Элементы игры на уроках истории и обществознания.
Выступление на августовской конференции 29 августа 2016г. секции историков.
Целикина Л.Ф.
Внесение игровых моментов в урочную систему даёт учащимся возможность попробовать свои силы в роли субъекта образовательного процесса. Ученик окрылён свободой действий, готовностью к экспромту, не отходя от достоверного преподнесения материала. Своё осмысление исторического события передаётся сверстникам, которым предстоит обучиться н принять их правила игры. Но играя, учатся.
Игровые варианты – проведение урока в форме соревнования команд,
- повторение темы в форме прохождения станций,
- воображаемое путешествие по страницам учебника,
- говорят и показывают исторические персонажи,
И конкретно по урокам. 8 класс повторение темы «Становление индустриального общества» в форме прохождения станций группами учащихся. Станция «Терминатор» предлагает выбрать 5 понятий и дать им определения, которые вычёркиваются. Станция «Изобретайка» -к фамилия изобретателя должны найти картинку-изобретение. Станция «Наука» - выполнение задания на соответствие. Станция «Теория» - изложение основных положений идейно-политических течений. Станция «Тест», станция «Выводы» также должны быть пройдены учащимися.
В курсе по ИЗР ранняя история пруссов изучается в форме соревнования команд.
На первом этапе – команды придумывают название, эмблему, девиз по тематике курса и представляют результаты. На втором этапе решают вопросы по расселению пруссов:
1) Почему славянские племена пришли в движение? Эстии - ?
2) Река- граница расселения балтов, отделяющая их от славян. Ассимиляция -?
3) Происхождение слова «пруссы».
На третьем этапе – в ходе изложения рассказа о хозяйственной деятельности пруссов
1 команда составляет план, 2 команда – вопросы, 3 команда готовится ответить. Урок проводится в школьном историко-краеведческом музее. Имеются стенды по ранней истории пруссов, подаренные областным историко-художественным музеем.
На четвёртом этапе – в ходе изложения рассказа о обычаях пруссов 1 команда определяет положительное, 2 – отрицательное, 3 – должна найти аналогии из обычаев других народов средневековья.
Заключительное конкурсное задание командам - составить синквейн «Пруссы»
В 5 классе «Жизнь родовой общины» - игра на местности выполняется группами охотников, собирательниц, детей. Показывают, какими знаниями и умениями владели тогда люди. Делали луки и стрелы, женщины соорудили очаг. Радость от нахождения на природе била через край.
«Государство на берегах Нила» - в форме путешествия по незнакомой местности, определяя благоприятные и неблагоприятные природные условия, их преодоление и результат. Заполняется таблица по теме
Природные условия
Благоприятные | неблагоприятные | их преодоление | результат |
И разгадка цифр после прочтения информации в разделе параграфа –
40, 2, 1.
«Жизнь земледельцев и ремесленников в Египте» изучалась путём разыгрывания сценок труда земледельцев, сбора у крестьян налогов писцом и стражниками, пантомимой «работа ремесленников».
В 5 классе по теме «Военные походы фараонов» говорят и показывают исторические персонажи: Воин, колесничие - о войске и тактике, фараон о походах - по карте, рядовой воин, командир, фараон, наёмный воин о распределении трофеев.
После выступлений заполняется и обсуждается схема по теме урока:
10 бронза - страусовые перья - Медные руды на …..
Золото в …….
Скот в …….
Тактика - р , л , к , «гнев фараона» - …….
Вывод по завоевательным походам –
В 11 классе в курсе обществознания по теме «Источники финансирования» владелец мелкого предприятия и владелец крупного предприятия рассуждают об источниках финансирования. Ведут диалог банкир и предприниматель.
К игровым вариантам поведения урока можно подготовиться заранее , раздав готовые тексты или дать задание на дом. От этого эффект игры не уменьшится.