёстной рифмовкой (достаточно редким для русской классической традиции размером). Как минимум, трижды становилось объектом литературоведческого анализа.
  • Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья Серебро и колыханье Сонного ручья Свет ночной, ночные тени Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
На стихи Фета написан романс

На стихи Фета написан романс "На заре ты её не буди".

Ещё одно знаменитое стихотворение Фета:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

 Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты.   А. Фет

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет

поэт природа лирика человек особенности поэзии

поэт

природа

лирика

человек

особенности поэзии

Домашняя работа: «Я  пришел  к  тебе  с  приветом…» (1843), «  ПЧЕЛЫ»,  «Сияла  ночь . Луной  был  полон  сад…»

Домашняя работа:

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843),

« ПЧЕЛЫ»,

«Сияла ночь . Луной был полон сад…»

Интеллектуальная разминка  1)«Что есть что?»  № 1.  а) троп  – слово, употреблённое в переносном значении;  б) рифма – созвучие окончаний стихов;  в) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением  на втором слоге;  г) оксюморон  – соединение противоречащих понятий № 2 .  а) эпитет  –образное определение, характеризующее  предмет, лицо, явление;  б) метафора  – скрытое сравнение;  в) строфа  – группа стихов, объединённых по смыслу и  рифмовкой;  г) поэтика – поэтическая манера писателя;

Интеллектуальная разминка 1)«Что есть что?»

1.

а) троп – слово, употреблённое в переносном значении;

б) рифма – созвучие окончаний стихов;

в) ямб – двусложный стихотворный размер с ударением

на втором слоге;

г) оксюморон – соединение противоречащих понятий

2 .

а) эпитет –образное определение, характеризующее

предмет, лицо, явление;

б) метафора – скрытое сравнение;

в) строфа – группа стихов, объединённых по смыслу и

рифмовкой;

г) поэтика – поэтическая манера писателя;

Урок №2  Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы.  Урок литературы. 10 класс.

Урок №2 Лирика А.Фета. Особенности его поэтической системы. Урок литературы. 10 класс.

Цели урока: проанализировать стихотворения А.Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»; обобщить особенности поэтической системы А. Фета в логико-структурную схему

Цели урока:

  • проанализировать стихотворения А.Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Ласточки»;
  • обобщить особенности поэтической системы А. Фета в логико-структурную схему

Загадки Афанасия Фета

Предполагаемый отец –

орловский помещик Афанасий ШЕНШИН

Мать – привезенная из Германии немка Карлотта ФЁТ (Фёт-фамилия её первого мужа)

1820 – 1892

Родился через месяц после приезда из Германии и за год до свадьбы.

Шеншин – 0-14 лет; 53-72 года.

Кто он?

? отец ?

? дата рождения ?

? любовь ?

? фамилия ?

А фанасий Фет – таинственная фигура среди российских поэтов. Его появление на свет, как и уход из жизни, окутаны покровом неизвестности. Дата рождения, имя отца не установлены, и споры по этому поводу ведутся и поныне. Но не только семейные тайны гениального лирического поэта вызывают живой интерес, не только его преждевременная и загадочная кончина стали предметом разнотолков при жизни и после. Любовь Фета также полна тайн и домыслов.

Он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака. Когда ему было 14 лет, «ошибка» в документах обнаружилась, и он был лишён фамилии, дворянства и русского подданства и стал « гессендармштадтским  подданным Афанасием Фётом» (таким образом, его отцом стал считаться первый муж Шарлотты, немец Фёт; кто в действительности был отцом Афанасия — неизвестно [1] ). В 1873 году он официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет (через «е»).

? причина смерти ?

Противоречия Афанасия Фета Один из самых утонченных лириков; Представитель «чистой поэзии»; В его лирике нет места чему-то обыденному, приземленному. Чрезвычайно деловой, предприимчивый и успешный помещик; Отказался от большой любви, поскольку за девушкой не давали приданого; Женился удачно, взяв за невестой немало, постоянно приумножал свои доходы.

Противоречия Афанасия Фета

  • Один из самых утонченных лириков;
  • Представитель «чистой поэзии»;
  • В его лирике нет места чему-то обыденному, приземленному.
  • Чрезвычайно деловой, предприимчивый и успешный помещик;
  • Отказался от большой любви, поскольку за девушкой не давали приданого;
  • Женился удачно, взяв за невестой немало, постоянно приумножал свои доходы.
Противоречия Афанасия Фета Среди звезд Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ,  Но лишь взгляну на огненную книгу,  Не численный я в ней читаю смысл. В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы, Вы говорите:

Противоречия Афанасия Фета

Среди звезд

Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу, Рабы, как я, мне прирожденных числ,

Но лишь взгляну на огненную книгу,

Не численный я в ней читаю смысл.

В венцах, лучах, алмазах, как калифы, Излишние средь жалких нужд земных, Незыблемой мечты иероглифы,

Вы говорите: "Вечность — мы, ты — миг.

Чувтва скорби о том, что керосин стал стоить 12 копеек

Любовь Афанасия Фета 1845 год - армейская служба на Украине; Знакомство с высокообразованной талантливой пианисткой Марией Лазич; Мария – большая поклонница лирики Фета – влюбляется в него; Фет не готов жениться, о чем прямо ей говорит; Мария умоляет не прекращать встреч;

Любовь Афанасия Фета

  • 1845 год - армейская служба на Украине;
  • Знакомство с высокообразованной талантливой пианисткой Марией Лазич;
  • Мария – большая поклонница лирики Фета – влюбляется в него;
  • Фет не готов жениться, о чем прямо ей говорит;
  • Мария умоляет не прекращать встреч;

Любовь Афанасия Фета

Её последние слова: « Он не виноват, а я…»

  • Фет окончательно разрывает отношения;
  • Через несколько месяцев …
  • непотушенная спичка…
  • загоревшееся платье…
  • она факелом проносится по всем комнатам дома – никто ее не видит…
  • выбегает на балкон…
  • порывы ветра ещё больше раздувают горящее платье.
  • Мария умирает в страшных мучениях через несколько дней.

Самоубийство?

Вся любовная лирика Фета – страстный монолог, обращенный к Марии, полный раскаяния.

Смерть молодой женщины трудно вообразить. Она заживо сгорела в пламени огня.  Трагедия произошла в доме отца. Он запрещал своим дочерям курить, и они делали это украдкой. Так и в последний раз Мария прилегла с книгой в белом кисейном платье, закурив, бросила на пол спичку, полностью сосредоточившись на чтении. От непотушенной спички загорелся лежавший на полу подол платья, она только тогда это заметила, когда вся правая сторона его пылала огнём.

Растерявшись, девушка вместо того, чтобы повалиться на пол, и постараться затушить огонь своим телом, бросилась бегом по всем комнатам к балконной двери. Горящие куски ткани отрывались и падали на паркет. Выбежав на балкон, несчастная лишь усложнила ситуацию - на воздухе пламя поднялось выше головы…

В тот момент в доме было безлюдно, и никто не мог помочь объятой пламенем Марии справиться с огнём. Но все, кто находился во дворе, слышали, как горящим факелом пробегая по комнатам свои последние метры, она кричала: «Берегите письма!». От сильных ожогов Марию невозможно было спасти, и на четвёртые сутки она скончалась.  Её последней фразой было: «Он не виноват, а я…».

ТЕМЫ ЛИРИКИ ФЕТА:  природа, любовь, музыка, песня. В основном лирика бессюжетна.
  • ТЕМЫ ЛИРИКИ ФЕТА:
  • природа,
  • любовь,
  • музыка,
  • песня.
  • В основном лирика бессюжетна.
Особенности лирики Стремление уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты»; Основное содержание его поэзии: «вечная красота природы и бесконечная сила любви» – «чистая поэзия» (В.Соловьев); Разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком; Настроение – светлое, жизнерадостное; В лирике нет тоски, страданий, трагического разлада – только тихая, светлая грусть; Умеет видеть красоту жизни во всех явлениях действительности, даже в самых обыденных.

Особенности лирики

  • Стремление уйти от повседневной действительности в «светлое царство мечты»;
  • Основное содержание его поэзии: «вечная красота природы и бесконечная сила любви» – «чистая поэзия» (В.Соловьев);
  • Разговор о самом важном ограничивается прозрачным намёком;
  • Настроение – светлое, жизнерадостное;
  • В лирике нет тоски, страданий, трагического разлада – только тихая, светлая грусть;
  • Умеет видеть красоту жизни во всех явлениях действительности, даже в самых обыденных.
Особенности лирики « поэт мгновенья» – умение передавать полноту текущей минуты, мимолетные, неуловимые, часто смутные ощущения; Узость тематики: природа, любовь, красота; «Поэтическую трапезу г.Фета, за весьма редким исключением составляют:вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон и прекрасные плечи».  Салтыков-Щедрин

Особенности лирики

  • « поэт мгновенья» – умение передавать полноту текущей минуты, мимолетные, неуловимые, часто смутные ощущения;
  • Узость тематики: природа, любовь, красота;

«Поэтическую трапезу г.Фета, за весьма редким исключением составляют:вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон и прекрасные плечи».

Салтыков-Щедрин

П.И.Чайковский о А.А.Фете: “ Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”

П.И.Чайковский о А.А.Фете:

  • Это не просто поэт, скорее поэт – музыкант, как бы избегающий таких тем, которые легко поддаются выражению словом”
Философская лирика Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно, - человечно. А. А. Фет Философия – особая форма познания мира, мировоззрение, система взглядов. Философия лирики А.А.Фета - поклонение красоте жизни во всех её проявлениях

Философская лирика

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

А. А. Фет

  • Философия – особая форма познания мира, мировоззрение, система взглядов.
  • Философия лирики А.А.Фета - поклонение красоте жизни во всех её проявлениях
Позиция А.А.Фета 1858г. М.Катков, редактор журнала «Русский вестник»: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!» А.А.Фет: поэзия – не для выражения гражданской позиции.  Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток? Почему в поэзии А. Фета мы не найдём прозы жизни, её грязных сторон?

Позиция А.А.Фета

  • 1858г. М.Катков, редактор журнала «Русский вестник»: «Вот бы вам вашим поэтическим пером иллюстрировать это событие!»
  • А.А.Фет: поэзия – не для выражения гражданской позиции.

  • Фет не откликался в стихах на острые вопросы современности. Достоинство это или недостаток?
  • Почему в поэзии А. Фета мы не найдём прозы жизни, её грязных сторон?

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843) Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;  Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;  Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;  Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. Какова тема этого стихотворения? Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими художественно-выразительными средствами? В каком значении поэт употребляет слово «жажда»? Как соотносятся состояние природы и настроение человека? Что такое психологический параллелизм?

«Я пришел к тебе с приветом…» (1843)

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

  • Какова тема этого стихотворения?
  • Как поэту удаётся создать мир живой природы? Какими художественно-выразительными средствами?
  • В каком значении поэт употребляет слово «жажда»?
  • Как соотносятся состояние природы и настроение человека?
  • Что такое психологический параллелизм?
Тезаурус: Период (от греч. periodos — обход, окружность) стилистическая фигура; большое, сложное, законченное предложение,  представляющее собой структурно-смысловое единство. Психологический параллелизм – один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения

Тезаурус:

  • Период (от греч. periodos — обход, окружность)

стилистическая фигура; большое, сложное, законченное предложение, 

представляющее собой структурно-смысловое единство.

  • Психологический параллелизм

один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения

Особенности лирики А.А.Фета Реальный мир в конкретных деталях.  Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах)  Передача особого состояния человека. Музыкальность.

Особенности лирики А.А.Фета

  • Реальный мир в конкретных деталях.
  • Многомерность (использование слова в необычных позициях и новых смыслах)
  • Передача особого состояния человека.
  • Музыкальность.

«Пчелы» (1854) Пропаду от тоски я и лени, Одинокая жизнь не мила, Сердце ноет, слабеют колени, В каждый гвоздик душистой сирени, Распевая, вползает пчела.  Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу... С каждым шагом не легче на воле, Сердце пышет всё боле и боле, Точно уголь в груди я несу.  Нет, постой же! С тоскою моею Здесь расстанусь. Черемуха спит: Ах, опять эти пчелы под нею! И никак я понять не умею, На цветах ли, в ушах ли звенит. Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении могли бы указать Фету его друзья? Понаблюдайте за «превращениями» в стихотворении. Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть может, сознательно? Для него действительно важно? В чём ж заключается другая особенность философской лирики Фета?  Что вызывает чувства и переживания поэта? Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении? В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

«Пчелы» (1854)

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,

Сердце ноет, слабеют колени,

В каждый гвоздик душистой сирени,

Распевая, вползает пчела.

Дай хоть выйду я в чистое поле

Иль совсем потеряюсь в лесу...

С каждым шагом не легче на воле,

Сердце пышет всё боле и боле,

Точно уголь в груди я несу.

Нет, постой же! С тоскою моею

Здесь расстанусь. Черемуха спит:

Ах, опять эти пчелы под нею!

И никак я понять не умею,

На цветах ли, в ушах ли звенит.

  • Как вы думаете, на какую «оговорку» в этом стихотворении могли бы указать Фету его друзья?
  • Понаблюдайте за «превращениями» в стихотворении. Как можно объяснить эту «оговорку», допущенную Фетом, быть может, сознательно?
  • Для него действительно важно?
  • В чём ж заключается другая особенность философской лирики Фета?

  • Что вызывает чувства и переживания поэта?
  • Какова тема стихотворения? Какие образы мы видим в стихотворении?
  • В чём вы видите философичность стихотворения А. Фета? Почему он вновь говорит о музыке, о пении?

«Сияла ночь. Луной был полон сад…»

  • К данным тезисам найдите примеры из текста:

  • Лирический герой испытывает восторг и преклонение перед силой вокального искусства.
  • Радость восприятия бытия.
  • Поэт создаёт целостную, динамическую картину, в которой обобщение и соединение образов природы, любви, музыки помогают поэту выразить всю полноту радости восприятия бытия.
  • Человеческая душа вся открывается навстречу красоте, растворяется в ней и обретает силы, чтобы жить дальше: верить, надеяться, любить.

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

  • Сделаем выводы. Характерные особенности лирики А.Фета.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • новые формы человек и природа - едины безглагольность использование приёмов импрессионизма метафоричность ассоциативность музыкальность, мелодичность
  • новые формы человек и природа - едины безглагольность использование приёмов импрессионизма метафоричность ассоциативность музыкальность, мелодичность
  • новые формы человек и природа - едины безглагольность использование приёмов импрессионизма метафоричность ассоциативность музыкальность, мелодичность
  • новые формы
  • человек и природа - едины
  • безглагольность
  • использование приёмов импрессионизма
  • метафоричность
  • ассоциативность
  • музыкальность, мелодичность
  •  
  • Таким интересным был этот поэт, разделивший свою жизнь на 2 половины. Фет – автор прекрасных стихов, поклонник красоты во всех её проявлениях и Шеншин – служака, расчётливый помещик, ненавидящий прогресс, всю свою жизнь добивавшийся титула дворянина и отцовской фамилии. Титул дворянина Фету всё-таки пожаловали уже на закате его жизни.
  • Фет познает мир через чувства. Свою философию он строит на культуре и культе красоты. Ценность красоты поэт видит в том, что она помогает человеку вырваться из обыденной жизни.
  • Красота – для художника, который выше человеческого, так как поэт и человек не одно и тоже.
Домашняя работа: Фет «Благовонная ночь, благодатная ночь» Это утро, радость эта Ива Травы степные унизаны влагой вечерней, Сентябрьская роза За вздохом утренним мороза «От огней , от толпы беспощадной». «Жду я , тревогой объят». «Летом мы шли по тропинке единственной» «Когда читала ты мучительные строки» «Долго снились мне вопли рыданий твоих» «Солнца луч промеж туч» «Маленькие стихи» «Alter ego»
  • Домашняя работа:
  • Фет «Благовонная ночь, благодатная ночь»
  • Это утро, радость эта
  • Ива
  • Травы степные унизаны влагой вечерней,
  • Сентябрьская роза За вздохом утренним мороза
  • «От огней , от толпы беспощадной».
  • «Жду я , тревогой объят».
  • «Летом мы шли по тропинке единственной»
  • «Когда читала ты мучительные строки»
  • «Долго снились мне вопли рыданий твоих»
  • «Солнца луч промеж туч»
  • «Маленькие стихи»
  • «Alter ego»
Интеллектуальная разминка. «Подскажи словечко»     Закончите поэтические строки; назовите их автора. а)Мысль изречённая ….………….. ;  б) Опять серебряные змеи … ;  в) Что душа всё так же счастью  И …………………… ;  г) Туманная и тихая лазурь  Над ……………… землёю ;  д) В дымных тучках пурпур розы …; е) Не то, что мните вы, природа …  ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали  Лучи …

Интеллектуальная разминка. «Подскажи словечко»

Закончите поэтические строки; назовите их автора.

а)Мысль изречённая ….………….. ;

б) Опять серебряные змеи … ;

в) Что душа всё так же счастью

И …………………… ;

г) Туманная и тихая лазурь

Над ……………… землёю ;

д) В дымных тучках пурпур розы …;

е) Не то, что мните вы, природа …

ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи …

 Интеллектуальная разминка (2)     а)Мысль изречённая есть ложь. (Ф.И.Тютчев “Silentium”); б) Опять серебряные змеи  Через сугробы поползли (А.А.Фет «Какая грусть!..»); в) Что душа всё так же счастью  И тебе служить готова… (А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»); г) Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю. (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»); д) В дымных тучках пурпур розы,  Отблеск янтаря… (А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»); е) Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик; (Ф.И.Тютчев  «Не то, что мните»); ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. (А.А.Фет «Сияла ночь»)

Интеллектуальная разминка (2)

а)Мысль изречённая есть ложь. (Ф.И.Тютчев “Silentium”);

б) Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли (А.А.Фет «Какая грусть!..»);

в) Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова… (А.А.Фет «Я пришёл к тебе …»);

г) Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю. (Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»);

д) В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря… (А.А.Фет «Шёпот, робкое дыханье…»);

е) Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик; (Ф.И.Тютчев «Не то, что мните»);

ж) Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней. (А.А.Фет «Сияла ночь»)

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты.   А. Фет  Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви.   П.Кудрявцев (искусствовед)   Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет?

Я никогда не мог понять, чтоб искусство интересовалось чем-то помимо красоты. А. Фет Мне кажется, что миллионы людей благодарны Фету за то, что он обнажил перед ними красоту мира, жизни и любви. П.Кудрявцев (искусствовед) Какую красоту и в чём Вам уже открыл или поможет открыть поэт Афанасий Фет?

Урок №3  Природа в лирике Фета. Любовная лирика Фета. Эпитет в лирике Фета Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают… А.А. Фет

Урок №3 Природа в лирике Фета. Любовная лирика Фета. Эпитет в лирике Фета

Мир во всех своих частях равно прекрасен.

Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары

природы, влияет даже на тех, которые ее не сознают…

А.А. Фет

  Чтение наизусть стихотворения А.А. Фета  «Благовонная ночь, благодатная ночь» Какие эмоции вы испытали? Как Фету удается вызвать в вас эти эмоции? Чем его стихотворения отличаются от произведений других поэтов? Какие мгновения жизни пытается запечатлеть Афанасий Фет? Для чего это необходимо Фету? (обращаем внимание на эпиграф к первому этапу урока). Благовонная ночь, благодатная ночь, Раздраженье недужной души! Всё бы слушал тебя — и молчать мне невмочь В говорящей так ясно тиши.   Широко раскидалась лазурная высь, И огни золотые горят; Эти звезды кругом точно все собрались, Не мигая, смотреть в этот сад.   А уж месяц, что всплыл над зубцами аллей И в лицо прямо смотрит, — он жгуч; В недалекой тени непроглядных ветвей И сверкает, и плещется ключ.   И меняется звуков отдельный удар; Так ласкательно шепчут струи, Словно робкие струны воркуют гитар, Напевая призывы любви.   Словно всё и горит и звенит заодно, Чтоб мечте невозможной помочь; Словно, дрогнув слегка, распахнется окно Поглядеть в серебристую ночь.

  Чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Благовонная ночь, благодатная ночь»

  • Какие эмоции вы испытали?
  • Как Фету удается вызвать в вас эти эмоции? Чем его стихотворения отличаются от произведений других поэтов?
  • Какие мгновения жизни пытается запечатлеть Афанасий Фет?
  • Для чего это необходимо Фету? (обращаем внимание на эпиграф к первому этапу урока).
  • Благовонная ночь, благодатная ночь,
  • Раздраженье недужной души!
  • Всё бы слушал тебя — и молчать мне невмочь
  • В говорящей так ясно тиши.
  •  
  • Широко раскидалась лазурная высь,
  • И огни золотые горят;
  • Эти звезды кругом точно все собрались,
  • Не мигая, смотреть в этот сад.
  •  
  • А уж месяц, что всплыл над зубцами аллей
  • И в лицо прямо смотрит, — он жгуч;
  • В недалекой тени непроглядных ветвей
  • И сверкает, и плещется ключ.
  •  
  • И меняется звуков отдельный удар;
  • Так ласкательно шепчут струи,
  • Словно робкие струны воркуют гитар,
  • Напевая призывы любви.
  •  
  • Словно всё и горит и звенит заодно,
  • Чтоб мечте невозможной помочь;
  • Словно, дрогнув слегка, распахнется окно
  • Поглядеть в серебристую ночь.
 «Поэтический словарь» Эпитеты Метафоры Повторы слов Звукопись Ассонанс Аллитерация Цветопись Психологический параллелизм -  последовательное сопоставление картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей. Синтаксический параллелизм -  это единообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.   Постановка проблемного вопроса урока: 1) Каково смысловое содержание поэтических произведений Фета о природе?  
  • «Поэтический словарь»
  • Эпитеты
  • Метафоры
  • Повторы слов
  • Звукопись
  • Ассонанс
  • Аллитерация
  • Цветопись
  • Психологический параллелизм -  последовательное сопоставление картин, мотивов, образов из мира природы и ситуаций, отношений, поступков людей.
  • Синтаксический параллелизм -  это единообразное построение нескольких предложений, в которых одинаково выраженные члены располагаются в одной последовательности.
  •  
  • Постановка проблемного вопроса урока:
  • 1) Каково смысловое содержание поэтических произведений Фета о природе?
  •  

Групповая работа. «Поэтическая лаборатория №1»

Это утро, радость эта…

Это утро, радость эта,

Ива

Эта мощь и дня и света,

Сядем здесь, у этой ивы,

Этот синий свод,

Что за чудные извивы

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

На коре вокруг дупла!

А под ивой как красивы

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Золотые переливы

Струй дрожащего стекла!

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

 

Ветви сочные дугою

Эти горы, эти долы,

Перегнулись над водою,

Эти мошки, эти пчелы,

Как зеленый водопад;

Этот зык и свист,

Как живые, как иглою,

Эти зори без затменья,

Будто споря меж собою,

Этот вздох ночной селенья,

Листья воду бороздят.

Эта ночь без сна,

 

Эта мгла и жар постели,

В этом зеркале под ивой

Эта дробь и эти трели,

Уловил мой глаз ревнивый

Это всё - весна.

Сердцу милые черты...

Мягче взор твой горделивый...

Я дрожу, глядя, счастливый,

Как в воде дрожишь и ты.

  • Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета попутно заполняя карту урока:
  • а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);
  • б) назовите изобразительные средства (см. словарь на экране), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;
  • в) определите авторский замысел всего стихотворения.
  • 3) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.
  • 4) Создайте картину - впечатление по стихотворению Фета в программе Sketch book.
  • 5) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.
  • Для художника впечатление, вызвавшее произведение,
  • дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .
  • А.А. Фет, русский поэт
  • Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную
  • область музыки, в которую я уходил,
  • насколько хватало сил моих.
  • А.А. Фет, русский поэт
  • «Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,
  • трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”
  • Михаил Наумович Эпштейн,
  • российский лингвист, литературовед, философ.
  •  

Групповая работа. «Поэтическая лаборатория №2»

  • Проанализируйте стихотворение по предложенным вопросам, которые отражают систему поэтического мышления Фета, попутно заполняя карту урока:
  • а) какие картины природы, мгновения волнуют Фета (найдите в поэтическом тексте слова, которые помогают вам это понять, назовите их);
  • б) назовите изобразительные средства (см. словарь на доске), с помощью которых Фет воздействует на эмоциональную сферу человека;
  • в) определите авторский замысел всего стихотворения.
  • 3) Подберите, согласно смыслу поэтического текста, музыкальное сопровождение.
  • 4) Создайте фильм по стихотворению Фета в программе iMovie, используя изображения импрессионистов.
  • 5) Выберите один из предложенных эпиграфов к вашему ответу, объясните свой выбор.
  • Для художника впечатление, вызвавшее произведение,
  • дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление .
  • А.А. Фет, русский поэт
  • Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную
  • область музыки, в которую я уходил,
  • насколько хватало сил моих.
  • А.А. Фет, русский поэт
  • «Вообще ему близко все гибкое, нежное, летучее,
  • трепещущее” - природа предстает в отблесках, тенях, сгущениях, отражениях; эти воздушные переливы красок сближают его поэзию с живописью импрессионистов”
  • Михаил Наумович Эпштейн,
  • российский лингвист, литературовед, философ

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Сентябрьская роза

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

За вздохом утренним мороза,

 

Румянец уст приотворя,

Как странно улыбнулась роза

В этой ночи, как в желаниях, все беспредельно,

В день быстролетней сентября!

Крылья растут у каких-то воздушных стремлений,

Взял бы тебя и помчался бы так же бесцельно,

 

Перед порхающей синицей

Свет унося, покидая неверные тени.

В давно безлиственных кустах

 

Можно ли, друг мой, томиться в тяжелой кручине?

Как дерзко выступать царицей

С приветом вешним на устах.

Как не забыть, хоть на время, язвительных терний?

Травы степные сверкают росою вечерней,

 

Месяц зеркальный бежит по лазурной пустыне.

Расцвесть в надежде неуклонной -

С холодной разлучась грядой,

Прильнуть последней, опьяненной

К груди хозяйки молодой!

  • Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие
  • тайники души человеческой…
  • Александр Васильевич Дружинин,
  • русский писатель, критик, переводчик
  •  
  • Бабочка
  • Ты прав. Одним воздушным очертаньем
  • Я так мила.
  • Весь бархат мой с его живым миганьем -
  • Лишь два крыла.
  • Не спрашивай: откуда появилась?
  • Куда спешу?
  • Здесь на цветок я легкий опустилась
  • И вот - дышу.
  • Надолго ли, без цели, без усилья,
  • Дышать хочу?
  • Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
  • И улечу.
  •  
  •   Красиво, правда?
  • Дмитрий Сергеевич Мережковский как-то сказал: «Стихи Пушкина – золотые, стихи Лермонтова стальные, стихи Некрасова – каменные». А стихи Фета?
  • В какие тайники вашей души сумел проникнуть сегодня Афанасий Фет?
  •  
  • Обращаемся к проблемному вопросу урока:
  • 2) Каково смысловое содержание поэтических произведений Фета о природе?
  •   Цветение сердца – символ духовного соединения с природой.
  • Для поэзии Фета характерно чувство восхищения, восторженности природой:
  • Природа Фета одухотворена, у него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
  •         Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами:
  •          Но мы не можем не отметить, что Фет природу идеализирует, потому что он романтик. У него природа живет своей собственной, глубокой и таинственной жизнью, а человек может быть к этой жизни причастен. В более поздних стихах Фет все дальше уходит в природу, все больше у него параллелей с человеческой жизнью:
заключение  Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

заключение Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

Тема любви На предыдущем уроке мы познакомились с биографией Афанасия Фета и узнали , что ему очень хотелось стать законным членом дворянского рода , вернуть фамилию Шиншин , а для этого нужно было поступить нижним чином в армию и дослужится до офицера . Годы военной службы стали важным этапом в жизни А.Фета .Стремясь к своей цели , он принёс много жертв. Пожалуй, самой тяжёлой из них стала потеря любимой девушки – Марии Лазич. С ней поэт познакомился в 1848 г.,ей было 24 года , а ему 28. 2  стихотворение  : «От огней , от толпы беспощадной». -Девушка была не только привлекательной , она любила поэзию, понимала её, была музыкально образованна .Фет писал : «Ничто не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова .Такое задушевное сближение само по себе сближение . Люди становятся чутки и понимают то , для полного объяснения чего никаких слов недостаточно .» -«Жду я , тревогой объят». -«Летом мы шли по тропинке единственной».

Тема любви

  • На предыдущем уроке мы познакомились с биографией Афанасия Фета и узнали , что ему очень хотелось стать законным членом дворянского рода , вернуть фамилию Шиншин , а для этого нужно было поступить нижним чином в армию и дослужится до офицера . Годы военной службы стали важным этапом в жизни А.Фета .Стремясь к своей цели , он принёс много жертв. Пожалуй, самой тяжёлой из них стала потеря любимой девушки – Марии Лазич. С ней поэт познакомился в 1848 г.,ей было 24 года , а ему 28.
  • стихотворение  : «От огней , от толпы беспощадной».
  • -Девушка была не только привлекательной , она любила поэзию, понимала её, была музыкально образованна .Фет писал : «Ничто не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова .Такое задушевное сближение само по себе сближение . Люди становятся чутки и понимают то , для полного объяснения чего никаких слов недостаточно .»
  • -«Жду я , тревогой объят».
  • -«Летом мы шли по тропинке единственной».
  • Мария Лазич оказалась близкой сердцу Фета . Но она была такой же бедной , как и Фет. И он не решился связать с ней судьбу .
  • Фет убеждал Марию , что им нужно расстаться. Лазич соглашалась на слова, но порвать отношения она не могла . Не мог и Фет. Они продолжали встречаться .
  • Вскоре Фету по делам службы нужно было уехать. Когда он приехал ,его ждала страшная весть: Мария погибла .
  • Как рассказали Фету, в доме она была одна ,читала книгу, от уроненной спички загорелось ее кисейное платье. Через несколько мгновений она была охвачена огнём .Спасти её не удалось. Ёе последние слова были : «Спасите письма!».Умирая ,она беспокоилась о сохранности писем Фета к ней .И ещё она просила не винить ни в чём того, кого она любила .
  • Что это? Самоубийство? Кто знает?
  • Чтение стихов :
  • -«Когда читала ты мучительные строки»
  • -«Долго снились мне вопли рыданий твоих»
  • -«Солнца луч промеж туч»
  • -«Маленькие стихи»
  • -Любил ли Фет Марию Лазич? Любит ли он её так же сильно , как она любила его? Кто может ответить на этот вопрос?
  • После смерти Марии Лазич всю жизнь Фет будет вспоминать , будет говорить и петь об этой любви высокими , прекрасными , удивительными стихами.
  • Уже на склоне лет в одном их лучших своих стихотворений «Alter ego» ( другой ( второй) я – латинский ) говорит о том , что любовь в его сердце вечна.
Анализ стихотворения  «Alter ego» ( перед каждым текст стихотворения). -какое настроение у этого стихотворения? -напишите сверху над словами средства художественной выразительности (эпитет, метафора …) -смысловой анализ стихотворения + художественный средства, для чего использованы . (по цепочке учащиеся анализируют строчки стихотворения). Вывод  : таким образом , о чем это стихотворение? -как его нужно читать? Учащиеся выразительно читают стихотворение. Вывод учителя  : философ, литературный критик Н.Н. Страхов , друг Фета , писал: « Тут и молодая любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после этой смерти, и далёкая могила , и старое сердце, давно ставшее могилой любимого существа, могилой вечно свежей… Прелесть этого … образа бесподобно выражает нежность… Бесконечную нежность, которая с годами всё глубже , всё светлее , но горит , как в первую минуту».
  • Анализ стихотворения  «Alter ego» ( перед каждым текст стихотворения).
  • -какое настроение у этого стихотворения?
  • -напишите сверху над словами средства художественной выразительности (эпитет, метафора …)
  • -смысловой анализ стихотворения + художественный средства, для чего использованы .
  • (по цепочке учащиеся анализируют строчки стихотворения).
  • Вывод  : таким образом , о чем это стихотворение?
  • -как его нужно читать?
  • Учащиеся выразительно читают стихотворение.
  • Вывод учителя  : философ, литературный критик Н.Н. Страхов , друг Фета , писал: « Тут и молодая любовь, и смерть, и долгие годы, прожитые после этой смерти, и далёкая могила , и старое сердце, давно ставшее могилой любимого существа, могилой вечно свежей… Прелесть этого … образа бесподобно выражает нежность… Бесконечную нежность, которая с годами всё глубже , всё светлее , но горит , как в первую минуту».
Домашнее задание: 1. Найдите стихотворение Фета , то, которое вам понравится, и выучите его наизусть .  2. Сделайте письменный анализ стихотворения А.Фета.

Домашнее задание:

  • 1. Найдите стихотворение Фета , то, которое вам понравится, и выучите его наизусть .

2. Сделайте письменный анализ стихотворения А.Фета.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!