СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит элементы заданий для непрерывной подготовки к ОГЭ

Просмотр содержимого документа
«Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени»

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Готовимся к ГИА и повторяем изученное  Выберите правильные варианты характеристики придаточного предложения. Ошибки исправьте.  1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста. - Придаточное места . 2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью. - Придаточное времени . 3) Если вы согласились, так уже нельзя вам отказываться. - Придаточное условия . 4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса так, как не замечает порой первого желтого листа . - Придаточное образа действия .

Готовимся к ГИА и повторяем изученное

Выберите правильные варианты характеристики придаточного предложения. Ошибки исправьте.

1) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста. - Придаточное места .

2) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью. - Придаточное времени .

3) Если вы согласились, так уже нельзя вам отказываться. - Придаточное условия .

4) Иногда и не заметит человек первого седого волоса так, как не замечает порой первого желтого листа . - Придаточное образа действия .

   Синтаксический анализ. 1. Замените словосочетание «школьные будни» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 2.  Замените словосочетание «плов по-узбекски» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

   Синтаксический анализ.

1. Замените словосочетание «школьные будни» , построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление .

Напишите получившееся словосочетание.

2.  Замените словосочетание «плов по-узбекски» , построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью согласование .

Напишите получившееся словосочетание.

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Сложноподчиненные предложения с придаточными меры и степени

Сегодня мы… продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными; поговорим о придаточных меры и степени, узнаем их особенности, закрепим теоретический материал; составим конспект для запоминания;  закрепим изученный материал.

Сегодня мы…

продолжим знакомство с придаточными обстоятельственными;

поговорим о придаточных меры и степени, узнаем их особенности, закрепим теоретический материал;

составим конспект для запоминания;

закрепим изученный материал.

Задачи урока: - сформировать умение распознавать придаточные меры и степени, отличать их от других видов придаточных предложений; - выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; - проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА. - развивать устную и письменную речь учащихся, - воспитывать интерес к русскому языку и литературе, - воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность в целом.

Задачи урока:

- сформировать умение распознавать придаточные меры и степени, отличать их от других видов придаточных предложений;

- выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность в целом.

Нам всегда хочется узнать подробнее о действиях, явлениях или состояниях. Придаточные части в CПП помогают нам раскрыть информацию. Где?  Я рад! ад! Когда? Почему? Зачем?

Нам всегда хочется узнать подробнее о действиях, явлениях или состояниях.

Придаточные части в CПП помогают нам раскрыть информацию.

Где?

Я рад! ад!

Когда?

Почему?

Зачем?

Есть способ уточнить эту информацию при помощи придаточного.  Придаточное меры и степени. Я рад! Конкретнее! Насколько? Я рад настолько , насколько может радоваться человек.

Есть способ уточнить эту информацию при помощи придаточного.

Придаточное меры и степени.

Я рад!

Конкретнее! Насколько?

Я рад настолько , насколько может радоваться человек.

Придаточные меры и степени Сколько? Насколько? В какой мере? В какой степени?

Придаточные меры и степени

Сколько?

Насколько?

В какой мере?

В какой степени?

 Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, которое названо в главном предложении. Насколько? Кошка ступает настолько тихо, что услышать ее шаги почти невозможно. До какой степени? Эта шутка была до того смешной, что все расхохотались. Насколько? Спортсмен прыгнул так высоко, что сразу побил мировой рекорд.

Придаточные меры и степени обозначают меру или степень действия, которое названо в главном предложении.

Насколько?

Кошка ступает настолько тихо, что услышать ее шаги почти невозможно.

До какой степени?

Эта шутка была до того смешной, что все расхохотались.

Насколько?

Спортсмен прыгнул так высоко, что сразу побил мировой рекорд.

 Придаточные меры и степени относятся к словосочетанию , в которое входит указательное слово. Насколько? Кошка ступает  настолько тихо, что услышать ее шаги почти невозможно. До какой степени? Эта шутка была  до того смешной, что  все расхохотались. Насколько? Спортсмен прыгнул так  высоко, что  сразу побил мировой рекорд. Если указательного слова со значением меры и степени нет, то это другой тип придаточного!

Придаточные меры и степени относятся к словосочетанию , в которое входит указательное слово.

Насколько?

Кошка ступает настолько тихо, что услышать ее шаги почти невозможно.

До какой степени?

Эта шутка была до того смешной, что все расхохотались.

Насколько?

Спортсмен прыгнул так высоко, что сразу побил мировой рекорд.

Если указательного слова со значением меры и степени нет, то это другой тип придаточного!

 Средства связи придаточных меры и степени Союзные слова Союзы Указательные слова что как чтобы будто словно насколько как так такой столько настолько

Средства связи придаточных меры и степени

Союзные

слова

Союзы

Указательные слова

что

как

чтобы

будто

словно

насколько

как

так

такой

столько

настолько

 Придаточные меры и степени могут стоять  перед главным предложением только в том случае, если средством связи является союзное слово . Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие. Окружающие уважают нас настолько , насколько мы сами уважаем себя. настолько настолько . , насколько насколько , . Так же, как и придаточные образа действия.

Придаточные меры и степени могут стоять

перед главным предложением только в том случае,

если средством связи является союзное слово .

Насколько мы уважаем себя сами, настолько уважают нас окружающие.

Окружающие уважают нас настолько , насколько мы сами уважаем себя.

настолько

настолько

.

,

насколько

насколько

,

.

Так же, как и придаточные образа действия.

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия.  Для этого надо правильно задать вопрос:  Пример : Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени , что походили на юфть. (М. Горький). —   засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?  Юфть ─ это вид натуральной кожи. Ее получают в результате комбинированного (хромового + растительного) дубления.

Нужно уметь отличать придаточные меры и степени от придаточных образа действия.

Для этого надо правильно задать вопрос:

Пример :

Рукава и верхние полы рубашки засалились и залоснились до такой степени , что походили на юфть. (М. Горький). —  

засалились и залоснились до какой степени? как сильно? , а не как? каким образом?

Юфть ─ это вид натуральной кожи. Ее получают в результате комбинированного (хромового + растительного) дубления.

Придаточные меры и степени сколько? насколько? в какой мере? в какой степени? Вопросы Союзы что, как, чтобы, будто, словно. Союзные слова насколько, как. Указательные слова так, такой, столько, настолько. Средства связи К словосочетанию, в которое входит указательное слово. К чему относятся После главного предложения, перед ним (если средство связи – союзное слово). Место в СПП

Придаточные меры и степени

сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Вопросы

Союзы что, как, чтобы, будто, словно.

Союзные слова насколько, как.

Указательные слова так, такой, столько, настолько.

Средства связи

К словосочетанию, в которое входит указательное слово.

К чему относятся

После главного предложения, перед ним (если средство связи – союзное слово).

Место в СПП

Составьте и запишите СПП с придаточными меры и степени из пар простых Белые акации пахли сильно. Их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему.Это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее. Словами всего и не скажешь.

Составьте и запишите СПП с придаточными меры и степени из пар простых

Белые акации пахли сильно. Их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту.

Обо всём он говорил по-своему.Это запоминалось на всю жизнь.

Я люблю ее. Словами всего и не скажешь.

СПП с придаточными меры и степени Белые акации пахли так сильно, будто их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту. Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь. Я люблю ее настолько, что словами всего и не скажешь.

СПП с придаточными меры и степени

Белые акации пахли так сильно, будто их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту.

Обо всём он говорил по-своему и так, что это запоминалось на всю жизнь.

Я люблю ее настолько, что словами всего и не скажешь.

Работа по карточкам 1. На войне солдаты поступали так , как велел им долг. Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки. Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке, полной мутной водой. 2. Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно. Где-то рядом грянуло так , что задрожала вся улица. Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами, и платками.

Работа по карточкам

1.

На войне солдаты поступали так , как велел им долг.

Из груди так сильно била кровь, что санитарка не успевала менять марлевые салфетки.

Мина взорвалась так неожиданно, что Сашка оказался в неглубокой воронке, полной мутной водой.

2.

Ветер дул так сильно, что стоять на ногах было невозможно.

Где-то рядом грянуло так , что задрожала вся улица.

Это были люди настолько страшные, что они были закутаны и одеялами, и платками.

Подытожим! Придаточные меры и степени сколько? насколько? в какой мере? в какой степени? Вопросы Союзы что, как, чтобы, будто, словно. Союзные слова насколько, как. Указательные слова так, такой, столько, настолько. Средства связи К словосочетанию, в которое входит указательное слово. К чему относятся После главного предложения, перед ним (если средство связи – союзное слово). Место в СПП

Подытожим!

Придаточные меры и степени

сколько? насколько? в какой мере? в какой степени?

Вопросы

Союзы что, как, чтобы, будто, словно.

Союзные слова насколько, как.

Указательные слова так, такой, столько, настолько.

Средства связи

К словосочетанию, в которое входит указательное слово.

К чему относятся

После главного предложения, перед ним (если средство связи – союзное слово).

Место в СПП

Домашнее задание 1. Выучить теорию об СПП с придаточным меры и степени; уметь приводить примеры. 2. Составить 10 СПП с придаточными меры и степени.

Домашнее задание

1. Выучить теорию об СПП с придаточным меры и степени; уметь приводить примеры.

2. Составить 10 СПП с придаточными меры и степени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!