СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 2 по русскому языку 10 класс по программе Гольцовой Н.М.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок 2 по русскому языку 10 класс по программе Гольцовой Н.М.»

Урок 2 Русский язык 10 класс

Тема. Слово - центральная единица языка

Цели: повторить и обобщить знания о слове как центральной единице языка; навыки рассуждения, аргументирования отве­та; отработать навыки выделения главного в содержании текста.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Опрос учащихся.

  1. Работа по теме урока

1. Слово учителя.

̶ Сегодня мы начинаем обобщать знания по лексике, фразео­логии и лексикографии. Эпиграфом к сегодняшнему уроку могут стать слова М.В. Ломоносова. Послушайте: «Блаженство рода че­ловеческого, коль много от слов зависит, всяк довольно усмотреть может. Собираться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие, дела производить как бы возможно было, если бы они способу не имели сообщить свои мысли друг другу?».

Откройте учебник на с. 9. Вы видите здесь термины. Давайте вспомним, что они означают.

2. Работа с учебником.

(Учащиеся читают определения, обращая внимание на про­исхождение терминов. В заключение предварительной беседы делается вывод, что объектом изучения лексикологии является слово.)

  • В каких разделах науки о языке также изучается слово? (В морфемике и словообразовании изучаются структура слова и то, как оно «сделано»; в морфологии и синтаксисе — законы сочетаемости слов; в фонетике слово изучается как комплекс звуков речи.)

  • В чем состоит специфика изучения слова в лексике в отли­чие от других разделов науки о языке? {Лексикология изучает слово именно как лексическую единицу, т. е. изучает значение слов, происхождение, стилистическую окраску слов, сферы их употребления.)

Слово — особая единица языка. Как мы с вами только что убе­дились, слово изучается не только лексикологией, но и другими разделами науки о языке. Слово не является самой мелкой или са­мой крупной единицей языка: самой маленькой единицей языка является звук, а самой крупной — предложение. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринима­ем как центральную единицу языка. Если спросить любого из вас, с помощью чего мы общаемся, большинство наверняка ответят, что мы общаемся посредством слов. Не случайно при составлении учеб­ника авторы обратились прежде всего не к фонетике, изучающей самые мелкие единицы языка, а к лексике, которая изучает цент­ральную, важнейшую единицу языка — слово. Почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение?

(Чтение первого абзаца § 1 учебника: «именно в слове отраже­но все многообразие окружающего нас мира (предметы, их при­знаки, действия, состояния)...» (с. 10).)

Давайте теперь поразмышляем над тем, что же такое слово.

(Работа с текстом упражнения 1 (устно). Учащиеся должны прийти к мысли о том, что предложенное И. Токмаковой слово «плим» на самом деле словом не является, поскольку не обладает значением.)

  • Какими еще признаками должно обладать слово?

(Работа с § 1 учебника: учащиеся узнают, что слово облада­ет лексическим значением, словообразовательным значением.)

Что позволяет слову сочетаться с другими словами в сло­восочетаниях и предложениях? {То, что слово оформлено грамматически, т. е. обладает грамматическим значением.)

  • Но одного значения мало. Без чего еще не было бы слова? {Без звуковой оболочки.)

  • Скажите, как мы используем слова: придумываем ли их каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? Этот признак слова называется воспроизводимостью.

(Выявляя признаки слова, учащиеся записывают их в тетрадях, учитель может делать то же у доски. Подводятся итоги.) Итак, признаки слова:

    1. значение — лексическое, грамматическое, словообразова­тельное, эмоциональное (или коннотативное);

    2. звуковая оболочка (фонетическая оформленность слова);

    3. воспроизводимость.

Все эти признаки характерны для слов любого языка.

3. Работа с раздаточным материалом.

Перед вами отрывок из книги «Слово о словах» Льва Василье­вича Успенского (JL, 1971). Озаглавьте текст, определите главную мысль.

  • О скольких значениях (оттенках значения) одного слова здесь идет речь?

Трудно даже сразу представить себе, какое сложное содержание вложено человеком в простое слово «вода». «Вода играет огромную роль в природе», - читаете вы и знаете, что автор думает при этом сразу о любой воде, - о соленой и о пресной, о текучей и о стоячей, о замерзающей и парообразной... обо всякой!

«Вода вращает турбину электростанции»... Какая вода? Всякая? Нет, не морская, не дождевая, а на сей раз только речная, текучая. «Квас, воды, сиропы...» О каких водах идет речь? Только о газированных на­питках, служащих для питья. «Вешние воды» - совсем другое дело!

Слово одно и то же, а значение у него одновременно и одно и не одно. Оно, по нашему желанию, то как бы раздается вширь, то суживается, приобретая один, другой, третий нужный нам отте­нок. В одном себе оно соединяет все возможные образы, все представления о воде, любые признаки, ей свойственные. Оно способно приглушать или совсем сбрасывать одни из них, подчеркивать или со­хранять другие. Оно позволяет мне без всякого труда думать, думать словом «вода» и вот об этой только ворвавшейся в мой сапог ржавой, припахивающей железом холодной воде лесного болотца и о безли­кой воде химиков, про которую ничего хорошего не скажешь, кроме того, что она «аш-два-о»! С

какой из них ни пришлось бы мне иметь дело, слово впитает все эти воды в себя, ответит за каждую из них.

III. Итог урока

Домашнее задание

1. Повторить § 1. Подготовить связный ответ, на тему «При­знаки слова», опираясь на сделанные в классе записи и про­анализированный текст



2. Проанализировать абсурдную фразу, составленную JI.B. Щербой, с точки зрения того, сколько в нем слов: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрён-ка» ( Можно ли хоть в какой- то степени понять смысл этого высказывания? Если да, то благодаря каким типам значения это возможно? (Грам­матическому, словообразовательному.)



3. Составить конспект § 2 учебника, отвечая на следующие вопросы:

  • В чем состоит отличие между однозначными и многознач­ными словами?

  • Какое значение слова называется основным (прямым), а ка­кое - производным (переносным)?

§ 3 учебника.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!