Этапы | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты исследования |
1 этап. Этап мотивации к исследовательской деятельности. | Самоопределение к деятельности. Обеспечить мотивацию к исследовательской деятельности. Создание проблемной ситуации. | - Ребята, здравствуйте! Меня зовут Анастасия Александровна. Мы начинаем наш урок математики. - Как вы уже заметили у нас необычный урок. И сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в страну Геометрию и познакомимся с её жителями. На экране изображены различные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, пятиугольник, круг, ромб) - Ребята, знакомы ли вам эти фигуры? Назовите их. - Как вы думаете, какая фигура может быть лишней? Почему? - Да, вы правы! У всех этих фигур есть углы. Посмотрите, из каких знакомых вам фигур состоит угол? -А вы знаете, что такое угол? - А знаете, как правильно его начертить? - А у этих фигур одинаковые углы или разные? - А знаете, как отличить углы друг от друга? | Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. - Да, квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, ромб. - Круг, у него нет углов. - Из точки и выходящих из неё лучей. - Нет, не знаем. - Нет, не знаем. - Нет, не знаем. - Нет, не знаем. | Учениками обеспечена мотивация к исследовательской деятельности. |
2 этап. Этап формулирования проблемы, темы и цели исследования, выдвижения гипотезы. | Формулирование проблемы, темы и цели гипотезы, на основе которых формулируются гипотезы. | - С какой проблемами мы столкнулись? - Вы правы! Проблемы нашего исследования – «Что такое угол?», «Как построить угол?» и «Какие виды углов существуют?». Открою вам секрет, что искать ответы на эти вопросы мы будем как настоящие исследователи. Сегодня и мы с вами превратимся в настоящих исследователей-математиков и рассмотрим углы. А какая же тема нашего исследования? - Вы правы! Тема нашего исследования – «Угол и виды углов». Теперь, когда мы знаем, чему будет посвящено наше с вами исследование, давайте определим цель исследования. - Вы правы! Цель исследования: исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют. - Деятельность любого исследователя начинается с предположений. Давайте и вы выскажите свои предположения, которые будут начинаться словами: Предположим… Допустим… Возможно… Что, если… Такие высказывания в науке называются гипотезами. | - Мы не знаем, что такой угол и как его построить. Мы не знаем, какие виды углов существуют. - Угол и виды углов. - Исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют. Предположим, что угол это два луча, выходящих из одной точки. Допустим, чтобы правильно построить угол нужно отметить точку и провести из неё 2 луча. Возможно, существуют разные виды углов. | Учениками строятся предположения (гипотезы), определяется тема и цель урока-исследования. |
3 этап. Этап планирования и отбора методов исследования. | Вовлечение учащихся к составлению плана. Характеристика отдельных методов исследования. Создание ситуации выбора методов для проведения намеченного исследования. | - Отлично. У нас с вами получилось составить даже не одну гипотезу. Чтобы доказать или опровергнуть выдвинутые нами гипотезы, нам необходимо продумать последовательность всех действий или как говорят настоящие исследователи «составить план исследования»! - Давайте подумает - с чего начинает исследование учёный, чтобы детально изучить какой-то объект или явление, выявить его особенности, узнать о нём что-то новое? - Да, наше исследование тоже начнётся с эксперимента. Как вы думаете, какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? Это очень сложный вопрос, для ответа на который я предлагаю Вам поработать с карточками, который лежат у Вас на партах. Перед Вами 4 карточки с названиями методов («Провести опыт», «Посмотреть в книге», «Подумать самостоятельно» и «Спросить у специалиста»), которые Вы можете использовать в своем исследовании. Мы будем использовать только те методы, которые доступны и известны нам с вами. - Как вы думаете, а что исследователи делают после того, как провели опыт? Ведь знаний для составления полной картины им всё равно не хватает. Что им в этом поможет? Где он может найти нужную ему информацию? - Верно! Это и будет второй пункт нашего плана. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Я согласна с вами! И что же теперь будет делать настоящий исследователь, если он уже сформулировал тему и цель, сформулировал, но не доказал гипотезы, провёл опыт и изучил всю необходимую информацию? - Верно! Это и будет наш заключительный этап – проверка гипотез. Посмотрите на карточки с названием методов и скажите - какой метод работы больше всего подходит для этого пункта нашего плана? - Супер! Вы большие молодцы! Вот мы и составили план нашего исследования, как у настоящих исследователей. Мы даже выбрали все необходимы нам методы работы. | - Он проводит эксперименты, опыты. - Для того, чтобы провести эксперимент, больше всего подходит метод «Провести опыт». Учащиеся внимательно рассматривают карточки с названиями методом, выбирают наиболее подходящие для них и показывают учителю. После чего, учащимся необходимо обосновать свой выбор. - В книге, учебнике. - «Посмотреть в книгах» - Проверит гипотезы: докажет или опровергнет их. - «Порассуждать» | Учениками составляется план исследования, отбираются методы исследования. |
4 этап. Этап организации исследования по плану с использованием выбранных методов. | Поиск способов решения проблем, фактов для обоснования или опровержения гипотез. | - Мои маленькие исследователи, давайте наконец отправимся в страну Геометрия и исследуем одного из его жителей - угол. Первый пункт нашего плана «Опыт». Так давайте скорее отправляться в лабораторию. - Представьте, что вы маленькие лаборанты. Ребята, расскажите, как построить угол? - Правильно! Посмотрите внимательно на ваш чертеж и скажите, что же такое угол? - Ребята, давайте вспомним как мы строили угол? - А теперь у нас будет настоящий опыт. Возьмите лист бумаги и перегните его 2 раза. Так мы с вами получим модель прямого угла. Посмотрите на столы, какой чертежный инструмент соответствует данной модели? На столах у учащихся карточки с изображением разных углов. - Ребята, приложите угольник к каждому углу. Сравните углы с угольником. Есть ли на картинке прямой угол? Есть ли на картинке угол больше прямого? Есть ли на картинке угол меньше прямого? - Для того, чтобы подтвердить ваши догадки давайте отправимся на страницы нашего учебника. Откройте учебник на стр. 8. Используйте для этого планшет. Прочитайте выделенное правило и узнайте, какие бывают углы. Так мы выполним и второй пункт нашего плана исследования. - Давайте подытожим: что такое угол? Как правильно его построить? Какие виды углов существуют? Вот мы и ответили на главные вопросы нашего исследования. - А теперь давайте проверим – были ли верны наши гипотезы? | - Ставим точку. Из неё проводим 2 луча. - Угол – это два луча, выходящих из одной точки. - Сначала мы отметили точку (1). Потом провели один луч (2), а затем – второй (3). Дети создают модель прямого угла. - Чертежный угольник. - Да, есть прямой угол. Да, есть угол больше прямого угла. Да, есть угол меньше прямого угла. Исследуют материал учебника. - Угол – это два луча, выходящих из одной точки. Сначала мы отметили точку. Потом провели один луч, а затем – второй. Виду углов: прямой, тупой и острый. Проверяют гипотезы. | Учениками проведён опыты, найдены способы решения проблем, проведён поиск необходимой информации в учебнике, проверены гипотезы, в соответствии с составленным планом. |
5 этап. Этап применения найденных способов решения проблемы. | Применение найденных учениками способов решения проблем исследования в процессе выполнения упражнений репродуктивного типа. | - В этом таинственной стране Геометрия мы с вами набрели на болото. Выбраться помогу вам я и ваш сосед по парте. Чтобы нам пройти через это топкое болото, надо выполнить задания. Первой группе необходимо будет по порядку, через запятую выписать номера острых углов, второй группе – тупых, а третьей группе – прямых. Если вам необходимо, можете использовать угольник. - Ура! Наконец, мы выбрались из этого болота. Давайте поблагодарим друг друга за помощь. Вы большие молодцы! | Выполняют задание в группах. Благодарят друг друга за помощь. | Учениками применены найденные способы решения проблем исследования в процессе выполнения упражнений репродуктивного типа. |
6 этап. Этап познавательной и эмоциональной рефлексии. | Организация самооценки и самоконтроля результатов деятельности учащихся. Актуализация учениками проблемы и цели исследования. Оценивание учениками собственного эмоционального состояния на уроке. | - После того, как вы выполните задание, проверьте его, оцените свою работу в соответствии с критериями, которые представлены на слайде и поднимите её классу. - Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие по стране Геометрия. Мы с вами хорошо потрудились, сегодня познакомились с ещё одной фигурой, ответили на многие ваши вопросы, но много загадок таит в себе страна Геометрия. А разгадывать мы их будем на наших следующих уроках. - В кого мы с Вами сегодня превратились? - Чему было посвящено наше исследование? - А какие были проблемы нашего исследования? - А какая была цель? Мы её достигли? - Я так рада, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали и хорошо усвоили новый материал. У вас на столах лежат силуэты человечков. Нарисуйте им эмоции, которые были у вас на сегодняшнем уроке и расположите их на пьедестал к той отметке, которую вы считаете, что сегодня заработали. - Урок окончен! Большое спасибо вам. До свидания! | Осуществляют самооценку и самоконтроль, выставляют отметки и поднимают карточку со своей отметкой. - В исследователей. - Углам. - «Что такое угол?», «Как построить угол?», «Какие виды углов существуют?». - Исследовать, что такое угол и как правильно его построить, какие виды углов существуют. Да! Дорисовывают человечкам эмоции. Используя магнит, крепят их на доску. - До свидания. | Учениками организована самооценка и самоконтроль результатов своей деятельности, проведена актуализация проблемы и цели исследования, проведена оценка собственного эмоционального состояния на уроке. |