СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 1 по русскому языку 10 класс по программе Гольцовой Н.М.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Слово о русском языке

Просмотр содержимого документа
«Урок 1 по русскому языку 10 класс по программе Гольцовой Н.М.»

Урок 1 Русский язык 10 класс

Тема. Слово о русском языке

Цели: ознакомить с учебником; раскрыть смысл понятий «со­временный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма»; развивать навыки конспектирования и состав­ления плана ответа.

Ход урока

I. Вступление. Знакомство с учебником

Авторы учебника - известные ис­следователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин).

Уроки в 10 и 11 классах будут особыми.

В старших классах учиться можно еще очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повы­сить грамотность, языковую культуру, достойно сдать Единый государственный экзамен по русскому языку.)

  • Откройте оглавление на с. 458. Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым. (Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)

А теперь откройте учебник на с. 444. Как видите, в конце учеб­ника есть приложения. Приложение 1 «Говори правильно» — это ваша памятка по образцовому произношению слов. Приложение 2 «Пиши правильно» на с. 447 - это памятка по орфографии. Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.

  • Если же слова, правописание или произношение которого вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о нем? (В орфоэпических словарях.)



̶ Откройте учебник на с. 452. Здесь дан список, в который вклю­чены различного рода словари, справочники и учебники по рус­скому языку. Они помогут вам добыть дополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.

̶ А теперь откройте учебник на с. 8. Вы видите здесь сокраще­ния и условные обозначения.

Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические ком­ментарии, упражнения по стилистике, по развитию речи, вопросы и задания, а также диктанты, — все это облегчит вашу дальнейшую работу с учебником.

II. Работа по теме урока

Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).

Вспомнить основ­ные правила конспектирования, объяснив, что это один из видов учебной работы в вузе. Основные правила конспектирования за­писываются на доске или раздаются ученикам на отдельных листах в качестве памятки.

Правила конспектирования

    1. Внимательно прочтите текст.

    2. Разделите текст на основные смысловые части.

    3. Выделите главную мысль текста.

    4. Обозначьте основные выводы, следующие из содержания текста.

    5. Письменно изложите тезисы текста. Делайте это после­довательно. Можете цитировать или излагать тезисы своими словами, передавая основное содержание про­читанного.

    6. Включите в конспект не только основные положения, но и аргументы, подтверждающие их. Не забывайте и о при­мерах, иллюстрирующих аргументы. Главное — записывайте их сжато, но точно.

    7. В конспекте допускаются сокращения. Сокращать можно слова и даже предложения при условии, что это не нанесет ущерба смыслу текста.

    8. Дальнейшую работу с конспектом существенно облегчают условные обозначения, например: = — «отсюда следует, что...», ? — «спорный вопрос»,! — «запомни».

    9. Для выделения особо значимых мест в конспекте исполь­зуйте маркеры, цветные ручки. Располагайте абзацы «сту­пеньками».

III. Итог урока

Пользуясь конспектами, учащиеся перечисляют основные по­нятия, сведения о языке, которые они получили, работая со стать­ей, как-то: понятие «русский язык», сведения об истории языка, признаки литературного языка и т. д.

Домашнее задание

      1. Подготовить связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».

      2. Языковое родство русского, болгарского, польского и чешского языков

        На основе анализа данных таблицы 1 доказать языковое род­ство русского, болгарского, польского и чешского языков.

Таблица 1

Русский язык

Болгарский язык

Польский язык

Чешский язык

вода

вода

woda

voda

поле

поле

pole

pole

море

море

morze

more

ухо

ухо

ucho

ucho

нога

нога

noga

noha

сто

сто

sto

sto

голова

глава

glowa

hlava

корова

крава

krowa

krava



      1. Выписать из Толкового словаря русского языка все значе­ния слова «язык». Ту же самую работу проделать и с лин­гвистическим энциклопедическим словарем. Ответить на вопрос: в каком словаре толкуются лексические значения слов, а в каком — понятия?

      2. Перечислить известные вам словари русского языка. Объ­яснить, каким словарем нужно воспользоваться, чтобы узнать:

а) лексическое значение слова;

б) как правильно произносится слово;

в) информацию о происхождении слова;

г) как оно было образовано;

д) какие слова с близким значением можно подобрать к ин­тересующему вас слову;

е) какие слова с противоположным значением можно по­добрать к интересующему вас слову;

ж) как правильно пишется слово.


Примечание

        1. При ответе на вопрос 3 учащиеся могут использовать сле­дующие словари:

          1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой (любое издание).

          2. ЛапатухинМ.С., СкорлуповскаяЕ.В., СнетоваГ.П. Школь­ный толковый словарь русского языка. М., 1981.

з) РозентальД.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лин­гвистических терминов. М.: Просвещение, 1985.



        1. При ответе на вопрос 4 можно использовать § 12 учебни­ка (с. 31-32), а также список рекомендуемой литературы (с. 452-454).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!