Творческое проектирование в среде визуального программирования Scratch
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДО ДДиЮ «Факел» г. Томска
Лосева М.И.
Актуальность
Дети любят сочинять и рассказывать свои истории. В нашем творческом объединении – Компьютерный класс “Children’s.com” – любят заниматься программированием в среде Scratch (Скретч). И вот, совместив эти два прекрасных качества, можно придумать и запрограммировать в среде Скретч любую собственную историю, и реализовать её в проект.
Цель: Создание в среде программирование Скретч творческих проектов.
Задачи:
Формирование устойчивых навыков программирования в среде Скретч
Формирование познавательных мотивов и интереса к поиску новой информации
Развитие умения анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, применять имеющиеся знания при проектировании
Развитие творческих способностей, внимания и наблюдательности
О сновная часть:
В нашем современном обществе, важно научить детей учиться, заинтересовать их, чтобы в дальнейшем они сами смогли «добыть» нужную информацию. «Ребенок – не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!».
Среда визуального программирования Scratch – удобный и эффективный инструмент для развития творческих навыков обучающихся. Обучение в среде визуального программирования Scratch легко и просто: «Что вижу – то и делаю». Нужно только найти нужный «Кирпичик с командой», перенести его в рабочую область, и состыковать между собой в последовательность команд… Вначале, конечно, необходимо научиться уверенному пользованию инструментами среды программирования Scratch. И, уже после этого, можно смело приступать к творческой проектной деятельности в Scratch.
Рассказывая историю собственного сочинения на языке программирования Скретч, ребёнок развивает свои творческие способности, реализуя свой потенциал, возможно, будущего программиста, в данной среде.
Проекты могут быть как краткосрочными – реализованными на одном занятии, так и долгосрочными. Как правило, на начальном этапе проще реализовать небольшую историю, главное – чтобы этот проект был выполнен самостоятельно, при необходимой помощи педагога.
Сначала определяемся с темой проекта: будет ли это придуманная сказка, или это уже реализация готового рассказа или стихотворения?.. Работая над проектом в среде Скретч, необходимо вначале продумать практическую значимость: о чем будет этот проект; какие будут герои, чем кончится история… Каким образом реализовать свою задумку в Скретч: будет это анимация, игра или образовательный проект?
Обучающиеся продумывают сценарий своего творческого проекта и подбирают необходимое оформление: находят «персонажи» и фон действия в интернете, или рисуют сами.
Когда работа над проектом закончена, ребята с удовольствием показывают их другу другу, тестируют, помогают советом…
Вывод:
Реализуя свои творческие замыслы в Скретч – проекты: будь то просто коротенькая анимированная сказка или образовательный проект, обучающиеся в игровой форме знакомятся с основами алгоритмов и программирования.
Создавая творческие проекты в Скретч, обучающиеся охватывают различные области знаний: чтобы придумать сценарий, необходима грамотная речь и широкий кругозор литературы; чтобы нарисовать свой персонаж или красиво разместить на сцене заимствованные персонажи – необходимо владеть компьютерной графикой или просто иметь художественный вкус.
Кроме того, создавая свой творческий проект в той или иной области (математика, литература…) дети расширяют и обогащают свой кругозор
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Проект «Паучок» (авторская история)
История про мальчика, который хотел себе купить ноутбук… (авторская)
Анимационная история-игра про Губку Боб:
Проект о правилах дорожного движения:
Анимация на стихотворение «Щенок»:
2