СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учимся правильно писать

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учимся правильно писать»

Учимся правильно писать проверяемые безударные гласные в корне слова.

Цели:

- закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные корни;

- развивать навыки разбора слов по составу;

- прививать навыки самостоятельной работы;

- формировать мотивацию к исследовательской деятельности, к анализу, сопоставлению, способность к рефлексии.

Планируемые результаты:

- учащиеся учатся находить орфограммы в корне;

- отличать проверяемые безударные гласные от непроверяемых;

- объяснять орфограммы, языковые явления.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Упр. 27 — взаимопроверка.

2. Фронтальный опрос для детей:

— Что такое орфограмма?

— По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

— Как называются значимые части слов?

— Как называется главная часть слова?

III. Работа по теме урока. 1. Распознавание омонимичных корней слов. На доске записаны группы слов:

Оса, осина, осиный, подосиновик.

Горечь, пригорок, гористый, горчица.

Водяной, проводка, водитель, подводник.

Лётный, летний, летучий, лето.

Задание. Выделите корни слов каждой группы. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга? Все ли они являются однокоренными?

— Что нужно учитывать при определении однокоренных слов? ('Однокоренные слова имеют один и тот же корень и объединяются общим значением.)

— Гласные в каких корнях можно проверить, а какие надо запомнить? (Можно проверить: оса — о́сы, горчица — го́речь, гористый — приго́рок, водяной — подво́дник, водитель — прово́дка, летучий — лётный. Надо запомнить: осина, подосиновик.)

Запишем эти слова в тетрадях, обозначим корни. И надо запомнить какими способами мы проверяли безударные гласные в корнях слов. (Изменением формы слова: оса — о́сы; подбором однокоренных слов: горчица — го́речь и др.)

2. Различение форм слова и однокоренных слов.

— Как отличить форму слова от однокоренного слова? (Примерный ответ. Однокоренные слова имеют новое, другое значение. Это значение придают различные морфемы: приставки, суффиксы, другие корни: вода — водный — подводный — водоросли. Формы слова имеют то же значение, что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания. Например, у существительных формы слова — это формы ед. и мн. ч., падежные формы: вода — воды — воде — водой.)

Понять отличие форм слова от однокоренных слов можно на таком примере.

Вы знаете, что из мягкой глины можно лепить различные фигурки. Даже если куску глины вы придаете различные формы, глина при этом остается глиной. Фигурки можно делать и из пластилина. Что бы мы ни слепили, какую бы форму ни придали куску пластилина, у нас получится фигурка из пластилина. Это родственный глине материал, который, кроме глины, содержит воск, жиры, красители.

Формы слова соотносятся с однокоренными словами примерно так же, как фигурки из глины (формы куска глины) с родственными материалами (пластилином).

IV. Закрепление изученного материала

1. Упр. 29 — выразительное чтение, запись однокоренных слов, обозначение корней.

2. Прочитать и запомнить правила.

3. Упр. 30 — самостоятельная письменная работа в группах (на доске и в тетрадях).

4. Упр. 31 — самостоятельная работа.

5. Для тех, кто успел все сделать: упр. 32 — взаимопроверка (в это время одну из схем выполняет на доске ученик).

V. Подведение итогов. Рефлексия

— Какую орфограмму мы повторяли на уроке?

— Что на уроке показалось вам легким, а что — трудным?

Домашнее задание

1. Подготовиться к изучению § 8.

2. Упр. 34.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!