3. Обобщение учителя — Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадёжная любовь. Письма влюблённого служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьёз и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Присланный неизвестным влюблённым подарок — гранатовый браслет — вызывает бурю негодования у брата княгини, товарища прокурора Булат-Тугановского. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке. И только старый генерал Аносов, с которым любит откровенничать княгиня, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюблённого: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнаёт о нём благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своём повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень богат. Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его душа стремилась к прекрасному и возвышенному. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически. Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает. (Обращение к эпиграфу урока.) У австрийского поэта первой половины XIX в. Николая Ленау есть стихотворение, которое «является» лирическим двойником с содержанием рассказа «Гранатовый браслет»: Молчать и гибнуть… Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать, не проронив ни слова! — Как свет застенчивый лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд её бездонный!.. «Молчать и гибнуть» — вот духовный обет влюблённого телеграфиста. И всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, даёт ему силы переносить страдание любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твоё!..». Куприн вскрыл духовную ограниченность представителей высшего сословия, проявляющуюся перед лицом чистой, бескорыстной любви. 4. «Под сенью дружных муз…»: прослушивание музыкального фрагмента (второй части сонаты № 2 Л. ван Бетховена) У ч и т е л ь. По времени создания «Гранатовый браслет» А. И. Куприна относится к периоду отечественной культуры, получившему название Серебряного века. Одна из идей, развивающихся в творчестве писателей и поэтов этого периода,— синтез искусств: взаимопроникновение различных видов искусств, стремление передать средствами одного искусства возможности другого, переплетение их элементов, утверждение общности эстетических законов музыки, живописи, литературы. «Теперь я пишу “Браслет”, но плохо даётся. Главная причина — моё невежество в музыке… Да и светский тон!» — пишет автор в период работы над произведением своему другу профессору Ф. Д. Батюшкову. Невежественным в музыке считал себя Куприн, но любил её как всё прекрасное, изящное. Сам писатель даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» в эпиграфе рассказа. • Прослушайте внимательно ещё раз вторую часть сонаты № 2 Л. ван Бетховена и скажите, изменилось ли ваше восприятие музыки после обсуждения повести? Если изменилось, то как? • Какие картины в вашем воображении рождает эта музыка? • Как изменяется её характер? Какие чувства и мысли она навевает? Предполагаемый ответ Эпиграф у рассказа необычный: первая строка из второй части сонаты Л. ван Бетховена, «Аппассионата». Структуру рассказа можно соотнести со структурой музыкального произведения. Позволительно сказать, что на протяжении 13 глав в содержании рассказа чередуются различные ритмы, темпы, темы. Сейчас прозвучала «Аппассионата» (Largo Appasionato) — музыкальное произведение, которое слушала в финале повести Вера. Княгиня прощается с застрелившимся Желтковым. Это их единственное свидание. И это прощание — поворотное событие во внутреннем состоянии героини: она поняла, «что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё». Под звуки «Аппассионаты» Бетховена, которую Желтков завещал ей прослушать, в душе Веры звучат слова человека, любившего её больше жизни: «Да святится имя Твоё!..» Эмоциональная волна, нарастающая на протяжении всего рассказа, достигает предельной высоты. Под звуки гениальной музыки происходит удивительное соприкосновение душ, из которых одна слишком поздно поняла другую. В музыке великого Бетховена воплотилась сила человеческой натуры, одухотворённой любовью. Вера плачет. Отчего?.. Быть может, оттого, что настоящая любовь прошла мимо неё. А может быть, это слёзы катарсиса после осознания того, что «он меня простил теперь. Всё хорошо»… V. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. Мини-дискуссия • Почему рассказ заканчивается трагически? Возможен ли другой финал? • Смешон или трагичен Желтков? Высмеивать его чувство или восторгаться им? Желтков «великий» или «маленький человек»? • Всегда ли настоящая любовь трагична? 2. Обобщающее слово учителя — «Да святится имя Твоё!» — пишет Желтков в письме. Для него Вера — божество… Героиня приравнивается к иконе, ей можно только поклоняться. А гранатовый браслет он завещал повесить на икону… МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моём, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный Спаситель — Она с величием, Он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. (А. С. Пушкин) • Как слова А. С. Пушкина соотносятся с темой сегодняшнего урока? VI. Домашнее задание Подготовить рабочие материалы к контрольному сочинению на одну из тем: «Состоятельна ли человеческая претензия на господство?» (И. А. Бунин о месте человека в мире в рассказе «Господин из Сан-Франциско»); «“Лики любви” в цикле рассказов И. А. Бунина “Тёмные аллеи”»; «Мир человеческих чувств в прозе И. А. Бунина и А. И. Куприна»; «“Чистый свет высокой нравственной идеи” в русской литературе (по рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”»). |