СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая мастерская "Облако"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия - развитие связной речи. Форматворческая мастерская. Закрепить навыки работы над сочинением - миниатюрой.

Просмотр содержимого документа
«Творческая мастерская "Облако"»

Творческая мастерская «Облако»

Тип: развитие связной речи.

Форма: творческая мастерская

Цели:

Метапредметная: развитие творческих способностей учащихся;

Личностная: воспитание к любви к природе, уважения к мастерам слова;

Образовательная: закрепить навыки работы над сочинением - миниатюрой.


Ход занятия:

1. Этап индукции (наведение)

- Приглашаю вас в творческую мастерскую.

А чтобы определить слово, с которым мы с вами будем сегодня работать, я у вас хочу спросить, о чём может быть текст под названием «Драчуны»?

Возможные варианты:

- о мальчишках

- о взрослых

- о воробьях

- о животных

- о птицах

Слайд№1

(читает ученик)

Плыло по небу большое мохнатое облако. Плыло гордо, неторопливо. И встретилось с другим облаком.

  • Эй ты, прочь с дороги! – закричало первое облако.

  • Это ты убирайся! – рассердилось второе.

  • Ах, ты так! Ну, погоди же!

И первое облако толкнуло второе в бок.

  • Ты ещё и драться лезешь! – рассвирепело второе облако и почернело от злости. Получилось не облако, а туча. Первое тоже потемнело, нахмурилось, в тучу превратилось. Сшиблись великаны лбами, да так, что искры посыпались. Люди внизу задирали головы и говорили: «Вот это молния! Ай да гром! Сейчас гроза будет».

И верно: вслед за искрами у разозлённых толстяков из глаз слёзы полились.

(По И.Яковлевой)

- Оправдались ваши ожидания?

- Когда облака бывают драчунами? (Когда дерутся облака они превращаются в дождь)

-Над каким словом мы будем работать в мастерской? (Облако)

- Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово облако? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, форме. Запишите их.

- Распространите слова – ассоциации определениями и другими словами, чтобы получились словосочетания

Звучит песня «Облака - белокрылые лошадки»

- Почему облака – это белокрылые лошадки? (летают, нежные, красивые, лёгкие, воздушные; суффикс к – уменьшительно-ласкательный).

Слайд№3

Фиксация слов на слайде: белокрылые лошадки, небесные странники, удивительные путешественники, волшебные замки, лёгкие, воздушные дворцы, сахарная вата, мороженое, сказочная страна, фантастические острова.

- А вы задумывались над тем, что такое облако?

2. Социализация

- Предлагаю поработать в паре и написать определение слова. Облако – это…...

3. Афиширование

Слайд№3

  1. Облака - скопления взвешенных в атмосфере водяных капель и ледяных кристаллов. (Энциклопедический словарь)

  2. перен. Однородная бесформенная, обычно легкая масса чего-л., видом напоминающее облако.

  3. Сплошная масса, клубы мелких летучих частиц чего-л. в воздухе.

  4. Запах, распространяющийся в воздухе. (Толковый словарь Ушакова)

4. Социоконструкция:

- Облака у вас ассоциируются с приятным, мягким, пушистым, лёгким.

А какие-то неприятные ассоциации у вас возникают?

Слайд№4 « Необычные облака»

- Какие ощущения у вас вызвали эти облака?

- На самом деле облака не такие уж мягкие и пушистые, как мы привыкли их себе представлять.

5. Осмысление слова облако в произведениях художественной литературы.

- А как воспеты облака в поэзии?

Поэты часто в стихах описывают облака. Послушайте стихотворение В.Я.Брюсова:

Слайд№5

Облака опять поставили

паруса свои.

В зыбь небес свой бег направили,

Белые ладьи.


Тихо, плавно, без усилия,

Вдаль без берегов

Вышла дружная флотилия

Сказочных пловцов.

- Как изображает облака Брюсов? Какое изобразительно-выразительное средство использовано поэтом?

- Посмотрим, как описывает облако С. Есенин. Какое изобразительное средство использует поэт?

Слайд№6

Манит ночлег, недалеко до хаты,
Укропом вялым пахнет огород,
На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.

Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба
И с хруптом мысленно кусаю огурцы,
За ровной гладью вздрогнувшее небо
Выводит облако из стойла под уздцы.

- Облако – конь, которого небо выводит под уздцы.



  1. Деконструкция (работа с текстом)

- Прочитайте текст (работа в четвёрке).


Слайд№5

Ветер улетел очень обиженным на Сову. Как она может спокойно спать, когда нет рядом с ним его лучшего друга? Что же теперь Ветер будет делать каждый день? С кем он будет играть, и кому будет рассказывать, что же интересного он увидел за целый день на земле? Так постепенно Ветер задумчиво поднимался в вышину, к небу. Но неожиданно его внимание привлекло удивительно красивое сияние. Это сияли в лучах Солнца капли дождя. Солнце нежно и заботливо гладило своими лучиками капельки, свисавшие с растений и деревьев. Ветер окружили миллионы и миллиарды разноцветных радужных блёсток, которыми переливались капли на Солнце. Ветру больше не хотелось плакать. Капельки приятно мерцали, поблёскивали и радовали его всем свои видом и Ветер вспоминал, слова Совы, о том, что, глядя на эти капельки, он будет вспоминать своего друга. И действительно: в каждой капельке чувствовалось что-то чудесное, прекрасное, и доброе, что-то такое же, что было и в самом Облачке. Теперь Ветру так его не хватает! Но его радовала мысль, что частички Облачка в каплях теперь находятся на растениях, деревьях и земле и теперь возможно Облачко, пусть даже в другом состоянии, сможет понять насколько красиво всё то, что есть на земле.  Ветер подлетел поближе к капелькам и все они, сверкая среди травы и листвы, будто приветствовали его, молчаливо и гордо. ( Морис Федо «Приключения облачка»)

- Кто был лучшим другом Ветра?

- Почему в каждой капельке чувствовалось чудесное, прекрасное, доброе?

(Эта была часть его друга Облачка, они переливались на солнце, принесли земле долгожданную влагу. Таким добрым, прекрасным был его друг.)

- Как выглядят эти капельки? Это художественное описание? Какие изобразительные средства использует автор?

- Какие слова автор использует, чтобы показать отношение Ветра к другу, дождевым

каплям? ( Облачко, капельки, лучики)

- Облачка не было, почему Ветер радовался за него? ( Облачко увидело, как прекрасна земля)

8. Социализация:

- А у вас есть вот такое облачко - друг? Кого вы можете назвать облачком-другом?

9. Реконструкция

Творческая работа: Запишите сейчас тему вашего сочинения-миниатюры: «Моё облачко»

Звучит мелодия песни «Облака – белокрылые лошадки», дети пишут свои тексты.

10. Афиширование работ.

- Чтение детьми своих работ.

11. Рефлексия: Что вам понравилось сегодня на уроке? Каким было ваше настроение?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!