СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-экскурсия «Времена года»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по чтению, русскому языку и изобразительному искусству в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия «Времена года»»

Урок-экскурсия «Времена года».

Интегрированный урок по чтению, русскому языку и изобразительному искусству в начальной школе.


Цели:

  • Формировать умения соотносить художественный текст и художественные средства – картины;

  • Формировать умения составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности.

  • Способствовать развитию творческого воображения; способности внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;

  • Воспитывать чувства прекрасного, любви к природе, интереса к живописи, музыке, поэзии;

  • Способствовать развитию творческой активности.

Задачи:

  • Развивать речь детей, их мышление, орфографическую зоркость;

  • Содействовать развитию умений слушать, оценивать себя и одноклассников;

  • Содействовать развитию умений работать в группах


Оборудование: репродукции картин, интерактивная доска, видео- и аудиозаписи, карточки для индивидуальной работы и работы по группам, наборы для составления аппликативной работы «Золотая осень», образцы панно, карточки – рисунки для д/и «Шифровальщик», клей, ручки, пазлы - картины Шишкина «Рожь», выставка детских рисунков и творческих работ.


Ход урока:

Вход в урок.

У: Сегодня у нас урок – экскурсия. Вы любите путешествовать ребята? А можно ли путешествовать, не выходя из помещения?

(Да. Когда читаем книги, то путешествуем вместе с героями, рисуем мысленно картины, описываемые в произведениях). Еще можно во время экскурсии, воображать что-либо, фантазируя, сочиняя).

У: Мы с вами готовились к этому уроку. Что мы делали, ребята? (мы писали творческие работы по картинам-пейзажам, провели конкурс рисунков, стихотворений о русской природе).

У: Кто догадался о теме нашей экскурсии? (природа, сезоны, времена года и т.д.)

Перед тем, как отправиться в путь, необходимо проверить как вы, ребята, подготовились к экскурсии.

Отгадайте загадки о природных явлениях:

Старик у ворот тепло уволок,

Сам не бежит и стоять не велит. (Мороз)


Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)


Бел да не сахар,

Нет ног, а идет. (Снег)


Лежало одеяло. Мягкое, белое…

Солнце напекло, одеяло стекло. (Снег)


Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он гуляет. (Дождь)


Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)


Летом бежит, а зимой стоит. (Река)


2. Основная часть урока:

У: Молодцы, вы готовы. Итак, в путь к первому нашему сезону.

А к какому, нам расскажет музыка.

Отрывок Чайковский «Весна» (аудиозапись)

Какое время года у вас ассоциируется с этой музыкой? (ответы могут быть разными)

У: У нас возникли разногласия, разрешить их нам помогут поговорки и пословицы об этом времени года. Да, весна.

Вашему вниманию предлагается картина Левитана «Март» (на интерактивной доске и репродукции на местах). Картина написана с натуры под Москвой. Проста и непритязательна природа, изображенная на картине. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности.

Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора.

Ребята, мы вам предлагаем «войти в картину и осмотреться», а затем описать свои впечатления. Итак, начало весны, март, вы вышли на крыльцо из дома и … (что вы увидели?)

(Ответы учащихся)

На интерактивной доске появляются строки из стихотворения А.С. Пушкина:

Интерактивная доска (надпись)

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.


У: подумайте, что общего между картиной Левитана и словами Пушкина. (Различные ответы учащихся)

Работа с текстом. Вам предлагается текст (на карточках):

Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. Около стволов из-под снега поднимаются робкие стрелы зеленой травы. Скоро поплывут по реке первые льдины. Ручьи наполнят лес весенним журчаньем.

Выпишите слова и словосочетания, характеризующие приближение весны. (Музыка «Еще в полях белеет снег» без слов).

Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

Анализ работ (взаимная проверка).

Продолжаем нашу экскурсию. Предлагаем вам собрать картинку из пазлов (работа на интерактивной доске – 2 ученика и групповая на местах) и определить к какому времени года она относится, а поможет вам музыка (Вивальди «Лето»). Учащиеся собирают картинку Шишкин «Рожь».

У: Итак, что же у нас получилось? А получилась у нас вот такая картина (картина сложена из пазлов на интерактивной доске и на местах).

Как бы вы назвали эту картину? (детские ответы)

Какие чувства вызывает у вас эта картина? (детские ответы)

Художник Шишкин назвал свою картину «Рожь». Какое время года он изобразил? (Лето)

Ребята подготовили стихи русских поэтов, посвященных лету.

- Исаковский «А дорога растилается»

- Фет «Зреет рожь»

- Дрожжин «С тихим ветром в разговоре»

Каким вы себе представляете поле ржи после чтения этих стихотворений? Давайте подберем к слову поле имена прилагательные, слова признаки, отвечающие на вопрос какое?, описывающие это поле. Работаем по цепочке.

(Солнечное, золотистое, яркое, большое, широкое, блестящее, бескрайнее, бесконечное ).

Молодцы! Это была работа коллективная, а сейчас поработает самостоятельно, индивидуально. У вас на карточках записаны слова-объекты этой картины, вам нужно подобрать и записать к ним имена прилагательные (слова признаки).

Каждой группе – свое слово:

Интерактивная доска (надпись)


Небо- Дорога - Сосны –

Голубое, прозрачное , лазурное, грозовое, чистое, лазоревое

Дальняя, широкая, бескрайняя, ухабистая, пыльная

Высокие, стройные, могучие, молодые, корабельные

Анализ. Давайте посмотрим какое же у нас получилось небо, какая дорога, какие сосны? (Ответы детей)


А теперь вам предлагается деформированный текст (карточки):

В лисной чяще легли густые тни. Одна за другой умолкают птиц. Спрятались дневные бабочк. Не гудят мохнатые шмели. Не бегут по тропнке мравьи. Надвигается теплая, летняя ночь. (нужно найти и исправить ошибки)

Анализ проделанной работы (взаимная проверка по подгруппам).


У: Ребята, у русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в нашей стране свои любимые места и времена года. Пушкин любил позднюю осень. Тургенев воспевал росистые рощи. Горький – Волгу и поволжские города. Художник Шишкин – сосновые леса. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним. Одним из лучших художников природы средней полосы является Исаак Ильич Левитан. Картины Левитана не только дают наслаждение глазу, но помогают нам понять и изучить нашу землю.

У: Ну, что же, продолжим нашу экскурсию по временам года.


Следующий сезон представит нам известная картина Левитана (показ на доске, и репродукции на местах).

У:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя, прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрянец и золото одетые леса…

К какому времени года мы подошли в нашей экскурсии? (Осень)

Правильно, ребята. А картина называется «Золотая осень».

Почему автор дал картине такое красивое название? (ответы детей)

А кого вам напоминают две березки, которые оказались вдали от других? (ответы детей).

Какое небо на картине? (ответы детей).


Физминутка

У: Ребята, давайте отдохнем? Представьте себя облачками: воздушными, легкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то порхая несет вас по небу, то утихая клонит вас в сладкий сон. А потом вы закружитесь, словно в водовороте принимая причудливые формы. (Звучит музыка Чайковского из альбома «времена года». Дети танцуют (в свободной форме).).

Спасибо, садитесь.

У: а сейчас нам предстоит интересная работа по созданию осеннего панно.

У вас на столах заготовки для аппликации. Заготовки – это объекты живой и неживой природы, которые вы можете расположить и приклеить как вам подскажет ваше воображение и сегодняшний опыт восприятия художественных произведений.

Анализ работ (показ, обсуждение).

Звучит мелодия (Вивальди или Чайковского).

Продолжая наш урок, мы попадаем в гости (звучит мелодия)


Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С. Пушкин

Правильно к Зиме-Волшебнице. Она предлагает вам следующее задание и хотела бы послушать, какой вы себе ее представляете.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Какое слово пропущено в данных выражениях? (Задание каждой группе)


Здравствуй, гостья – зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям

И. Никитин

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

А. Пушкин


Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Н. Некрасов


Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.

С. Есенин


Пройдет зима холодная

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко

Как воск, снега пушистые.

С. Дрожжин


Прочитав эти стихотворные строки, мы почувствовали, что зима – красивая, добрая колдунья, которой все подвластно на земле.

Давайте вспомним поговорки о зиме. Для этого мы воспользуемся нашей замечательной интерактивной доской.

Вы видите перед собой буквы, вместо точек вставим гласные буквы и мы сможем прочесть поговорку


ДВ_ ДР_Г_ - М_Р_З Д_ ВЬ_Г_ (Два друга-мороз да вьюга)


Ребята! Как вы думаете, какие еще слова могут быть присущи только Зиме!

Итак, конкурс «Шифровальщик»

Перед каждой командой рисунок, необходимо его расшифровать… каждый рисунок – это слово, берем первую букву этого слова и вписываем в клетку, угадав все слова – мы прочтем, что зашифровала Зима.

(Звучит тихая музыка)

Отгадали, молодцы! Что обозначают эти слова? (стужа, холод, буран, мороз)


Наступает первый месяц зимы. Стройные березки окутаны белой пеленой. Веточки наклонились друг к другу и таинственно о чем-то шепчутся… (Звучит мелодия Чайковского «Февраль»)

На доске появляется картина И. Грабаря «Февральская лазурь.»

Природу можно изображать по-разному. Поэты выражают свое отношение к ней словами, композиторы – музыкой, а художники разговаривают с нами при помощи красок.

И мы свами сегодня попробуем «читать» картину, осмысливать ее содержание, передавать словами то, что художник изобразил красками.

Солнечные дни февраля – «праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу»-дали удивительный живописный материал воплотившийся в картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».

Вспоминая об увлекательных днях работы над картиной художник писал: «Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мною зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба».

А теперь представьте себя на дне неглубокой траншеи в глубоком снегу… да, да не удивляйтесь, именно оттуда смотрел Игорь Эммануилович на березу – самое поэтичное дерево в России.(Для усиления впечатления низкого горизонта и высокого неба).

Всмотритесь в картину, любимый пейзажный образ Грабаря – русская береза. Она как королева, как царица в своем необыкновенном наряде. Это наше самое любимое, красивое, нарядное дерево. Береза- символ нашей Родины.

  • Беседа по содержанию картины

  • Почему художник выбрал это название? Как вы понимаете слово лазурь? (Это цвет: светло-синяя, голубая или светло-зеленая краска с сиреневым оттенком)

  • Когда бывает такое небо? (Обычно в феврале, марте в яркий солнечный день)

  • А какое небо на картине Грабаря? (На картине лазоревое небо, очевидно, художнику оно так понравилось, что он ввел в название картины слово, обозначающее краску - лазурь)

  • Что нам помогает понять, что день, изображенный на картине - солнечный? (Сверкают стволы берез. На них тоже отблески солнца)

  • А какой день показал художник – холодный или теплый? (Холодный, но солнечный)

  • А какими красками написал бы художник этот пейзаж, если бы хотел показать стужу? (он бы использовал серые и синие, темные краски)

В картине «Февральская лазурь» сочетаются теплые и холодные тона, вот почему мы сделали вывод, что художник изобразил чудесный солнечный день.

  • Выберите слова, которые Вам помогут увидеть краски февральского солнечного

дня (лазоревое небо, жемчужные березы, коралловые ветки, сиреневый снег).

  • Какую березу изобразил художник на первом плане – молодую или старую? (береза уже старая, потому что она искривлена, с толстым стволом)

  • А на втором плане, какие березы? (одна старая и много молодых)

  • А по веткам можно понять, где молодая, а где старая? (нет, они сплелись между собой. Сквозь ветви проглядывает синее небо. Кажется, что до него очень далеко)

  • Закройте мысленно (или рукой) нижнюю часть картины. Что напоминает узор веток, сплетение белого на синем фоне? (морозный узор на стекле. кружево). Да, такую красавицу березу не так легко найти, она растет на просторе, художник приглашает полюбоваться ее великолепием.

  • Прошу Вас закройте глаза и представьте себе картину зимней природы (Звучит музыка Чайковского)


Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром

С.Есенин

  • А сейчас я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями: описывая картины природы, которые родились в их воображении… какие выражения нам помогут? (Серебристый иней, розоватые блики солнца, гордая, сиреневые тени на снегу)


3. Рефлексия:

У: Вот и подошла наша экскурсия к концу. Мы с вами полюбовались красотой природы, впитали в себя силу русского слова.

И подводя итог нашего урока, я бы хотела вам прочитать несколько загадок, а вы отгадайте.


Прошла по лугам, по лесам и полям.

Припасы она заготовила нам.

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: «За мной нагрянет зима».

(Осень)


Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Все покрылось серебром.

(Зима)


Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели,

Река пробудилась, растаяли льды,

В наряд белоснежный оделись сады.

Взревев, за работу взялись трактора,

А птицы пропели: «Вить гнезда пора»

(Весна)


Оно за весною к нам в гости идет.

С собою приносит немало хлопот.

Горячие, долгие дарит деньки,

Чтоб зрели скорей на полях колоски.

(Лето)


Молодцы! Отгадав загадки, мы с вами еще раз прошли по всем этапам нашей необычайной экскурсии.

  • Что вам запомнилось?

  • Что вам понравилось?

  • О чем новом необыкновенном вы сегодня узнали?

(Ответы детей).

Спасибо! Наш урок закончен.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!