СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Управление организацией внеурочной работы в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье будут рассмотрены функции руководителя образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Управление организацией внеурочной работы в образовательной организации»

УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ


Маркелова Мария Александровна,

Магистрант

ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»

Научный руководитель: Шубина Татьяна Вячеславовна
к.п.н., доцент
ФГБОУ ВО «
Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»




Аннотация: В данной статье будут рассмотрены функции руководителя образовательной организации по организационному, нормативному, финансово-экономическому, информационному, научно-методическому, кадровому, материально-техническому направлениям деятельности в аспекте управления организацией внеурочной работы

Ключевые слова: управление, управление организацией, руководитель организации, руководитель образовательной организации, внеучроная работа.



TITLE OF THE ARTICLE


Markelova Maria Aleksandrovna

Scientific adviser: Shubina Tatiana Vyacheslavovna


Abstract: This article will consider the functions of the head of an educational organization in organizational, regulatory, financial and economic, informational, scientific and methodological, personnel, material and technical areas of activity in the aspect of managing the organization of extracurricular work

Key words: management, organization management, organization head, head of educational organization, extracurricular work.



Для руководителя образовательной организации, прежде всего, важно грамотно организовать систему работы с учителями, осуществляющими внеурочную работу.

Для начала необходимо очертить круг основных понятий, представить их определения, рассмотрим понятия: управление, управление организацией, руководитель организации, руководитель образовательной организации.

Управление — это воздействие (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью обеспечения требуемого её поведения или изменения её характеристик, определил И.В. Бестужев-Лада.

С позиции Жемчугова А.М., управление организацией - управление ее деятельностью по достижению цели организации.

Руководитель организации - физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, сказано в трудовом кодексе РФ.

Руководитель образовательной организации — это физическое лицо, являющееся единоличным исполнительным органом и осуществляющее руководство всей деятельностью такой организации путем реализации поставленных задач в целях ее развития, на которое учредителем возложены функции по контролю и управлению такой организацией, сказано в Постановлении Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Специалисты сходятся во мнении, что основным направлением деятельности руководителя образовательной организации является управление качеством образования, поскольку руководитель в своей практической работе реализует системы управления качеством, соответствующие современным нормативам. 

Важно отметить, что руководители организаций, ставят на первый план человеческие ресурсы и отмечают, что грамотный подбор, обучение и мотивация подчиненных, позволяют достигать желаемых результатов.

Руководителям образовательных организаций необходимо создать условия для реализации внеурочной работы. Такая работа, может проводиться по следующим направлениям, а именно:

  1. организационному;

  2. нормативному;

  3. финансово-экономическому;

  4. информационному;

  5. научно-методическому;

  6. кадровому

  7. материально-техническому.

Организационное обеспечение, связано не только с моделями организации внеурочной работы в образовательной организации. Это также работа по созданию ресурсных центров, например, для научно-технического творчества.

Интеграция в открытое образовательное пространство на основе современных информационно-коммуникационных технологий, тоже относится к организационному направлению деятельности. Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, может быть организовано сетевое взаимодействие между различными образовательными организациями.

Руководитель образовательной организации контролирует и координирует создание общего программно-методическое пространства, устанавливает целевые ориентиры, в рамках предполагаемого взаимодействия программ внеурочной деятельности, в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации.

В ведении руководителя образовательной организации находится вопрос нормативного обеспечения реализации внеурочной деятельности, создания соответствующего правового поля для организации взаимодействия школы с другими учреждениями и организациями, деятельности ее структурных подразделений, а также участников образовательного процесса.

Руководитель образовательной организации проверяет на соответствие действующему законодательству Российской Федерации в области образования,

разрабатываемые или скорректированные локальные акты образовательного учреждения.

Вопрос финансирование внеурочной деятельности отнесен к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования. Руководитель образовательной организации следит за соблюдением законодательства при предоставлении государственных гарантий, соблюдении прав граждан, на получение общедоступного и бесплатного образования в общеобразовательном учреждении.

Образовательным учреждением используются все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования, в качестве финансово-экономической основы для реализации внеурочной деятельности.
Руководитель образовательной организации осуществляет поиск финансирования и оказывает содействие развитию одаренных детей.

Руководителю образовательной организации необходимо грамотно распределить финансирование на
дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества и т.п., проводимые в формах, отличных от урочной деятельности, на внутришкольное дополнительное образование (программы внеурочной деятельности), на оплату деятельности классных руководителей, реализующих внеурочную работу, на оплату деятельности иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями на основе квалификационных характеристик должностей работников образования.

Руководитель образовательной организации имеет возможность поиска дополнительных источник финансирования внеурочной деятельности.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Закона Российской Федерации "Об образовании" государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами. Однако эти платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В связи с этим, если дополнительные образовательные услуги расширяют существующие направления внеурочной деятельности, а также связаны с необходимостью оплаты соответствующего оборудования, помещений и т.д., то руководитель образовательной организации может их использовать, как дополнительный ресурс для организации внеурочной деятельности.
Таким образом, руководитель образовательной организации сталкивается с разработкой и апробацией новых регуляторов экономических механизмов в системе образования, развивает новую систему оплаты труда.

Руководитель образовательной организации инициирует проведение мониторинга профессионально-общественного мнения среди педагогов образовательного учреждения, обучающихся и родительской общественности.

Контроль за созданием и ведением различных баз данных (нормативно-правовой, методической и других) также относится к деятельности руководителя образовательной организации.

Поскольку весомую роль в информационной поддержке реализации внеурочной деятельности играет Интернет-сайт образовательного учреждения, руководителю образовательной организации необходимо определить ответственных лиц, для своевременного ведения и наполнения сайта актуальной информацией, предоставить доступ к документам. Таким образом, руководителем образовательной организации, будут решены такие важные задачи как: организация взаимодействия с социальными партнерами, открытость государственно-общественного управления, усиление публичного признания достижений всех участников образовательного процесса.

Руководитель образовательной организации служит гарантом при обеспечении возможности свободного выбора курсов и дисциплин внеурочной деятельности, оперативно реагирует при изменении социального заказа.

Руководитель образовательной организации инициирует и контролирует процесс создания общего программно-методического пространства внеурочной деятельности.

Под началом руководителя образовательной организации внедряются новые модели повышения квалификации по вопросам внеурочной работы, в том числе на основе дистанционных образовательных технологий.

Руководитель образовательной организации поощряет разнообразие форм методической работы в образовательном учреждении, способствует внедрению передового педагогического опыта.

Руководитель образовательной организации создает кадровые условия для реализации внеурочной деятельности.

  1. Обеспечивает укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками.

  2. Проверяет наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения.

  3. Создает условия для непрерывного профессионального развития педагогических работников образовательном учреждении.

При отсутствии возможностей для реализации внеурочной деятельности, в том числе по причине кадровой неукомплектованности, руководитель образовательной организации может привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.

Организовать работу по планированию и реализации внеурочной деятельности необходимо в соответствии с требованиями ФГОС. Руководителю ОУ необходимо осуществлять внутриучрежденческий контроль за организацией внеурочной деятельности.

Руководитель образовательной организации осуществляет должностной контроль, в том числе при реализации программ внеурочной деятельности в полном объеме. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций. Должностные лица образовательной организации несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Контроль и оценка эффективности организации внеурочной деятельности осуществляется заместителями директора по учебной и воспитательной работе путём проведения мониторинговых исследований, диагностики и анкетирования учащихся, педагогов, родителей.

Администрация образовательной организации содействует определению стратегических направлений развития системы внеурочной работы.

  1. Осуществляет контроль над качеством внеурочной работы.

  2. Формирует ответ на запрос участников образовательных отношений в вопросах внеурочной деятельности.

  3. Инициирует и организует процесс обмена передовыми воспитательными технологиями.

  4. Обеспечивает динамику развития направлений внеурочной работы.

  5. Принимает участие в обсуждении результатов оценки эффектов внеурочной работы.

Работа с учителями, осуществляющими внеурочную работу, подразумевает со стороны завуча по УВР:

- регулярные общие консультации, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных воспитательных проблем класса;

- регулярное информирование родителей об успехах, проблемах, результатах детей во внеурочной деятельности;

- помощь родителям учеников в регулировании отношений между учителем, осуществляющим внеурочную работу и учениками;

- организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем воспитания школьников;

- привлечение членов семей школьников к организации и проведению элементов внеурочной работы.

Руководитель образовательной организации делегирует функции по управлению и оптимизации внеурочной работы, педагогам и классным руководителям, осуществляющим данную деятельность. Например, такие функции перечислены ниже.

Функция педагогической поддержки, рассматривается как опора на личные и потенциальные возможности ребенка.

Функция фасилитации (облегчения) - создание условий для адаптации к новым жизненным ситуациям, для облегчения вхождения ребенка в социальные условия.

Диагностическая функция заключается в изучении практического запроса детей и их родителей, формулировании проблемы и учета предложений, выборе способов устранения этих проблем.

Функция формирования ведения здорового образа жизни.

Функция развития и расширение сфер ответственности учеников, как основы социализации, социальной адаптации.

Функция мотивации творческой активности воспитанников.

Функция поддержки стремления к самообразованию.

Функция освоения и использования во внеурочной работе новых педагогических технологий и методик воспитательной работы.

Функция разработки наполнения и подбор содержания внеурочных занятий по направлениям внеурочной деятельности.

Функция дальнейшего развития и совершенствования системы внеурочной работы в образовательной организации.

Таким образом, заключим, что для руководителя образовательной организации, одной из первостепенных задач является налаживание системы работы с учителями, осуществляющими внеурочную работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!