СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок для 6 класса. Склонение числительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок для 6 класса. Склонение числительных»

Имя числительное  Склонение количественных  числительных урок русского языка в 6 классе

Имя числительное Склонение количественных числительных

урок русского языка в 6 классе

Наши задачи: 1.Повторить теоретический материал, касающийся имени числительного  2.Вспомнить правописание безударных гласных разных типов  3.Научиться правильно склонять количественные числительные (целые числа)

Наши задачи:

  • 1.Повторить теоретический материал, касающийся имени числительного
  • 2.Вспомнить правописание безударных гласных разных типов
  • 3.Научиться правильно склонять количественные числительные (целые числа)
Начнем работу с повторения правописания безударных гласных . Вспомните,что все безударные гласные делятся на три группы:  1.Безударные гласные ,проверяемые ударением;  2.Безударные гласные в корнях с чередованием,проверяемые только правилами;  3.Безударные гласные непроверяемые (словарные слова).Здесь вам поможет орфографический словарь

Начнем работу с повторения правописания безударных гласных .

  • Вспомните,что все безударные гласные делятся на три группы:
  • 1.Безударные гласные ,проверяемые ударением;
  • 2.Безударные гласные в корнях с чередованием,проверяемые только правилами;
  • 3.Безударные гласные непроверяемые (словарные слова).Здесь вам поможет орфографический словарь
Сгруппировать слова по видам безударных гласных, объяснить написание пропущенных букв: Оз..рение , к..чан , бл..стать , лаб..ринт, ук..рачивать , оп..здание , разб..рать, пром..кать под дождем , ср..внять с землей , пром..кашка , р..скошный , проц..дура , насл..ждение , сер..ал , к..саться , изл..жение, расст..лать , накл..ниться , разг..рается , к..мпьютер , сотв..рить , д..кумент , акв..рель , ск..льзить , зам..реть , прор..щивать , ум..лять о пощаде , см..родина , уд..ление , л..скать , укр..шение , пл..вчиха , предпол..гать , ур..внение , р..стовщик, соб..раться.  проверить

Сгруппировать слова по видам безударных гласных, объяснить написание пропущенных букв:

  • Оз..рение , к..чан , бл..стать , лаб..ринт, ук..рачивать , оп..здание , разб..рать, пром..кать под дождем , ср..внять с землей , пром..кашка , р..скошный , проц..дура , насл..ждение , сер..ал , к..саться , изл..жение, расст..лать , накл..ниться , разг..рается , к..мпьютер , сотв..рить , д..кумент , акв..рель , ск..льзить , зам..реть , прор..щивать , ум..лять о пощаде , см..родина , уд..ление , л..скать , укр..шение , пл..вчиха , предпол..гать , ур..внение , р..стовщик, соб..раться. проверить
проверка словарного распределительного диктанта 1 группа. Проверяемые слова: 2 группа.Корни с чередованием ук..рачивать -к о ротко  р..скошный - р о скошь  насл..ждение -сл а дкий сер..ал -сер и йный ск..льзить -ск о льзко ум..лять о пощаде -м о лит уд..ление - д а ль л..скать - л а ска укр..шение -укр а сить О зар ение блис тать , раз бир ать, про мок ать под дождем, с ровн ять с землей , про мок ашка , кас аться , из лож ение, рас стил ать , на клон иться , раз гор ается , со твор ить, за мер еть , про ращ ивать , плов чиха , предпо лаг ать , у равн ение , рост овщик, со бир аться.  к о чан , лаб и ринт, проц е дура , к о мпьютер , д о кумент , акв а рель , см о родина повторите правила правописания корней с чередованием ! (смотрите ваши распечатки)

проверка словарного распределительного диктанта

  • 1 группа. Проверяемые слова:
  • 2 группа.Корни с чередованием
  • ук..рачивать -к о ротко
  • р..скошный - р о скошь
  • насл..ждение -сл а дкий
  • сер..ал -сер и йный
  • ск..льзить -ск о льзко
  • ум..лять о пощаде -м о лит
  • уд..ление - д а ль
  • л..скать - л а ска
  • укр..шение -укр а сить
  • О зар ение блис тать , раз бир ать, про мок ать под дождем, с ровн ять с землей , про мок ашка , кас аться , из лож ение, рас стил ать , на клон иться , раз гор ается , со твор ить, за мер еть , про ращ ивать , плов чиха , предпо лаг ать , у равн ение , рост овщик, со бир аться.
  • к о чан , лаб и ринт, проц е дура , к о мпьютер , д о кумент , акв а рель , см о родина
  • повторите правила правописания корней с чередованием !
  • (смотрите ваши распечатки)
А теперь возвращаемся к числительным и повторяем основные понятия: Числительные отвечают на вопрос: сколько ? и являются  количественными; отвечают на вопрос: какой по порядку? или какой при счете? и являются  порядковыми.  Числительные бывают простыми:  три ,пять , двадцать  бывают сложными (т.е.имеют два корня): пять десят, восемь сот ; бывают составными (т.е. состоят из нескольких слов): двадцать пять ,пятьсот сорок один. Количественные числительные делятся на три разряда : целые, дробные ,собирательные ( у порядковых разрядов нет)

А теперь возвращаемся к числительным и повторяем основные понятия:

  • Числительные отвечают на вопрос: сколько ? и являются количественными;
  • отвечают на вопрос: какой по порядку? или какой при счете? и являются порядковыми.

  • Числительные бывают простыми: три ,пять , двадцать
  • бывают сложными (т.е.имеют два корня): пять десят, восемь сот ;
  • бывают составными (т.е. состоят из нескольких слов): двадцать пять ,пятьсот сорок один.
  • Количественные числительные делятся на три разряда : целые, дробные ,собирательные ( у порядковых разрядов нет)
Теперь приступаем к самому трудному :мы будем учиться склонять количественные целые числа Начнем с трех числительных : 40 ,90, 100  У них особенное правило – как бы мы их не изменяли по падежам ,они будут иметь только две формы :  сорок - сорок а  девяносто – девяност а  сто - ст а Им., Вин. падежи Р.,Д.,Т.,П сорок девяносто сорока сто девяноста ста

Теперь приступаем к самому трудному :мы будем учиться склонять количественные целые числа

Начнем с трех числительных : 40 ,90, 100

У них особенное правило – как бы мы их не изменяли по падежам ,они будут иметь только две формы :

сорок - сорок а

девяносто – девяност а

сто - ст а

Им., Вин.

падежи

Р.,Д.,Т.,П

сорок

девяносто

сорока

сто

девяноста

ста

Запишите предложения, выделите орфограммы 1.Автомобиль ост а новился в ст а метр ах от г а ража.  2.Б и дон с девяност а литр ами молока стоял в кузов е машины.  3.Из ст а лыж одна была с не большим браком.  4.В сорок а сочинени ях учащихся шестых классов нашей школы почти не  было ошибок в употреблении форм слов.

Запишите предложения, выделите орфограммы

  • 1.Автомобиль ост а новился в ст а метр ах от г а ража.
  • 2.Б и дон с девяност а литр ами молока стоял в кузов е машины.
  • 3.Из ст а лыж одна была с не большим браком.
  • 4.В сорок а сочинени ях учащихся шестых классов нашей школы почти не было ошибок в употреблении форм слов.
Теперь сложнее У сложных слов (т.е. с двумя корнями) – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части( более полная таблица на стр.152)

Теперь сложнее

  • У сложных слов (т.е. с двумя корнями) – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части( более полная таблица на стр.152)
Практика Творительный(кем?чем?) Предложный (о ком? о чём?) Пять ю десять ю выступлени ями О пят и десят и выступлени ях Семь ю десять ю концерт ами О сем и десят и концерт ах Тр емя ст ами песн ями О тре х ст ах песнях Шесть ю ст ами училищ ами О шест и стах училищ ах Семь ю ст ами театр ами О сем и ст ах театр ах

Практика

Творительный(кем?чем?)

Предложный (о ком? о чём?)

Пять ю десять ю выступлени ями

О пят и десят и выступлени ях

Семь ю десять ю концерт ами

О сем и десят и концерт ах

Тр емя ст ами песн ями

О тре х ст ах песнях

Шесть ю ст ами училищ ами

О шест и стах училищ ах

Семь ю ст ами театр ами

О сем и ст ах театр ах

А теперь самое трудное У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова ,из которых оно состоит:  Поставим в дательный падеж (кому? чему?) числительное 467:  1шаг :Пользуемся таблицей на стр 152  2 шаг: 400 в дат. п - четыр ем ст ам  3 шаг: 60 в дат.п. – шест и десят и  4 шаг: 7 в дат.п -сем и   5 шаг: все соединяем и получаем  четыр ем ст ам шест и десят и сем и

А теперь самое трудное

  • У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова ,из которых оно состоит:
  • Поставим в дательный падеж (кому? чему?) числительное 467:
  • 1шаг :Пользуемся таблицей на стр 152
  • 2 шаг: 400 в дат. п - четыр ем ст ам

  • 3 шаг: 60 в дат.п. – шест и десят и

  • 4 шаг: 7 в дат.п -сем и

  • 5 шаг: все соединяем и получаем
  • четыр ем ст ам шест и десят и сем и
464 конверта  (род.п.) четыр ех сот шест и десят и четыр ех конверт ов ; (тв.п.) четырь мя ст ами шесть ю десять ю конверт ами ; 98 велосипедов (дат.п)девяност а восьм и велосипед ам ; (тв.п) девяност а восьмь ю велосипед ами ; 757 кастрюль (род.п.)сем и сот пят и десят и сем и кастрюль; (пр.п) о сем и ст ах пят и десят и сем и кастрюл ях ; 557 мотоциклов (дат.п) пят и ст ам пят и десят и сем и мотоцикл ам ; (пр.п.) о пят и ст ах пят и десят и сем и мотоцикл ах
  • 464 конверта
  • (род.п.) четыр ех сот шест и десят и четыр ех конверт ов ;
  • (тв.п.) четырь мя ст ами шесть ю десять ю конверт ами ;
  • 98 велосипедов
  • (дат.п)девяност а восьм и велосипед ам ;
  • (тв.п) девяност а восьмь ю велосипед ами ;
  • 757 кастрюль
  • (род.п.)сем и сот пят и десят и сем и кастрюль;
  • (пр.п) о сем и ст ах пят и десят и сем и кастрюл ях ;
  • 557 мотоциклов
  • (дат.п) пят и ст ам пят и десят и сем и мотоцикл ам ;
  • (пр.п.) о пят и ст ах пят и десят и сем и мотоцикл ах
На сегодня все.   Успехов!

На сегодня все. Успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!