2. | Актуализация знаний Практич.: проверка д/з Словесн.: ответы на вопросы; | 5 мин | Закрепление изученного материала. Проверка домашнего задания. - А сейчас давайте проверим ваше домашнее задание. Откройте учебники на стр. 38 – 40 . Но для начала я, предлагая вам две минутки, чтобы повторить домашний материал. Фронтальный опрос. - Что такое потребности? (Всё то, что нужно людям для жизни) Игра " Потребности" – Сейчас я зачитаю список различных предметов. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют. 1. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища. 2. Книга, школа, библиотека, институт – образование. 3. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье. 4. Театр, кукла, мяч, телевизор – развлечения. 5. Сок, вода, чай – жажда. 6. Кровать, подушка, одеяло – сон. 7. Печь, камин, батарея, костер – тепло. 8. Спасибо, пожалуйста, простите – вежливые слова. 9. Газеты, книги, радио, телевизор – информация. 10. Огнетушитель, сейф, каска, решетки – безопасность и т.п. - Какие потребности человек получает от природы? (Воздух, вода, свет солнца, красота природу и др.). - Что такое товары? (Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.) Приведите примеры. - Что такое услуги? (Это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.) Приведите примеры. - Расскажите, какими товарами и услугами вы пользовались в течение дня. - давайте вспомним – игру «Товар – услуга», как мы играли на прошлом уроке. ● Вы зашли в магазин, купили шампунь. (Товар) ● Вы подстриглись.(Услуга) ● Вы выпустили статью.(Товар) ● Вы подметаете двор.(Услуга) Молодцы! Всё помните | Проверять домашнее задание; Отвечать на вопросы; Играть в игру. Отвечать на вопросы. Играть в игру | П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
3. | Постановка учебных задач | 3 мин С – 1 С – 2 | Подведение к теме урока. - На уроке вы должны быть внимательны, в конце урока по новой теме будет опрос. - обратите внимание на слайд. Злой Карабас- Барабас перепутал все нам слова. - Какие слова вы нашли? (Воздух, вода, почва, животные, растения, земля, полезные ископаемые) - Как мы можем все это назвать? (Природа) Верно, это все, богатство природы. Тема урока: «Природные богатства и труд людей – основа экономики» | Находить разбросанные слова Называть найденные слова Определять тему урока; Ставить цели урока; | К: участвовать в учебном диалоге; Р: определять цель деятельности на уроке |
3. | Решение частных задач Словесн.: ответы на вопросы; Практич: работа в парах | 20 мин С – 3 С – 4 | - Какими природными богатствами человек пользуется для своего блага? Для чего? -Давайте с вами узнаем, как же важны для нас все природные богатства. Ты без него не сможешь жить Ни есть, ни пить, ни говорить. И даже, честно говоря, Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух) – Нужен ли воздух? - Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер – во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. – посмотрите, как выглядят ветряные мельницы. Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики. Книзу летит капельками, А кверху - невидимкою. (Вода) - Вода- прозрачная бесцветная жидкость. - для чего нужна вода? (без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения.) - А что произойдет в экономике? - Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую. Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика. Планета голубая, Любимая, родная, Она твоя, она моя, А называется… (Земля, почва) - Что такое почва? - Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. - Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Вывод: итак, вы видите, что земля – наша кормилица Залежи нефти, руды, серебра. Как же природа щедра и добра! Как нам её отблагодарить? От варварства нужно её защитить! (Полезные ископаемые) - что такое полезные ископаемые? - Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. – Назовите полезные ископаемые. (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д.) Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике. Зелёная планета – планета доброты. Здесь в мире и согласии живём и я, и ты. Растенья и животные так радуют наш глаз! Охрана и защита их – долг каждого из нас! (Растения и животные) – Какую же роль в экономике играет растительность? Что даёт растение для экономики? Растительность – один из важнейших компонентов природы. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги. Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. – Какова роль животного мира для экономики? Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, – из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности. Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. | Узнавать новые понятия; Слушать учителя Отвечать на вопросы Узнавать новые понятия; Слушать учителя Отвечать на вопросы; Узнавать новые понятия; Слушать учителя Отвечать на вопросы; Узнавать новые понятия; Слушать учителя Отвечать на вопросы; Узнавать новые понятия; Слушать учителя Отвечать на вопросы; | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; П: анализировать объекты с целью выделения существенных признаков; П: формировать умение извлекать информацию из слова учителя; К: Читать вслух тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» отделять новое от известного; выделять главное; П: устанавливать причинно-следственные связи; Р: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; |
| | | - В экономике нужен труд людей самых разных профессий. Какие профессии вы знаете? Профессии людей, которые Производят товары Оказывают услуги - Посмотрите на экран, люди каких профессий изображены? - В чем полезность труда, представляют люди этих профессий? - А они производят товар или оказывают услугу? - Какую роль в экономике играют профессии ваших родителей? - А кем хотите стать вы? Почему? Какую пользу будете, приносит вы? - Я предлагаю поиграть в следующую игру «Кто использует в работе?» перечислите все профессии, представители которых в своей деятельности используют: -Ножницы ( портной, парикмахер, хирург, садовод..) -Зеркало ( водитель, парикмахер, стоматолог..) -Иглу - кисть -молоток. Итак , ребята, труд людей и богатства природы- это основа экономики. – Как вы понимаете эту фразу? «Все во имя человека, все для блага человека». - Объясните смысл пословиц. ● Без дела жить – только небо коптить. (Плохо, когда человек живёт, никому не принося пользы.) ● По труду и награда. (Потрудился – получишь хорошую отметку, заработаешь деньги.) | Отвечать на вопросы. Определять профессии людей по изображениям. Объяснять свой ответ. Играть в игру. Высказывать свое мнение. Работа над высказыванием. Высказывать свое мнение. Работа над пословицами. | |
| Практич.: самоятоятельная работа | 5 мин С – 9 | Закрепление пройденного материала 1. Нужна ли в хозяйстве экономика? а) Да; б) нет; в) не знаю; г) иногда. 2. Все, что нужно людям для жизни, называется… а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством. 3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми. а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах; б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи. 4. Как нужно использовать богатства природы? а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю. 5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе? а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.
Работа в рабочей тетради С. 26 № 1 1. Подпиши рисунки, исходя из темы урока. С. 27 № 5 | выполнять тест; Работать в рабочей тетради | П: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. |