Творческая мастерская «Облако»
Тип: развитие связной речи.
Форма: творческая мастерская
Цели:
Метапредметная: развитие творческих способностей учащихся;
Личностная: воспитание к любви к природе, уважения к мастерам слова;
Образовательная: закрепить навыки работы над сочинением - миниатюрой.
Ход занятия:
1. Этап индукции (наведение)
- Приглашаю вас в творческую мастерскую.
А чтобы определить слово, с которым мы с вами будем сегодня работать, я у вас хочу спросить, о чём может быть текст под названием «Драчуны»?
Возможные варианты:
- о мальчишках
- о взрослых
- о воробьях
- о животных
- о птицах
Слайд№1
(читает ученик)
Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.
Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.
Это ты убирайся! – рассердилось второе.
Ах, ты так! Ну, погоди же!
И первое облако толкнуло второе в бок.
Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет».
И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились.
(По И.Яковлевой)
- Оправдались ваши ожидания?
- Когда облака бывают драчунами? (Когда дерутся облака они превращаются в дождь)
-Над каким словом мы будем работать в мастерской? (Облако)
- Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово облако? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, форме. Запишите их.
- Распространите слова – ассоциации определениями и другими словами, чтобы получились словосочетания
Звучит песня «Облака - белокрылые лошадки»
- Почему облака – это белокрылые лошадки? (летают, нежные, красивые, лёгкие, воздушные; суффикс к – уменьшительно-ласкательный).
Слайд№3
Фиксация слов на слайде: белокрылые лошадки, небесные странники, удивительные путешественники, волшебные замки, лёгкие, воздушные дворцы, сахарная вата, мороженое, сказочная страна, фантастические острова.
- А вы задумывались над тем, что такое облако?
2. Социализация
- Предлагаю поработать в паре и написать определение слова. Облако – это…...
3. Афиширование
Слайд№3
Облака - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. (Энциклопедический словарь)
перен. Однородная бесформенная, обычно легкая масса чего-л., видом напоминающее облако.
Сплошная масса, клубы мелких летучих частиц чего-л. в воздухе.
Запах, распространяющийся в воздухе. (Толковый словарь Ушакова)
4. Социоконструкция:
- Облака у вас ассоциируются с приятным, мягким, пушистым, лёгким.
А какие-то неприятные ассоциации у вас возникают?
Слайд№4 « Необычные облака»
- Какие ощущения у вас вызвали эти облака?
- На самом деле облака не такие уж мягкие и пушистые, как мы привыкли их себе представлять.
5. Осмысление слова облако в произведениях художественной литературы.
- А как воспеты облака в поэзии?
Поэты часто в стихах описывают облака. Послушайте стихотворение В.Я.Брюсова:
Слайд№5
Облака опять поставили
паруса свои.
В зыбь небес свой бег направили,
Белые ладьи.
Тихо, плавно, без усилия,
Вдаль без берегов
Вышла дружная флотилия
Сказочных пловцов.
- Как изображает облака Брюсов? Какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом?
- Посмотрим, как описывает облако С. Есенин. Какое изобразительное средство использует поэт?
Слайд№6
Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород,
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.
- Облако – конь, которого небо выводит под уздцы.
Деконструкция (работа с текстом)
- Прочитайте текст (работа в четвёрке).
Слайд№5
Ветер улетел очень обиженным на Сову. Как она может спокойно спать, когда нет рядом с ним его лучшего друга? Что же теперь Ветер будет делать каждый день? С кем он будет играть, и кому будет рассказывать, что же интересного он увидел за целый день на земле? Так постепенно Ветер задумчиво поднимался в вышину, к небу. Но неожиданно его внимание привлекло удивительно красивое сияние. Это сияли в лучах Солнца капли дождя. Солнце нежно и заботливо гладило своими лучиками капельки, свисавшие с растений и деревьев. Ветер окружили миллионы и миллиарды разноцветных радужных блёсток, которыми переливались капли на Солнце. Ветру больше не хотелось плакать. Капельки приятно мерцали, поблёскивали и радовали его всем свои видом и Ветер вспоминал, слова Совы, о том, что, глядя на эти капельки, он будет вспоминать своего друга. И действительно: в каждой капельке чувствовалось что-то чудесное, прекрасное, и доброе, что-то такое же, что было и в самом Облачке. Теперь Ветру так его не хватает! Но его радовала мысль, что частички Облачка в каплях теперь находятся на растениях, деревьях и земле и теперь возможно Облачко, пусть даже в другом состоянии, сможет понять насколько красиво всё то, что есть на земле. Ветер подлетел поближе к капелькам и все они, сверкая среди травы и листвы, будто приветствовали его, молчаливо и гордо. ( Морис Федо «Приключения облачка»)
- Кто был лучшим другом Ветра?
- Почему в каждой капельке чувствовалось чудесное, прекрасное, доброе?
(Эта была часть его друга Облачка, они переливались на солнце, принесли земле долгожданную влагу. Таким добрым, прекрасным был его друг.)
- Как выглядят эти капельки? Это художественное описание? Какие изобразительные средства использует автор?
- Какие слова автор использует, чтобы показать отношение Ветра к другу, дождевым
каплям? ( Облачко, капельки, лучики)
- Облачка не было, почему Ветер радовался за него? ( Облачко увидело, как прекрасна земля)
8. Социализация:
- А у вас есть вот такое облачко - друг? Кого вы можете назвать облачком-другом?
9. Реконструкция
Творческая работа: Запишите сейчас тему вашего сочинения-миниатюры: «Моё облачко»
Звучит мелодия песни «Облака – белокрылые лошадки», дети пишут свои тексты.
10. Афиширование работ.
- Чтение детьми своих работ.
11. Рефлексия: Что вам понравилось сегодня на уроке? Каким было ваше настроение?