СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование - Угол. Виды углов.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование - Угол. Виды углов.»

Дорожная карта урока-исследования 


ФИО участника: Серикова Анастасия Александровна.

Тема урока: «Угол. Виды углов».

Цель урока: формирование базовых исследовательских умений младших школьников посредством знакомства с понятием «угол» и видами углов.

Тема исследования: «Угол и виды углов».

Объект исследования: угол.

Цель исследования: исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют.

Гипотеза исследования: предположим, что тупой угол больше прямого угла, а острый угол меньше прямого угла.

Методы исследования: 

  • «Провести опыт»

  • «Посмотреть в книге»

  • «Подумать самостоятельно»

Дидактические средства и оборудование: учебник по математике 2 класс, 2 часть М.И. Моро; интерактивная доска, компьютер, ноутбуки, планшеты, презентация к уроку; бумаги А4, чертёжные угольники, карточки «Углы» и «Методы исследования».

Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование понятия «угол» и представления о видах углов (прямой, тупой, острый); формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.

  • Метапредметные (П, Р, К):

- Регулятивные: формирование умений самоорганизации (выстраивать последовательность выбранных действий); формирование умений самоконтроля (корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок);

- Коммуникативные: развитие умений общения (воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции; корректно и аргументировано выражать своё мнение); формирование умений совместной деятельности (выполнять совместные исследовательские задания с опорой на предложенные образцы).

- Познавательные: формирование базовых исследовательских действий (способности определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта исследования; формулировать цель, планировать изменение объекта исследования; проводить по предложенному плану несложное исследование; формулировать выводы и подкреплять их доказательства на основе результатов проведенного исследования; прогнозировать результаты исследования); умений работы с информацией (анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей).

  • Личностные: развитие познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ РАБОТЫ НАД ИССЛЕДОВАНИЕМ

Этапы

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты исследования

1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности.

Самоопределение к деятельности.

Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности.

Создание проблемной ситуации.

- Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок математики.

- Как вы уже заметили у нас необычный урок. И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Геометрию и познакомимся с её жителями.

На экране изображены различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, пятиугольник, круг, ромб)

- Ребята, знакомы ли вам эти фигуры? Назовите их.

- Как вы думаете, какая фигура может быть лишней? Почему?

- Да, вы правы! У всех этих фигур есть углы. Посмотрите, из каких знакомых вам фигур состоит угол?

-А вы знаете, что такое угол?

- А знаете, как правильно его начертить?

- А у этих фигур одинаковые углы или разные?

- А знаете, как отличить углы друг от друга?

Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.







- Да, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, ромб.

- Круг, у него нет углов.




- Из точки и выходящих из неё лучей.

- Нет, не знаем.

- Нет, не знаем.

- Нет, не знаем.

- Нет, не знаем.

Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности.

2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы.

Формулирование проблемы, темы и цели гипотезы, на основе которых формулируются гипотезы.


- С какой проблемами мы столкнулись?

- Вы правы! Проблемы нашего исследования – «Что такое угол?», «Как построить угол?» и «Какие виды углов существуют?». Открою вам секрет, что искать ответы на эти вопросы мы будем как настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей-математиков и рассмотрим углы. А какая же тема нашего исследования?

- Вы правы! Тема нашего исследования – «Угол и виды углов». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования.

- Вы правы! Цель исследования: исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют.

- Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами:

  • Предположим…

  • Допустим…

  • Возможно…

  • Что, если…

Такие высказывания в науке называются гипотезами.

- Мы не знаем, что такой угол и как его построить. Мы не знаем, какие виды углов существуют.






- Угол и виды углов.


- Исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют.






  • Предположим, что угол это два луча, выходящих из одной точки.

  • Допустим, чтобы правильно построить угол нужно отметить точку и провести из неё 2 луча.

  • Возможно, существуют разные виды углов.

Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования.


3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования.

Вовлечение учащихся к составлению плана.

Характеристика отдельных методов исследования.

Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования.

- Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»!

- Давайте подумает - с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, выявить его особенности, узнать о нём что-то новое?

- Да, наше исследование тоже начнётся с эксперимента. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Провести опыт», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами.

- Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как провели опыт? Ведь знаний для составления полной картины им всё равно не хватает. Что им в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию?

- Верно! Это и будет второй пункт нашего плана. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже сформулировал тему и цель, сформулировал, но не доказал гипотезы, провёл опыт и изучил всю необходимую информацию?

- Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана?

- Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимы нам методы работы.







- Он проводит эксперименты, опыты.



- Для того, чтобы провести эксперимент, больше всего подходит метод «Провести опыт».

Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор.







- В книге, учебнике.





- «Посмотреть в книгах»




- Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их.





- «Порассуждать»

Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования.

4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов.

Поиск способов решения проблем, фактов для обоснования или опровержения гипотез.

- Мои маленькие исследователи, давайте наконец отправимся в страну Геометрия и исследуем одного из его жителей - угол. Первый пункт нашего плана «Опыт». Так давайте скорее отправляться в лабораторию.

- Представьте, что вы маленькие лаборанты. Ребята, расскажите, как построить угол?

- Правильно! Посмотрите внимательно на ваш чертеж и скажите, что же такое угол?

- Ребята, давайте вспомним как мы строили угол?

- А теперь у нас будет настоящий опыт. Возьмите лист бумаги и перегните его 2 раза. Так мы с вами получим модель прямого угла. Посмотрите на столы, какой чертежный инструмент соответствует данной модели?

На столах у учащихся карточки с изображением разных углов.

- Ребята, приложите угольник к каждому углу. Сравните углы с угольником. Есть ли на картинке прямой угол? Есть ли на картинке угол больше прямого? Есть ли на картинке угол меньше прямого?

- Для того, чтобы подтвердить ваши догадки давайте отправимся на страницы нашего учебника. Откройте учебник на стр. 8. Используйте для этого планшет. Прочитайте выделенное правило и узнайте, какие бывают углы. Так мы выполним и второй пункт нашего плана исследования.

- Давайте подытожим: что такое угол? Как правильно его построить? Какие виды углов существуют? Вот мы и ответили на главные вопросы нашего исследования.

- А теперь давайте проверим – были ли верны наши гипотезы?






- Ставим точку. Из неё проводим 2 луча.


- Угол – это два луча, выходящих из одной точки.

- Сначала мы отметили точку (1). Потом провели один луч (2), а затем – второй (3).


Дети создают модель прямого угла.


- Чертежный угольник.



- Да, есть прямой угол. Да, есть угол больше прямого угла. Да, есть угол меньше прямого угла.





Исследуют материал учебника.





- Угол – это два луча, выходящих из одной точки. Сначала мы отметили точку. Потом провели один луч, а затем – второй. Виду углов: прямой, тупой и острый.


Проверяют гипотезы.

Учениками проведён опыты, найдены способы решения проблем, проведён поиск необходимой информации в учебнике, проверены гипотезы, в соответствии с составленным планом.

5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы.

Применение найденных учениками способов решения проблем исследования в процессе выполнения упражнений репродуктивного типа.

- В этом таинственной стране Геометрия мы с вами набрели на болото. Выбраться помогу вам я и ваш сосед по парте. Чтобы нам пройти через это топкое болото, надо выполнить задания. Первой группе необходимо будет по порядку, через запятую выписать номера острых углов, второй группе – тупых, а третьей группе – прямых. Если вам необходимо, можете использовать угольник.

- Ура! Наконец, мы выбрались из этого болота.

Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы!

Выполняют задание в группах.








Благодарят друг друга за помощь.

Учениками применены найденные способы решения проблем исследования в процессе выполнения упражнений репродуктивного типа.

6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии.

Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся.

Актуализация учениками проблемы и цели исследования.

Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке.

- После того, как вы выполните задание, проверьте его, оцените свою работу в соответствии с критериями, которые представлены на слайде и поднимите её классу.

- Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по стране Геометрия. Мы с вами хорошо потрудились, сегодня познакомились с ещё одной фигурой, ответили на многие ваши вопросы, но много загадок таит в себе страна Геометрия. А разгадывать мы их будем на наших следующих уроках.

- В кого мы с Вами сегодня превратились?

- Чему было посвящено наше исследование?

- А какие были проблемы нашего исследования?

- А какая была цель? Мы её достигли?

- Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали.

- Урок окончен! Большое спасибо вам. До свидания!

Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой.









- В исследователей.

- Углам.

- «Что такое угол?», «Как построить угол?», «Какие виды углов существуют?».

- Исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют. Да!


Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску.


- До свидания.

Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!