СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2 "Этимологический анализ слова" 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён умению производить этимологический анализ. Это умение необходимо не только для того, чтобы узнать первоначальное значение или отследить фонетические и семантические изменения, но и чтобы  понимать образную природу слова, а также уметь объяснять непроверяемые написания.  

Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка»


  • Автор дает согласие использовать данный ресурс только для ознакомления и проведения уроков.

  • Нельзя присваивать себе авторство данного ресурса.

  • Нельзя публиковать данный ресурс без согласия автора.

  • В случае частичного использования ресурса, ссылка на источник обязательна.


Пояснительная записка

1

Автор (ФИО, должность)


Голышева Галина Эриевна,

учитель русского языка и литературы

2

Название ресурса

Этимологический анализ слова

3

Вид ресурса

Презентация

4


Предмет, УМК

Русский язык

УМК Львовой С.И.

5

Цель и задачи ресурса


Цель: объяснить разницу в морфемном составе слова с точки зрения диахронического и синхронического подходов.

Задачи: при морфемном разборе выработать навыки сравнения современного значения слова и исходного,

познакомить с явлением ложной этимологии и процессом опрощения,

сформировать умение работы с этимологическим словарём,

рассказать о развитии этимологии как науки, закрепить навыки слитного написания с НЕ-, -НН- в прилагательном.

6

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

7 класс

7

Программа, в которой создан ресурс

Microsoft PowerPoint

8

Методические рекомендации по использованию ресурса

Слайд 3. По щелчку в деепричастии появляются суффиксы и выделяется оборот. Далее появляются три слова, которым надо дать толкование (проверка по щелчку), а после высвечивается текст для выразительного чтения.

Слайд 4. По щелчку исчезают высказывания и появляется определение этимологии.

Слайд 5. По щелчку после ответов учащихся появляется толкование слова гардероб (описание и картинка), а затем по щелчку во время рассказа о выдре появляются иллюстрации. Таблица с этимологией слова выдра также появляется по щелчку.

Слайд 6. После ответов учеников о целях этимологического анализа щелчком появляются 4 цели.

Слайд 7. По щелчку появляется толкование слов с картинками, по щелчку возникает этимология слова обаяние, а затем по щелчку – обоняние. Последний щелчок – задание по учебнику.

Слайд 8. Портрет Богородицкого появляется по щелчку, а после пояснений к морфемному и этимологическому анализам по щелчку появляется задание из учебника.

Слайд 10. После этимологического анализа слов с НЕ по щелчку появляется таблица для заполнения.

9

Источники информации

  1. Ю.В.Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2005.

  2. С.И.Львов. Этимологический анализ на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2013.

  3. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Издательство иностранных и национальных словарей, 1961.

  4. http://www.libex.ru/dimg/3ef71.jpg

  5. https://img02.rl0.ru/2a4cbf3682746175a0bb47850629337a/c300x160/im1-tub-ru.yandex.net/i?id=6d705f8ad4496e23a36f3479a608aac7&n=33&h=160&w=300

  6. http://samsud.ru/upload/blogs/9fb7df943e6d0b29ca02ef8aead27dec.jpg

  7. http://www.bobonart.co.uk/uploads/7/6/1/8/761817/7348440_orig.jpg

  8. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4852cc394656179993d9a9191156ad57&n=33&h=166&w=210

  9. 9. http://static2.keep4u.ru/2014/09/08/c0bca8e51e980db35f.jpg

  10. http://content.onliner.by/forum/14f/af5/354602/800x800/e77e0f7a2d1e71451356023ddfbad07d.jpg

  11. http://rus.tgim1.edusite.ru/images/p11_7.jpg

  12. http://rus.tgim1.edusite.ru/images/p11_6.jpg

  13. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1384/000124f3-62d4ff80/img24.jpg



4


Просмотр содержимого презентации
«Урок 2 Этимологический анализ УМК Львовой С.И.»

МКОУ СОШ № 2 г.Нефтекумска Ставропольского края КОНСПЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « Этимологический разбор слова»   7 класс УМК Львовой С.И. учителя русского языка и литературы Голышевой Галины Эриевны 2012 – 2013 учебный год

МКОУ СОШ № 2

г.Нефтекумска Ставропольского края

КОНСПЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

« Этимологический разбор слова»

7 класс

УМК Львовой С.И.

учителя русского языка и литературы

Голышевой Галины Эриевны

2012 – 2013 учебный год

Взаимопроверка домашнего задания (упр.6) 1). Каждое слово для истор и ка есть св и детель ,  пам я тник , факт жизни народа. 2). Пр и рода стр а ны и история народа , отр а жаясь  в душе человека , выр а жались в слове. Человек и с чезал , но слово , им созда нн ое , ост а валось бе сс мертной и н еис черпаемой сокровищницей народного языка, так что каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека , через которые отр а зились в слове пр и рода страны и история народа. 3). Язык изменч и в, как изменч и ва сама жизнь. 4). Язык всё время разв и вается. Изм е нения происходят нез а метно, но непр е рывно. -Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте вставленные орфограммы и пунктограммы. Какая мысль объединяет данные высказывания? (Отражая жизнь, язык непрерывно изменяется.)

Взаимопроверка домашнего задания (упр.6)

1). Каждое слово для истор и ка есть св и детель ,

пам я тник , факт жизни народа.

2). Пр и рода стр а ны и история народа , отр а жаясь

в душе человека , выр а жались в слове. Человек

и с чезал , но слово , им созда нн ое , ост а валось

бе сс мертной и н еис черпаемой сокровищницей

народного языка, так что каждое слово языка,

каждая его форма есть результат мысли и чувства

человека , через которые отр а зились в слове

пр и рода страны и история народа.

3). Язык изменч и в, как изменч и ва сама жизнь.

4). Язык всё время разв и вается. Изм е нения

происходят нез а метно, но непр е рывно.

-Ребята, обменяйтесь тетрадями и проверьте вставленные орфограммы и пунктограммы. Какая мысль объединяет данные высказывания? (Отражая жизнь, язык непрерывно изменяется.)

Отражая жизнь, язык непрерывно изменяется. К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны… И когда я слышу: – Извини меня! – Это значит: – Исключи меня из вины!.. Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро. С.Островой    Первородный – …? самый первый. - Графически объясните запятую. - (Щелчок) Перед вами слова, которые сейчас мы употребляем редко. Объясните их значение.(Щелчок после ответов.) Почему в слове внутренность две –НН-? - Определите идею стихотворения. (Слова несут добро, если ты правильно их понимаешь и употребляешь.) Подготовьтесь к выразительному чтению. Норов - …? нрав, обычай . Нутро - …? внутре нн ость .

Отражая жизнь, язык непрерывно изменяется.

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны…

И когда я слышу:

Извини меня! –

Это значит:

Исключи меня из вины!..

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

С.Островой

Первородный – …?

самый первый.

- Графически объясните запятую.

- (Щелчок) Перед вами слова, которые сейчас мы употребляем редко. Объясните их значение.(Щелчок после ответов.) Почему в слове внутренность две –НН-?

- Определите идею стихотворения. (Слова несут добро, если ты правильно их понимаешь и употребляешь.) Подготовьтесь к выразительному чтению.

Норов - …?

нрав, обычай .

Нутро - …?

внутре нн ость .

Люблю обычные слова, Как неизведа нн ые страны. Д.Самойлов Этимология ( древнегреч. )–  «верный, истинный» + «смысл, значение»  наука о происхождении слов. Самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы испытываем ,–  это ощущение тайны. В ней источник всякого подли нн ого знания. А. Эйнштейн Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Причём это желание испытывают не только поэты, но все люди: ведь, по словам великого математика Эйнштейна, тайна рождает знание. (Щелчок) В языкознании существует один из наиболее интересных и увлекательных разделов – этимология. Обратимся к любому этимологическому словарю. Как много там слов, о которых говорится: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет». - Запишите в словарики сведения об этимологии. Помимо толкования, мы объяснили процесс рождения слова., то есть дали этимологическую справку.

Люблю обычные слова,

Как неизведа нн ые страны.

Д.Самойлов

Этимология ( древнегреч. )– «верный, истинный» + «смысл, значение» наука о происхождении слов.

Самая прекрасная и глубокая

эмоция, которую мы испытываем ,–

это ощущение тайны. В ней

источник всякого подли нн ого знания.

А. Эйнштейн

  • Неистребимы в человеке желание проникнуть в тайну рождения слова, потребность разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём. Причём это желание испытывают не только поэты, но все люди: ведь, по словам великого математика Эйнштейна, тайна рождает знание.

(Щелчок) В языкознании существует один из наиболее интересных и увлекательных разделов – этимология. Обратимся к любому этимологическому словарю. Как много там слов, о которых говорится: «происхождение неясно», «бесспорного объяснения нет».

- Запишите в словарики сведения об этимологии. Помимо толкования, мы объяснили процесс рождения слова., то есть дали этимологическую справку.

Ложная этимология!

Гардероб – 1) шкаф для одежды;

2) помещение в общественном здании

для хранения верхней одежды

посетителей;

3) одежда одного человека.

-Я предлагаю вам на уроке стать этимологами, которые решают трудную задачу объяснения происхождения слова. Это можно сравнить с чувством мореплавателя, впервые открывшего неведомую землю.

Итак, отправляемся в театр, а именно в гардероб. Что такое гардероб? (Щелчок)

В гардеробе разговорились между собой два человека. Разговор зашёл об их одежде.

- (Щелчок) Скажите, ваш воротник, кажется, из выдры? — спросил один.

- Да, — ответил обладатель выдрового воротника.

- А знаете ли вы, почему выдра называется выдрой ? — последовал вопрос.

- Я над этим как-то не задумывался, — признался собеседник.

  • Дело в том, — начал объяснять новый знакомый, — что при обработке шкурки этого зверька из неё полностью выдергивается шерсть, остаётся только подшёрсток. Таким образом, выдра  — это шкурка, у которой выдрана шерсть. Позднее название шкурки было перенесено и на самого зверька.
  • Ребята, вы согласны с такой версией?

С лингвистической точки зрения, это объяснение не выдерживает никакой критики.

(Щелчок) На самом деле, выдра  — очень древнее слово. Слово это встречается во многих родственных индоевропейских языках. Древнеиндийское udras ‘водяное животное’, древнегреческое hydra ‘гидра, водяная змея’ — вот некоторые из ближайших «родственников» нашего слова, которые позволили учёным установить, что первоначально слово выдра имело значение ‘водяное (животное)’. Пример со словом выдра показывает, что произвольно устанавливаемая связь между близкими по звучанию словами ( выдрать — выдра ) может привести к серьёзным заблуждениям. Это пример ложной этимологии, которая возникает тогда, когда сближаются разные по происхождению слова, например: слеза – слезает по лицу .

древнеиндийское

udras

древнегреческое

исходное значение

hydra

водяное животное’

выдра

гидра, водяная змея’

водяное (животное)’.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ  СЛОВА  Отыскание исходного ,  «истинного» значения слова.  Восстановление «биографии» слова, то есть выяснение всех  звуковых и смысловых изменений.  Открытие удивительной образности и богатства языка.  Объяснение правильного написания слова. Запишите тему урока» «Этимологический анализ слова». Автором первого этимологического словаря в России (1910 – 1914) стал учитель одной из московских гимназий А.Преображенский. Предположите, каковы цели этимологического анализа слова. (Щелчок после ответов учеников.)  Установление  исходного значения слова.  Восстановление «биографии» слова, то есть выяснение всех звуковых и смысловых изменений.  Открытие образности и богатства языка.  Объяснение правильного написания слова.

ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА

  • Отыскание исходного ,

«истинного» значения слова.

  • Восстановление «биографии» слова, то есть выяснение всех

звуковых и смысловых изменений.

  • Открытие удивительной образности и богатства языка.
  • Объяснение правильного написания слова.
  • Запишите тему урока» «Этимологический анализ слова». Автором первого этимологического словаря в России (1910 – 1914) стал учитель одной из московских гимназий А.Преображенский.
  • Предположите, каковы цели этимологического анализа слова. (Щелчок после ответов учеников.)
  • Установление исходного значения слова.
  • Восстановление «биографии» слова, то есть выяснение всех звуковых и смысловых изменений.
  • Открытие образности и богатства языка.
  • Объяснение правильного написания слова.

Упражнение № 5 (устно). обоняние обаяние Очарование, притягательная сила. Способность к восприятию и различению запахов.  - вон - я- ти «пахнуть» (вонь – «запах»)   - ба - баять «говорить» (обаять – оговорить, околдовать словами)  БАсня, БАю-БАй, БАйка.    благоВОНие  Докажем, что этимология помогает правильно написать слова. Что такое обаяние и обоняние ? (Щелчок)  Различие в написании слов объясняется различием в происхождении и историческом морфемном строении. (Щелчок) В первом слове мы наблюдаем этимологический корень –БА-, который находим в древнем глаголе БАЯТЬ и производных от него (однокоренных) БАСНЯ, БАЮ-БАЙ, БАЙКА. (Щелчок) Обоняние образовано от древнего глагола воняти, а значит, при написании слово сохраняет графический облик корня исходного слова ВОНЬ.

Упражнение № 5 (устно).

обоняние

обаяние

  • Очарование, притягательная сила.
  • Способность к восприятию и различению запахов.
  • - вон - я- ти «пахнуть» (вонь – «запах»)

  • - ба - баять «говорить» (обаять – оговорить, околдовать словами)
  • БАсня, БАю-БАй, БАйка.

  • благоВОНие

  • Докажем, что этимология помогает правильно написать слова. Что такое обаяние и обоняние ? (Щелчок)
  • Различие в написании слов объясняется различием в происхождении и историческом морфемном строении.

(Щелчок) В первом слове мы наблюдаем этимологический корень –БА-, который находим в древнем глаголе БАЯТЬ и производных от него (однокоренных) БАСНЯ, БАЮ-БАЙ, БАЙКА.

(Щелчок) Обоняние образовано от древнего глагола воняти, а значит, при написании слово сохраняет графический облик корня исходного слова ВОНЬ.

Упражнение 4, задание 1 (письменно).

Морфемный анализ

Этимологический анализ

воздух

внезапн – ый

воз - дух

вне – зап – н – ый

кольц – о

перчатк – а

коль – ц – о

рубах – а

перч – атк – а

руб – ах – а

  • Почти 150 лет назад (в 1868 году) молодой учёный Бодуэн де Куртенэ предположил, что из-за постоянного развития языка происходят изменения в морфемном составе слова, и наглядно это видно при разборе слова с точки зрения современного и исторического подхода (членения).

(Щелчок) Ученик Бодуэна де Куртенэ В.А.Богородицкий описал основные типы исторического изменения в структуре слова. Ему принадлежит термин опр`ощение - процесс уменьшения количества морфем внутри слова за счёт слияния корня с приставкой или суффиксом.

  • В современном языке воздух не связан со словом дух, внезапный со словом запа (ожидание), кольцо со словом коло (круг), перчатка со словом перст (палец), рубаха со словом руб (одежда, буквально: подрубленная, то есть подшитая одежда, с каймой).
  • (Щелчок) Прочитайте задание к упражнению № 4 (часть1) и объясните своими словами, что вы будете делать. (Комментированное письмо на основе работы с частью 3 – справочником.)

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упражнение № 4 , задание 2 (по образцу в классной работе).
  • Письмо по памяти (слова Ушинского из упр. 2).
  • Повторить ОК № 1 «Фонетика».
Слитное написание слов с НЕ- Неряха – ряха «щеголиха, та, что одевается модно».  Ненастье – настье «вёдро, хорошая погода».  Недуг – дуг «сила, здоровье».  Нелепый – лепый «красивый, хороший», великоЛЕПный.  Негодовать – годовати «позволять, быть довольным».  Невмоготу – не в моготу: «могота» сила, мочь, возможность.  Неделя – не делати: название воскресенья. Нельзя – льзя «можно». Говоря о словах, подвергшихся опрощению, следует упомянуть такую интересную группу, о которой обычно говорят: «Без НЕ не употребляется» и в которых НЕ стало частью корня. (Щелчок) Разнесите слова по колонкам, определяя часть речи. (P.S. В виде справки можно пояснить детям, что слово нельзя относится к словам категории состояния, которые они будут изучать в 7 классе.) Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие

Слитное написание слов с НЕ-

  • Неряха – ряха «щеголиха, та, что одевается модно».
  • Ненастье – настье «вёдро, хорошая погода».
  • Недуг – дуг «сила, здоровье».
  • Нелепый – лепый «красивый, хороший», великоЛЕПный.
  • Негодовать – годовати «позволять, быть довольным».
  • Невмоготу – не в моготу: «могота» сила, мочь, возможность.
  • Неделя – не делати: название воскресенья.
  • Нельзя – льзя «можно».
  • Говоря о словах, подвергшихся опрощению, следует упомянуть такую интересную группу, о которой обычно говорят: «Без НЕ не употребляется» и в которых НЕ стало частью корня.
  • (Щелчок) Разнесите слова по колонкам, определяя часть речи. (P.S. В виде справки можно пояснить детям, что слово нельзя относится к словам категории состояния, которые они будут изучать в 7 классе.)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Наречие

Подведём итог  Что изучает этимология?  Зачем надо уметь делать этимологический анализ?  Какое задание вам было интереснее всего выполнять и почему?  Чему новому вы научились на уроке? Что показалось вам трудным и почему? Для ответа ребята выбирают любой вопрос, важно, чтобы они осмыслили свою деятельность.

Подведём итог

  • Что изучает этимология?
  • Зачем надо уметь делать этимологический анализ?
  • Какое задание вам было интереснее всего выполнять и почему?
  • Чему новому вы научились на уроке?
  • Что показалось вам трудным и почему?

Для ответа ребята выбирают любой вопрос, важно, чтобы они осмыслили свою деятельность.

Источники:

Источники:

  • Ю.В.Откупщиков. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2005.
  • С.И.Львов. Этимологический анализ на уроках русского языка. – М.: Мнемозина, 2013.
  • С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М.: Издательство иностранных и национальных словарей, 1961.
  • http://www.libex.ru/dimg/3ef71.jpg
  • https://img02.rl0.ru/2a4cbf3682746175a0bb47850629337a/c300x160/im1-tub-ru.yandex.net/i?id=6d705f8ad4496e23a36f3479a608aac7&n=33&h=160&w=300
  • http://content.onliner.by/forum/14f/af5/354602/800x800/e77e0f7a2d1e71451356023ddfbad07d.jpg
Источники:

Источники:

  • http://samsud.ru/upload/blogs/9fb7df943e6d0b29ca02ef8aead27dec.jpg
  • http://www.bobonart.co.uk/uploads/7/6/1/8/761817/7348440_orig.jpg
  • https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4852cc394656179993d9a9191156ad57&n=33&h=166&w=210
  • http://static2.keep4u.ru/2014/09/08/c0bca8e51e980db35f.jpg
  • http://rus.tgim1.edusite.ru/images/p11_7.jpg
  • http://rus.tgim1.edusite.ru/images/p11_6.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1384/000124f3-62d4ff80/img24.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!