СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 3. «История чести и предательства» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3. «История чести и предательства» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)»

Заключительный урок по теме

«История чести и предательства» (анализ произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)



Где же познается истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?

В.Г. Белинский

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу»!

Н.В.Гоголь.

Цели урока:

1. Познавательные:

- проанализировать и сравнить ключевые эпизоды произведения, связанные со смертью героев (Тараса Бульбы, Остапа и Андрия);

- актуализировать знания о нравственных понятиях: честь, товарищество, героизм и предательство;

- подвести итоги, сформулировать вывода по произведению;

- формировать умения анализировать художественный текст, умения сравнивать, обобщать;

2. Развивающие:

- развитие коммуникативных навыков монологической речи, навыков выразительного чтения, памяти;

- развитие познавательной активности через различные формы и виды работы;

3. Воспитательные:

- формирование умения работы в группе;

- воспитание любви к родной культуре через обращение к теме «Родина» в художественном произведении.

1. Повторение пройденного и актуализация знаний (слово учителя с элементами беседы)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами, завершая изучение замечательного произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», обратимся к важным эпизодам, которые раскрывают идейный замысел произведения и являются одними из ключевых. На прошлых уроках мы с вами анализировали образ Тараса Бульбы и его сыновей, говорили о казачестве. Давайте вспомним, что мы уже знаем о них. Каким предстаёт перед нами Тарас? Остап? Андрий? (на основе табличек с анализами образов). Что отличает братьев? Как они относятся к Запорожской сечи и Родине? Чем является для Остапа и для Андрия боевое товарищество?

Предполагаемые ответы: Тарас Бульба предстает как участник и выразитель национального освободительного движения. Он – человек вольницы и борьбы, прекрасный полководец, мудрый и опытный вожак. Остап истинный воин своего времени. Сильный и отважный, спокойный и уверенный в себе, он до конца остается предан своему делу освобождению Малороссии от польских захватчиков. Андрий не имел твердых нравственных устоев. Он перешел на сторону врага. Любовь к полячке затмила все. Он отрекся от Отчизны, от родителей, от товарищей. Так как он был более чуткий, его тянуло к красоте, он был более мягкий, чем его товарищи. Для Остапа товарищи, друзья, отец - самое дорогое. Он предан им. Остап решителен, сдержан, он сражается бесстрашно, как лев. Не зря Остапа выбрали куренным атаманом. Он - гордость отца, а Андрий - позор. В сцене пленения, Остап держится стойко, мужественно. Он отбивается до последнего, но врагов слишком много, а силы уже на исходе. Но Андрия нельзя однозначно назвать отрицательным. Он обладает богатым духовным миром, сложным и противоречивым.

-Также мы с вами много говорили о запорожской сечи. Запорожская Сечь — образ Родины, символ товарищества. Она вырабатывала в казаках и смелость, и мужество, и преданность. Но самое главное — она воспитывала чувство ответственности за исход битвы, за товарищей, за Отечество. Повесть рассказывает о тех временах, когда ещё были сильны старые традиции казачества.

Перечислим моральные нормы казаков (преданность родине, боевому товариществу, беспощадность к врагам, храбрость, презрение к опасности). Назовите главные с вашей точки зрения и с точки зрения казаков.

Вот в эту-то Сечь и приезжают юные сыновья Тараса, красивые и сильные молодцы. Но какой разной будет их судьба! Один примет мученическую смерть, а другой станет предателем.

2. Путь предательства Андрия (беседа + знание текста + анализ)

— Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги)

— Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…») Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой)

Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней)

— Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага)

— Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.)

— Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…)

— Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой?

Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе увлечение красотой полячки  увлечение битвой, забвение в ней товарищей  уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины.

Проблемный вопрос.

«Произведение «Тарас Бульба» мне очень понравилось, только зачем же Тарас убил собственного сына? Как он мог?» (из сочинения семиклассницы).

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к тексту.

(Прочитать стр. 194-196 со слов «А уж упал с воза Бовдюг… до …бухнулся о землю начетверо изрубленный Охрим Гуска».)

- Так зачем же Тарас убил собственного сына? Как он мог?

(Только что один за другим, прославляя Родину и веру, героически погибали верные товарищи. Тарас не мог поступить иначе.

Сценой казни сына, убитого рукой его собственного отца, Гоголь утверждает мысль о Божьей каре за предательство и измену.

Капитан на море, Бог на небе, отец в семье.

3. Смерть Остапа

1. Почему Тарас так и не смог увидеть сына в тюрьме? Только ли нетерпеливость, несдержанность героя проявились в этом эпизоде? (Тарас при помощи еврея, которого он когда-то спас от гибели, приезжает в Варшаву, чтобы попытаться спасти сына. Под предлогом «посмотреть на козаков, что за народ такой» жид пытается договориться с охранником: -- Я не знаю, ваша ясновельможность, -- говорил он, -- зачем вам хочется смотреть их. Это собаки, а не люди. И вера у них такая, что никто не уважает.

-- Врешь ты, чертов сын! -- сказал Бульба. -- Сам ты собака! Как ты смеешь говорить, что нашу веру не уважают? Это вашу еретическую веру не уважают!

Тарас, защитник православной Руси, не мог проигнорировать подобные выражения. Кроме того, поляк обманул их: взял деньги, но не пустил в камеру)

2. Почему Тарас, рискуя своей головой, зная, что ничем не может помочь, пошел на площадь смотреть казнь? (Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!" Он пришел на казнь, чтобы проститься с Остапом, поддержать его в минуты бесчеловечных пыток, а также убедиться в героизме Остапа)

3. Как выглядели запорожцы? На какие слова нужно обратить особое внимание? (Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап).

4. Почему Остап шел первым и зачем он обратился к товарищам со словами? (Остап – сын своего отца, настоящий казак, полководец. Своим обращением он призывал товарищей оставаться казаками перед лицом врага, не показывать свой страх, чтобы показать свою волевую силу и отвагу, силу веры)

5. Как описаны мучения Остапа? Какой прием использует Гоголь для показа самых жестоких мучений? (Автор использует недосказанность «и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса», он намеренно прерывает описание и заменяет абстрактным описанием жестокости польских рыцарей, использует прием музыкальности – звук треска, хруста костей)

6. Почему Остап в последние минуты жизни, не зная о присутствии Тараса на площади, обратился к отцу? (Но когда подвели его к последним смертным мукам, -- казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. – Остап в обращении к отцу искал силы. Батько – это не только Тарас, Батько – это все родное, что дает духовные силы бороться с муками и страданием, Батько – Бог??)

7. Почему Тарас ответил сыну, несмотря на опасность? Чем были его слова для Остапа и других запорожцев? Мог ли он промолчать? Как мы можем назвать поведение Тараса на площади? (Тарас не мог не ответить, не мог не подарить силы стерпеть невыносимые муки. -- Слышу! -- раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул. – ответ Тараса показывает духовную близость с сыном. Запорожцы в этот момент осознали, что они не одни на чужой вражьей земле, что их не оставил их полководец, их родина, что их подвиг не будет забыт. Хотя для Тараса было опасно и опрометчиво отвечать)

4. Смерть Тараса

1. Просмотр отрывка из фильма, соотнесение с текстом.

О ком думает Тарас перед смертью? Почему он не боится умирать?

Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

2. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям повести при помощи синквейна.
 
    Прием «Синквейн» позволяет обнародовать собственную позицию и соотнести ее с мнением других.

1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных).

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами).

4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Выступления учащихся с cинквейнами.

Тарас Бульба

Великий, могучий
Борется, преодолевает, страдает
Им может гордиться все Запорожье
Народный герой

Остап
Мужественный, надежный
Сражается, мучается, погибает
Достойный сын своего отца
Патриот

Андрий
Красивый и слабый
Храбрится, влюбляется, предает
Нельзя уважать таких людей
Предатель



Таким образом, делая окончательный вывод, обратимся к эпиграфу нашего урока, к словам, которые звучали в фрагменте фильма: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу»!

Так в чём же, по вашему мнению, заключается эта русская сила?

Охранять волю, блюсти долг товарищества, любить свою Родину и Отчизну…

Домашняя работа.

Выберите тему, напишите сочинение:

1. Тарас Бульба - народный герой?

2. Остап и Андрий: два брата - две судьбы

3. Запорожская сечь — воплощение мечты народа о вольной жизни



Источники:

  • Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" в школьном изучении [Текст] : пособие для учителя / Т. В. Зверс. - Л. : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1980. - 104 с. - Библиогр.: с. 102.

  • Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе [Текст] : учебное пособие / АПН РСФСР, Ин-т методов обучения ; ред.: Л. И. Тимофеева, Н. В. Колокольцева. - М. : Учпедгиз, 1954. - 260 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!