СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок информатики на тему: "Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был разработан для учащихся 5го класса по учебнику Босовой Л.Л. «Информатика. 5 класс. ФГОС», по степени  сложности – средний, для данного возраста   учащихся доступен.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации». Развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок информатики на тему: "Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации"»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский центр дистанционного образования для детей с ОВЗ
















Технологическая карта урока по информатике в 5 классе по теме «Код. Кодирование информации.

Способы кодирования информации»











Учитель информатики:

Сержан Татьяна Васильевна















Стерлитамак, 2023

Тема урока: Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Предмет: Информатика

Класс: 5 класс

Образовательное учреждение: ГБОУ РЦДО г.Стерлитамак

Краткое описание: Урок разработан в соответствии с материалами учебника Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Код. Кодирование ин- формации. Способы кодирования информации». Развивать познавательный интерес к изучае- мой теме.

Задачи: Образовательные:
  • сформировать у учащихся понятие код, процесс кодирования/декодирование информа- ции;

  • познакомить со способами кодирования;

  • развивать умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД).

  • решать практические задачи по кодированию информации;

  • систематизировать знания, выявить преимущество двоичного кодирования информации;

Развивающие:
  • развивать логическое мышление, память, творческие способности, интуицию,

  • повышать мотивацию учащихся к дальнейшему изучению предмета.

Воспитательные:
  • воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами ис- следования, умение работать сообща в парах, в группах;

  • воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.

Коррекционные (коррекционно-развивающие):
  • формировать грамматический строй речи путем обогащения активного и пассивного словаря;
  • развивать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий.
Здоровьесберегающие:
  • сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток, создавать благоприятные психологические условия обучения.


Краткое описание хода урока: На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме

«Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации». В ходе анализа материа- ла учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации, де- кодирование и применение их в различных жизненных ситуациях. Знакомятся с различными способами кодирования/декодирования информации. На основе анализа полученной информа- ции решают практические задания по кодированию и декодированию информации. В конце урока - оценивание и рефлексия учебной деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятие условный знак, код, кодирование;

  • уметь кодировать и декодировать информацию разными способами;

  • обобщать и анализировать изученный материал;

Метапредметные:

  • умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или зна- ково-символической формы в другую;

  • понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.

Личностные:

  • понимание значения различных кодов в жизни человека;

  • интерес к изучению информатики.

УУД:

Личностные:

  • осознание смысла и мотива обучения;

  • формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;

  • формирование потребности в самовыражении;

  • понимание моральных норм: взаимопомощь, ответственность;

Регулятивные:
  • определение цели и учебной задачи;

  • умение планировать деятельность;

  • развитие навыков самоорганизации;

  • развитие навыков саморегуляции (снятие физического напряжения);

  • определение и осознание усвоенного, оценивание усвоенного;

  • развитие навыков работы с ПК.

Коммуникативные:
  • умение слушать и слышать учителя;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение согласовывать свои действия с учителем;

Познавательные:
  • поиск и выделение необходимой информации;

  • умение работать с источником информации;

  • умение доносить информацию в доступной форме;

  • сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения;

  • формирование навыков преобразования информации;

  • умение структурировать знания.

Методы обучения:
    • словесный;

    • наглядный;

    • частично-поисковый;

    • проблемный;

    • репродуктивный.

Технологии, применяемые на уроке:
      • Технология «Обучение в сотрудничестве с учителем».

      • Здоровьесберегающие технологии.

      • Информационно–коммуникационные технологии.

Формы организации работы на уроке:
  • Работа в паре с учителем.

  • Индивидуальная

  • Компьютерный практикум

Ресурсы: учебник, материалы интернета

Оборудование:

Учебник для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, тетрадь ученика, компьютер, презентация «Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации», карточки с заданиями для работы (см. Приложение), лист для рефлексии (см. Приложение), интерактивная игра «Мир информатики» (на компьютерах).

Технологическая карта урока


п/п

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятель- ность уча- щихся

УУД на этапах урока

1

Мотивация на учебную деятель-

ность

  • организо- вать рабочее место;

  • мотивиро- вать к учеб- ной

деятельно- сти на уроке.

  • Здравствуй! Как дела у тебя сегодня? Настроение? Проверь, все ли готово у тебя к уроку.


  • Сегодня у нас особенный урок! Мы узнаем, что всё вокруг нас закодировано, просто мы пока этого не знаем

Ученик про- веряет нали- чие принад- лежностей.

Личностные:

  • осознание

смысла и мо- тива обуче- ния Регулятив- ные:

  • развитие навыков са- моорганиза- ции Коммуника- тивные:

  • умение слушать и слышать

2

Актуализа- ция знаний

  • повторить пройденный материал

  • подгото- вить к ак- тивной по- знаватель- ной дея- тельности;

  • трениро-

вать мысли- тельные операции: анализ, син- тез.

  • Прежде чем приступить к изу- чению новой темы, мы с тобой вспомним, что изучали на про- шлом уроке.

  • Какой информационный про- цесс мы разбирали на прошлом уроке?

  • Сторона, передающая инфор- мацию?

  • Сторона, принимающая ин- формацию?

  • Что отсутствует в этой схеме?

  • Приведи примеры односто- роннего(двухстороннего) харак- тера передачи информации.

  • Электронная почта.

-Назови виды сигналов, с по- мощью которых может поступать информация от источника к при- емнику;

  • Информация, которую мы по- лучаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой раз- ной физической природы. Это



Отвечает на вопросы теста он-лайн


https://testedu.ru/test/informatika/5-klass/informacziya-vokrug-nas-xranenie-i-peredacha-informaczii.html



Отвечает на вопросы

Регулятив- ные:

  • определение и осознание усвоенного Познава- тельные:

  • поиск и вы- деление не- обходимой информации Коммуника- тивные:

  • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные:

  • формирова- ние потреб- ности в само- выражении




свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения.

Для того чтобы произошла пере- дача информации, мы (прием- ник) должны не только принять сигнал, но и уметь его понять. Так, услышав звонок будильника

  • человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долго- жданной перемене.

  • Для правильного понятия раз- ных сигналов требуется разра- ботка ...чего?

  • Посмотри на надпись. Какой сигнал ты получил? В какой форме представлена информа- ция? Прочитай, что здесь напи- сано. Почему у тебя не получается? Что нужно, чтобы прочитать?

















Выполняет задание, для решения ко- торого не до- статочно зна- ний


3

Целепола- гание, по- становка проблемы

  • выявить причины за- труднения

  • подвести учащихся к осознанию целей и за- дач урока

  • А так сможешь? В какой форме представлена информация?

  • Какое слово получилось?

  • Давай посмотрим на ребусы. Попробуй отгадать.

  • Что означает первое слово?

  • А второе слово?

(Кодирование информации)

-Может ты уже догадался какая тема нашего сегодняшнего заня- тия?

Запиши дату и тему урока в тетрадь.

"Код. Кодирование информации. Способы кодирования информа- ции"



  • Какие цели на этот урок ты для себя поставишь?




Отгадывает ребусы




Формулирует тему урока


Записывает тему урока в тетрадь



Формулирует цели

Регулятив- ные:

  • умение определять цели; Познава- тельные:

  • умение ра- ботать с ис- точником информации;

  • поиск и вы- деление не- обходимой информации Коммуника- тивные:

  • умение ра- ботать в диалоге с учителем

Личностные:

  • формирова- ние потреб- ности в само- выражении;

  • понимание моральных норм: взаи- мопомощь, ответствен- ность








4

Поиск пу- тей реше- ния про- блемы.

Решение проблемы. Коррекция.













Физми- нутка

- наметить пути дости- жения целей

















Снять пси- хическую, статиче- скую, дина- мическую нагрузку















организовать работу по

решению задач

-Какую задачу на этот урок ты для себя поставил?


  • Вспомни свой жизненный опыт, давай подумаем, что означают следующие понятия:

Кодирование Код

Сформулируй их определения.

  • Найди в учебнике определение «код», «кодирование», стр. 47.


  • Запиши определения в тет- радь



Физминутка

  • Сейчас немного отдохнем и проведем физминутку.

Мы проверили осанку

И свели лопатки (раз - два, раз - два)

Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся.

Упражнения для расслабле- ния глаз

Прилетела бабочка, Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

(Учитель делает карандашом винтообразные круги в воздухе, ученик следит за прикрепленной к концу карандаша бабочкой.)



  • Отдохнули, а теперь мы с тобой выполним задания на определе- ние способов кодирования ин- формации. Внимательно читай задание и выполняй


Определяет пути дости- жения цели




Формулирует определения, работает с учебником, проверяет, записывает определения в тетрадь





Выполняет упражнения



























Регулятив- ные:

  • умение определять учебные за- дачи;

  • умение пла- нировать дея- тельность;

  • развитие навыков са- морегуляции Познава- тельные:

-умение сравнивать, анализиро- вать, обоб- щать, давать определения;

  • умение до- носить ин- формацию в достаточной форме;

  • умение ра- ботать с ис- точником информации;

  • формиро- вать навыки преобразова- ния инфор- мации

  • Коммуни- кативные:

  • умение ра- ботать в паре с учителем

Личностные:

  • формирова- ние потреб- ности в само- выражении





- выявить причины за- труднения

выполнения задания

-Каким способом ты кодирова- л информацию?

  • Проверим решение.

  • Какие затруднения у тебя возникли? Почему?


На стр. 49 найди основные способы кодирования. Какие это способы? Запиши в тетрадь.

  • Существует три основных спо- соба кодирования информации:

  1. Графический - с помощью рисунков или значков;

  2. Числовой - с помощью чисел;

  3. Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

От чего зависит способ кодирования?

Как думаешь что такое деко- дирование

Обратное преобразование называется декодированием. Запиши себе в тетрадь, что:

Декодирование - это процесс восстановления содержания за- кодированной информации.

  • определяет способы ко- дирования

  • выявляет

причину затруднения





Работает с учебником, записывает определения в тетрадь





Отвечает на вопросы










Записывает определение в тетрадь


5

Системати- зация зна- ний.

- выявить связь изу- ченной темы с жизнью

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

  1. Числовая информация ко- дируется арабскими, римскими цифрами.

  2. Для общения мы используем код - русский язык, в Китае – китайский

  3. С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение.

- Для передачи информации, людьми были придуманы специ- альные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе,



Слушает учителя

Познава- тельные

  • умение ана- лизировать;

  • умение структуриро- вать знания Коммуника- тивные:

  • умение слушать и слышать учи- теля;

  • умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли

Регулятив-





флажковая азбука.

  • Ты знаешь, как читают слепые люди?

Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди разли- чают буквы и могут читать.


-Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация пред- ставлена в двоичном коде.


-Существует огромное количе- ство кодов. Что же главное при кодировании/декодировании ин- формации?

  • Запомни! Для кодирования и декодирования информации нужна кодировочная таблица.


Отвечает на вопросы

ные:

- определение и осознание усвоенного

-

6

Самосто- ятельная работа с использо- ванием получен- ных зна- ний

Закрепить знания, от- работать умение при-

менять их на практике

  • Давай теперь закрепим полу- ченные знания, выполнив зада- ния на компьютере.

  • Давай вспомним технику безопасности при работе за ком- пьютером.

  • Молодец.

Учитель объясняет правиль- ность выполнения работы.

Проверка правильности выпол- ненного задания.

Программный комплекс «Мир информатики» - 4 год обучения «Кодирование информации»

  • Молодец! Справился с заданиями.




Повторяет технику без- опасности




Выполняет практическую работу на

компьютере

Регулятив- ные:

  • развитие навыков са- моорганиза- ции;

  • развитие навыков ра- боты на ПК Познава- тельные:

  • формирова- ние навыков преобразова- ния инфор- мации Личностные:

  • формирова- ние навыков в позитивной самооценки и моральных

чувств

7

Запись

домашне- го зада- ния.

  • при вы- полнении домашнего задания за-

крепить по- лученные знания

  • заинтере- совать уча- щегося изу- чаемым

предметом

Запиши домашнее задание.


Стр. 46-49 пересказ, вопросы 3,

8, 9 письменно.

Творческое задание: придумай свой код, оформи кодовую таблицу.

Работает с дневником, записывает домашнее за-

дание, задаёт вопросы по

домашнему заданию









8

Оценива- ние. Ре- флексия учебной деятель- ности.

Зафиксиро- вать полученные знания и умения; затруднения, которые

остались,

и способы их

преодоле- ния; оценить

собственную деятель-

ность на уроке.


  • Наш урок подходит к концу. Давай вспомним, что мы с тобой сегодня делали на уроке, чему научились, все ли у нас получи- лось.

  • Что нового узнал?

  • С какими трудностями ты столкнулся?

  • Чему научился?

  • Что смог сделать?

  • Что было интересно?

  • Что тебя удивило?

  • Что тебе захотелось?

Спасибо за ответы.

В завершении нашего урока, я предлагаю тебе закодировать своё настроение.

Покажи смайлик, который ему соответствует.

  • Ты сегодня молодец! Спасибо за работу. До свидания.





Отвечает на вопросы





Самооцени- вание



Показывает смайлик

Регулятив- ные:

  • определение и осознание усвоенного

  • оценивание усвоенного Коммуника- тивные:

  • умение с точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные:

  • формирова- ние позитив- ной мораль- ной само- оценки и мо- ральных чувств


Образовательные технологии, используемые на уроке


Тестовая технология https://testedu.ru/test/informatika/5-klass/informacziya-vokrug-nas-xranenie-i-peredacha-informaczii.html




Игровая технология с применением УМК «Мир информатики»


















Здоровьесберегающие технологии

Физминутка

Мы проверили осанку

И свели лопатки (раз - два, раз - два)

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик сладко потянулся.

Упражнения для расслабления глаз

Прилетела бабочка,

Села на указку,

Попытайтесь вслед за ней

Пробежаться глазками.

(Учитель делает карандашом винтообразные круги в воздухе, ученик следит за прикрепленной к концу карандаша бабочкой.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!