Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский центр дистанционного образования для детей с ОВЗ
Технологическая карта урока по информатике в 5 классе по теме «Код. Кодирование информации.
Способы кодирования информации»
Учитель информатики:
Сержан Татьяна Васильевна
Стерлитамак, 2023
Тема урока: Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Предмет: Информатика
Класс: 5 класс
Образовательное учреждение: ГБОУ РЦДО г.Стерлитамак
Краткое описание: Урок разработан в соответствии с материалами учебника Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока: актуализировать имеющиеся у учащихся знания по теме: «Код. Кодирование ин- формации. Способы кодирования информации». Развивать познавательный интерес к изучае- мой теме.
Задачи: Образовательные:
сформировать у учащихся понятие код, процесс кодирования/декодирование информа- ции;
познакомить со способами кодирования;
развивать умения анализировать, видеть и формулировать проблемы, предлагать пути их решения (формирование УУД).
решать практические задачи по кодированию информации;
систематизировать знания, выявить преимущество двоичного кодирования информации;
Развивающие:
развивать логическое мышление, память, творческие способности, интуицию,
повышать мотивацию учащихся к дальнейшему изучению предмета.
Воспитательные:
воспитывать познавательную активность, желание выполнять задания с элементами ис- следования, умение работать сообща в парах, в группах;
воспитывать чувство ответственности, умение осуществлять самоконтроль.
Коррекционные (коррекционно-развивающие):
формировать грамматический строй речи путем обогащения активного и пассивного словаря; развивать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий.
Здоровьесберегающие:
сохранять здоровье ребёнка через проведение физминуток, создавать благоприятные психологические условия обучения.
Краткое описание хода урока: На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме
«Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации». В ходе анализа материа- ла учебника, учащиеся знакомятся с такими понятиями как код, кодирование информации, де- кодирование и применение их в различных жизненных ситуациях. Знакомятся с различными способами кодирования/декодирования информации. На основе анализа полученной информа- ции решают практические задания по кодированию и декодированию информации. В конце урока - оценивание и рефлексия учебной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
знать понятие условный знак, код, кодирование;
уметь кодировать и декодировать информацию разными способами;
обобщать и анализировать изученный материал;
Метапредметные:
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или зна- ково-символической формы в другую;
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи.
Личностные:
понимание значения различных кодов в жизни человека;
интерес к изучению информатики.
УУД:
Личностные:
осознание смысла и мотива обучения;
формирование позитивной моральной самооценки и моральных чувств;
формирование потребности в самовыражении;
понимание моральных норм: взаимопомощь, ответственность;
Регулятивные:
определение цели и учебной задачи;
умение планировать деятельность;
развитие навыков самоорганизации;
развитие навыков саморегуляции (снятие физического напряжения);
определение и осознание усвоенного, оценивание усвоенного;
развитие навыков работы с ПК.
Коммуникативные:
умение слушать и слышать учителя;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение согласовывать свои действия с учителем;
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
умение работать с источником информации;
умение доносить информацию в доступной форме;
сравнивать, анализировать, обобщать, давать определения;
формирование навыков преобразования информации;
умение структурировать знания.
Методы обучения:
словесный;
наглядный;
частично-поисковый;
проблемный;
репродуктивный.
Технологии, применяемые на уроке:
Технология «Обучение в сотрудничестве с учителем».
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно–коммуникационные технологии.
Формы организации работы на уроке:
Ресурсы: учебник, материалы интернета
Оборудование:
Учебник для 5 класса «Информатика и ИКТ» Л.Л. Босовой, тетрадь ученика, компьютер, презентация «Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации», карточки с заданиями для работы (см. Приложение), лист для рефлексии (см. Приложение), интерактивная игра «Мир информатики» (на компьютерах).
Технологическая карта урока
№ п/п | Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятель- ность уча- щихся | УУД на этапах урока |
1 | Мотивация на учебную деятель- ность | организо- вать рабочее место; мотивиро- вать к учеб- ной деятельно- сти на уроке. | Здравствуй! Как дела у тебя сегодня? Настроение? Проверь, все ли готово у тебя к уроку. Сегодня у нас особенный урок! Мы узнаем, что всё вокруг нас закодировано, просто мы пока этого не знаем | Ученик про- веряет нали- чие принад- лежностей. | Личностные: смысла и мо- тива обуче- ния Регулятив- ные: |
2 | Актуализа- ция знаний | повторить пройденный материал подгото- вить к ак- тивной по- знаватель- ной дея- тельности; трениро- вать мысли- тельные операции: анализ, син- тез. | Прежде чем приступить к изу- чению новой темы, мы с тобой вспомним, что изучали на про- шлом уроке. Какой информационный про- цесс мы разбирали на прошлом уроке? Сторона, передающая инфор- мацию? Сторона, принимающая ин- формацию? Что отсутствует в этой схеме? Приведи примеры односто- роннего(двухстороннего) харак- тера передачи информации. Электронная почта. -Назови виды сигналов, с по- мощью которых может поступать информация от источника к при- емнику; Информация, которую мы по- лучаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой раз- ной физической природы. Это | Отвечает на вопросы теста он-лайн https://testedu.ru/test/informatika/5-klass/informacziya-vokrug-nas-xranenie-i-peredacha-informaczii.html Отвечает на вопросы | Регулятив- ные: определение и осознание усвоенного Познава- тельные: поиск и вы- деление не- обходимой информации Коммуника- тивные: умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные: формирова- ние потреб- ности в само- выражении |
| | | свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для того чтобы произошла пере- дача информации, мы (прием- ник) должны не только принять сигнал, но и уметь его понять. Так, услышав звонок будильника человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долго- жданной перемене. Для правильного понятия раз- ных сигналов требуется разра- ботка ...чего? Посмотри на надпись. Какой сигнал ты получил? В какой форме представлена информа- ция? Прочитай, что здесь напи- сано. Почему у тебя не получается? Что нужно, чтобы прочитать? | Выполняет задание, для решения ко- торого не до- статочно зна- ний | |
3 | Целепола- гание, по- становка проблемы | выявить причины за- труднения подвести учащихся к осознанию целей и за- дач урока | А так сможешь? В какой форме представлена информация? Какое слово получилось? Давай посмотрим на ребусы. Попробуй отгадать. Что означает первое слово? А второе слово? (Кодирование информации) -Может ты уже догадался какая тема нашего сегодняшнего заня- тия? Запиши дату и тему урока в тетрадь. "Код. Кодирование информации. Способы кодирования информа- ции" | Отгадывает ребусы Формулирует тему урока Записывает тему урока в тетрадь Формулирует цели | Регулятив- ные: умение определять цели; Познава- тельные: умение ра- ботать с ис- точником информации; поиск и вы- деление не- обходимой информации Коммуника- тивные: умение ра- ботать в диалоге с учителем Личностные: формирова- ние потреб- ности в само- выражении; понимание моральных норм: взаи- мопомощь, ответствен- ность |
| | | | | |
4 | Поиск пу- тей реше- ния про- блемы. Решение проблемы. Коррекция. Физми- нутка | - наметить пути дости- жения целей Снять пси- хическую, статиче- скую, дина- мическую нагрузку организовать работу по решению задач | -Какую задачу на этот урок ты для себя поставил? Вспомни свой жизненный опыт, давай подумаем, что означают следующие понятия: Кодирование Код Сформулируй их определения. Найди в учебнике определение «код», «кодирование», стр. 47. Физминутка Мы проверили осанку И свели лопатки (раз - два, раз - два) Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. Упражнения для расслабле- ния глаз Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками. (Учитель делает карандашом винтообразные круги в воздухе, ученик следит за прикрепленной к концу карандаша бабочкой.) Отдохнули, а теперь мы с тобой выполним задания на определе- ние способов кодирования ин- формации. Внимательно читай задание и выполняй | Определяет пути дости- жения цели Формулирует определения, работает с учебником, проверяет, записывает определения в тетрадь Выполняет упражнения | Регулятив- ные: умение определять учебные за- дачи; умение пла- нировать дея- тельность; развитие навыков са- морегуляции Познава- тельные: -умение сравнивать, анализиро- вать, обоб- щать, давать определения; умение до- носить ин- формацию в достаточной форме; умение ра- ботать с ис- точником информации; формиро- вать навыки преобразова- ния инфор- мации Коммуни- кативные: умение ра- ботать в паре с учителем Личностные: |
| | - выявить причины за- труднения выполнения задания | -Каким способом ты кодирова- л информацию? На стр. 49 найди основные способы кодирования. Какие это способы? Запиши в тетрадь. Графический - с помощью рисунков или значков; Числовой - с помощью чисел; Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. От чего зависит способ кодирования? Как думаешь что такое деко- дирование Обратное преобразование называется декодированием. Запиши себе в тетрадь, что: Декодирование - это процесс восстановления содержания за- кодированной информации. | причину затруднения Работает с учебником, записывает определения в тетрадь Отвечает на вопросы Записывает определение в тетрадь | |
5 | Системати- зация зна- ний. | - выявить связь изу- ченной темы с жизнью | Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так Числовая информация ко- дируется арабскими, римскими цифрами. Для общения мы используем код - русский язык, в Китае – китайский С помощью нотных знаков кодируется любое музыкальное произведение. - Для передачи информации, людьми были придуманы специ- альные коды, к ним относятся: азбука Брайля, азбука Морзе, | Слушает учителя | Познава- тельные умение ана- лизировать; умение структуриро- вать знания Коммуника- тивные: умение слушать и слышать учи- теля; умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли Регулятив- |
| | | флажковая азбука. Ты знаешь, как читают слепые люди? Луи Брайль придумал способ представления информации для слепых. Проводя пальцами по выступам, незрячие люди разли- чают буквы и могут читать. -Как кодируется информация в компьютере? Запомни! В памяти компьютера информация пред- ставлена в двоичном коде. -Существует огромное количе- ство кодов. Что же главное при кодировании/декодировании ин- формации? | Отвечает на вопросы | ные: - определение и осознание усвоенного - |
6 | Самосто- ятельная работа с использо- ванием получен- ных зна- ний | Закрепить знания, от- работать умение при- менять их на практике | Давай теперь закрепим полу- ченные знания, выполнив зада- ния на компьютере. Давай вспомним технику безопасности при работе за ком- пьютером. Молодец. Учитель объясняет правиль- ность выполнения работы. Проверка правильности выпол- ненного задания. Программный комплекс «Мир информатики» - 4 год обучения «Кодирование информации» | Повторяет технику без- опасности Выполняет практическую работу на компьютере | Регулятив- ные: развитие навыков са- моорганиза- ции; развитие навыков ра- боты на ПК Познава- тельные: формирова- ние навыков преобразова- ния инфор- мации Личностные: формирова- ние навыков в позитивной самооценки и моральных чувств |
7 | Запись домашне- го зада- ния. | крепить по- лученные знания предметом | Запиши домашнее задание. Стр. 46-49 пересказ, вопросы 3, 8, 9 письменно. Творческое задание: придумай свой код, оформи кодовую таблицу. | Работает с дневником, записывает домашнее за- дание, задаёт вопросы по домашнему заданию | |
| | | | | |
8 | Оценива- ние. Ре- флексия учебной деятель- ности. | Зафиксиро- вать полученные знания и умения; затруднения, которые остались, и способы их преодоле- ния; оценить собственную деятель- ность на уроке. | Наш урок подходит к концу. Давай вспомним, что мы с тобой сегодня делали на уроке, чему научились, все ли у нас получи- лось. Что нового узнал? С какими трудностями ты столкнулся? Чему научился? Что смог сделать? Что было интересно? Что тебя удивило? Что тебе захотелось? Спасибо за ответы. В завершении нашего урока, я предлагаю тебе закодировать своё настроение. Покажи смайлик, который ему соответствует. | Отвечает на вопросы Самооцени- вание Показывает смайлик | Регулятив- ные: определение и осознание усвоенного оценивание усвоенного Коммуника- тивные: умение с точностью и полнотой выражать свои мысли Личностные: формирова- ние позитив- ной мораль- ной само- оценки и мо- ральных чувств |
Образовательные технологии, используемые на уроке
Тестовая технология https://testedu.ru/test/informatika/5-klass/informacziya-vokrug-nas-xranenie-i-peredacha-informaczii.html
Игровая технология с применением УМК «Мир информатики»
Здоровьесберегающие технологии
Физминутка
Мы проверили осанку
И свели лопатки (раз - два, раз - два)
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Упражнения для расслабления глаз
Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.
(Учитель делает карандашом винтообразные круги в воздухе, ученик следит за прикрепленной к концу карандаша бабочкой.)