На предыдущих уроках, мы с вами познакомились с понятием системы счисления, виды систем счисления, научились переводить из одной системы счисления в другую. Сегодня мы продолжаем знакомство с цифровыми данными, но для начала вспомним некоторые определения. Проверка домашнего задания (собрать рабочие тетради). Фронтальный опрос. На слайде 3 показаны вопросы: 1) Что такое двоичное кодирование? (Двоичное кодирование – последовательность битов, с помощью которых можно представить самую различную информацию). 2) Что такое бит? (бит – каждая «клеточка» памяти компьютера). 3) Что такое система счисления? (Система счисления – это набор символов, предназначенный для записи чисел по определенному правилу) 4) На какие группы делятся системы счисления? (Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные). В чем их отличие? (в позиционной системе счисления цифра зависит от своего место положения в записи числа, а не позиционной - не зависит). 5) Какой системой счисления мы чаще всего пользуемся? (Мы пользуемся десятичной системой счисления: на уроках математике, в магазине и т.д.) 6) Где используется двоичная система счисления? (Двоичная система счисления используется в компьютере для представления информации, и для ее хранения) 7) Как перейти от десятичной системы счисления к двоичной? (Десятичное число необходимо делить на 2, до тех пор, пока неполное частное не станет меньше 2) - Молодцы! 7) Кто вспомнит, как же записываются буквы в компьютере? Это мы с вами проходили в 5 классе. (Буква в компьютере представляется в виде цепочки из нулей и единиц, в количестве восьми штук). - Хорошо! - Действительно, при двоичном кодировании текстовой информации каждому символу ставится в соответствие своя уникальная последовательность из восьми нулей и единиц. Такая последовательность называется байтом. Записываем себе в тетрадь: байт – это последовательность из восьми нулей и единиц. (Слайд 4). Байт состоит из 8 битов. Символ получает свой уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (десятичный код от 0 до 255). Таким образом, всего существует 256 различных цепочек из восьми нулей и единиц. - Сколько же получается можно закодировать символов? (256 символов можно закодировать: буквы прописные и заглавные, цифры, знаки препинания, и другие символы). - Как можно получить число 256, если использовать только число 2? (28=256) - Почему используют цифры 2 и 8? (наверное, 2 это двоичная система, т.е. символы 0 и 1; а 8, потому что именно столько цифр используется для записи каждого символа) - А как вы думаете, можно ли запомнить код для каждого символа? (Нет) Поэтому для нашего удобства в учебнике приведен фрагмент специальной кодовой таблицы. Мы можем ее посмотреть (слайд 5). Она состоит из двух частей, первая часть — это знаки и числа, вторая – это русский алфавит. - Как вы думаете, всегда ли так выглядит таблица? Может что-либо в ней меняться? (русский алфавит будет меняться на другой, например, украинский, а числа и символы останутся неизменными). - Молодцы. Одним из первых стандартов кодирования русских букв на компьютерах был код КОИ-8 («Код обмена информацией 8-битный»). Начиная с 1997 г. последние версии Microsoft Windows&Office поддерживают новую кодировку Unicode, которая на каждый символ отводит по 2 байта, а, поэтому, можно закодировать не 256 символов, а 65536 различных символов. Международным стандартом считается таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) – Американский стандартный код для информационного обмена. (Слайд 6) Присвоение символу конкретного двоичного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице. Первые 33 кода (с 0 по 32) соответствуют не символам, а операциям (перевод строки, ввод пробела и т.д.). Коды с 33 по 127 являются интернациональными и соответствуют символам латинского алфавита, цифрам, знакам арифметических операций и знакам препинания. Коды с 128 по 255 являются национальными, т.е. в национальных кодировках одному и тому же коду соответствуют различные символы. К сожалению, в настоящее время существуют пять различных кодовых таблиц для русских букв, поэтому тексты, созданные в одной кодировке, не будут правильно отображаться в другой. - Теперь, давайте с помощью таблицы декодируем информацию. Задание 1. Переведите десятичный код в букву. (Слайд 7) 202 206 203 206 205 202 200 К О Л О Н К И - А как же быть, если дано большое число из нулей и единиц, а мне нужно узнать слово? (отделить по 8 символов, а потом перевести их в букву) Задание 2. Переведите двоичный код в букву. (Слайд 8) 11001100 – М 11001110 – О 11001101 – Н 11001000 – И 11001000 – Т 11001101 – О 11010000 – Р - Отлично! А как де быть с изображениями? Как же они представляются в памяти компьютера? (Под запись, слайд 9) Существуют два способа представления изображений в цифровом виде: Векторный, когда наше изображение состоит из фигур (окружность, прямоугольник, треугольник и т.д.). С этим способом представления изображения мы познакомимся на следующем уроке. Растровый. Мы с вами знаем, из чего состоит изображение? (Изображение состоит из пикселей). Цвет каждого пикселя кодируется двоичным числом. Возьмем черно-белую картинку. Сколько используется цветом? Как 2 цвета связать с двоичным кодированием? (Если использован черный цвет, т.е. пиксель закрашен, то ставим 1, а если цвет белый – то ставим 0.) Слайд 9. 00001000 00000100 00000010 11111111 00000010 00000100 00001000 | | - Если изображение цветное, то каждый пиксель кодируется цепочкой из 24 нулей и единиц, что позволяет различать более 16 миллионов цветовых оттенков. - А сейчас мы попробуем применить полученные знания на практике. Работа в малых группах (2 ученика за компьютером) (15 мин) Рассаживание учащихся по группам. Представление отчета – по желанию один человек (лидер группы). - Каждая группа получает карточку (приложение 2) с заданием (исходные данные у каждой группы разные), в итоге у вас на экране должен получиться рисунок, но в разных программах, с которыми мы уже знакомы. (Слайд 10) Алгоритм выполнения работы: От исходных данных перейти к двоичному коду. Двоичный код перевести в графическую информацию. Оформить расчеты и результат в предложенной программе. Показать результат |