МКОУ «Светлополянская основная общеобразовательная школа
Конспект урока по теме «Умножение и деление десятичных дробей».
(5 класс)
Подготовила учитель математики
Искулова А.К.
Тема урока: «Умножение и деление десятичных дробей».
Цели урока:
1. Образовательные:
знать: правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей; правило сравнения десятичных дробей;
уметь: выполнять арифметические действия с десятичными дробями; решать примеры на все действия с натуральными числами и десятичными дробями; решать уравнения и текстовые задачи с данными, выраженными десятичными дробями.
ОУУН: учить: а) оценивать свою учебную деятельность посредствам устной проверки, б) оценивать деятельность одноклассников, в) работать с алгоритмами (правилами).
2. Воспитательные: содействовать рациональной организации труда; воспитывать сознательное отношение к учебному труду, организованности; познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям.
3. Развивающие:
создание комфортных условий работы на уроке;
развивать память, мышление, внимание, умение слушать и слышать друг друга; оказывать помощь друг другу.
Тип урока: Урок повторения. Тема: «Умножение и деление десятичных дробей».
Структура урока:
1. Организационный момент;
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
4.Историческая справка.
5. Работа в парах.
6.Физкультпауза.
7.Работа с учебником.
8-9.Тест.
10. Домашнее задание.
11. Рефлексия.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Восточная мудрость гласит: «В своей жизни человек обязательно должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». В этом году мы с вами выращиваем Дерево Знаний. Чтобы его вырастить, необходимо посадить семечко знаний. Это то, что вы уже знаете. И это такая маленькая частичка знаний, но именно от нее зависит, каким большим и сильным вырастет наше дерево и какими будут ваши знания».
И сегодня мы с вами работаем под девизом:
«Математика – увлекательна,
Математика – занимательна,
Интеллект наш повышает,
Мозг работать заставляет.»
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
(На доске карточки с примерами чисел).
Необходимо провести классификацию их на две группы и сделать вывод о той группе чисел, с которыми мы будем работать.
19 175 200 11,5 45 0,6 15,75
.
3. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели урока.
Учащиеся после этой формы работы смогут сформулировать, какие действия им знакомы, и чтобы это проверить, им предлагается устная работа:
1.Какую цифру можно подставить вместо звёздочки, чтобы равенство было верным:
2,*3=2,3*
3,*5
0,*7
0,7*5
2.Найди ошибки в решении примеров:
5,12
=512
5,12
5,12
3
41,51
17,156
3.Объясни, как можно выполнить деление
20,7: 9
1: 80
Вывод о цели урока делают ученики самостоятельно.
4.Историческая справка.)
С древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, площадь, вести расчеты на купленные или проданные товары.
Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.
В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в XVII веке) дроби так и назывались - «ломанные числа».
Черта дроби стала постоянно лишь около 300 лет назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи. В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные.
Это связано с простотой правил вычисления с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья аль-Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в обсерватории Улугбека в начале XV века.
Записывал аль-Каши десятичные дроби так же, как принято сейчас, но он не использовал запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
Но об этом в Европе в то время не узнали, и только через 150 лет десятичные дроби были заново изобретены фламандскими нженером ученым Симоном Стевином.
5.Работа в парах:
А теперь проведём устный счёт и с помощью кодированных букв узнаем, кто автор первой книги в которой есть задания с десятичными дробями.
10,2 | 1,2 | 3,87 |
3,5 + 1,2= | 5,75 = | 11,75-11,75= |
145,7-0,7= | 0,1 | 87,9-1,09= |
М-102; А-4,7; Г-145; Н-2,4; И-0; Ц-10; К-38,7; Й-86,81.
В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».
После проверки ребята смогут оценить своего соседа.
6.Физкульпауза.
7.Работа с заданиями учебника.
Учащимся предлагаются номера из учебника с проверкой у доски
№1352 № 1359 (а,б),
8.Заключительный этап:
Учащимся предлагается тест с самопроверкой и оцениванием своей работы.
ТЕСТ. Умножение и деление десятичных дробей
Вариант 1
А1. Вычислите значение выражения 0,52*7
1) 364
2) 3,64
3) 36,4
4) 0,364
А2.Чему равно произведение, если первый множитель 0,072, а второй множитель 35?
1) 2,52
2) 0,252
3) 2520
4) 25,2
А3.Что получится, если 5,018 увеличить в 6 раз?
1) 11,018
2) 3,0108
3) 30,108
4) 301,08
А4. Чему равно значение произведения 6,38 и 15?
1) 95,7
2) 957
3) 9,57
4) 9570
В1. Скорость автомобиля 67,8 км/час. Какой путь пройдет автомобиль за 4
часа?
В2. Длина комнаты 5м, ширина 3,88 м. Вычислите площадь.
Вариант 2
А1. Вычислите значение выражения 0,72*6
1) 632
2) 43,2
3) 4,32
4) 0,432
А2.Чему равно произведение, если первый множитель 0,094, а второй множитель 25?
1) 2,35
2) 2350
3) 23,5
4) 235
А3.Что получится, если 4,016 увеличит в 7 раз?
1) 28,112
2) 2,8112
3) 281,12
4) 2811,2
А4. Чему равно значение произведения 9,36 и 15?
1) 14,04
2) 1404
3) 140,4
4) 1,404
В1. Скорость автомобиля 75,8 км/час. Какой путь пройдет автомобиль за 3
часа?
В2. Длина комнаты 5м, ширина 4,48м. Вычислите площадь.
9. Проверка теста.
Вариант 1 | Вариант 2 | |
А 1 2) | А1 3) |
А 2 1) | А 2 1) |
А 3 3) | А 3 1) |
А 4 1) | А 4 3) |
В1 S=271,2 км | В 1 S=227,4 км |
В 2 S=19,4 м2 | В 2 S=22,4 м2 |
10.Домашнее задание.
11.Рефлексия.
Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. Выбери рожицу человечка:
зелёный - если у тебя ещё есть вопросы по этой теме;
жёлтый – вопросов у тебя нет;
фиолетовый – много вопросов по действиям с дробями.
Список использованной литературы.
Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/Н.Я.Виленкин; А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд – М. Просвящение, 2018
А.П.Ершова, В.В.Голобородько Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса М.: Илекса, 2017
Математика 5-8 кл.: игровые технологии на уроках/ авт.-сост. И.Б.Ремчукова Волгоград: Учитель, 2007