СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-конференция, посвященная М. В. Ломоносову

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция, посвященная М. В. Ломоносову»

Урок-конференция

Тема: «М.В.Ломоносов - создатель российской риторики, русской
грамматики, истории России»,

Цель урокам воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни,
деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.

Задачи урока:

  1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

„ 2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном
обществе.

План урока-конференции

Вступление.

  1. Становление будущего академика. Поморье -родина М.В. Ломоносова

  2. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.

  3. М.В .Ломоносов, человек, возродивший древнерусское искусство -
    мозаики.

  4. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

  5. Викторина для зрителей.

Заключение.

Содержание

Вступденне. В 2011 году в стране будет отмечаться 300 - летие со дня
рождения великого русского ученого М.В. Ломоносова. Больше двух
столетий прошло с того времени, когда жил и творил замечательный
сын великого русского народ а - М.В. Ломоносов.

Простой русский человек, сын архангельского крестьянина - помора,
он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из
его предшественников не мог и мечтать.

Короток жизненный путь М.В. Ломоносова. Он родился 8 (19)ноября 1711г., скончался на 54-м году жизни 4 (15) апреля 1765
года. За это время он совершил столько научных открытий,
осуществил столько изобретений, что трудно найти во все предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов.

По силе мысли, глубине знаний, разносторонности творчества
Ломоносов не знал себе равных в предшествующей истории
человечества, да и на протяжении последующих двух веков. В его
жизни и делах воплощены лучшие черты великого русского народа.

Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с
которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика,

история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и т.д. Он
был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской

1


грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского
литературного языка и во многом другом.

Ломоносов рожден был Россией, жил для России и все свои силы,
знания и помыслы отдал России.

Н а нашем уроке мы будем говорить о деятельности академика в области
гуманитарных наук и в искусстве.

Тематика докладов:

  1. Поморье - родина великого ученого . Становление будущего
    академика.

Географическое положение региона. Поморы: особенности быта и труда.
Родители М.В. Ломоносова. Первые учебные книги - «врата учености»
М.В. Ломоносова.

Годы учебы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской
академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и
личная жизнь М.В. Ломоносова в Германии.

  1. М.В. Ломоносов н развитие отечественной литературы н языка.

Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория
«Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в
торжественных одах М.В. Ломоносова. Отражение русского национального
характера в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхождению на
престол Екатерины И.

  1. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя
российская история». Критика нормандской теории. Периодизация
истории России. Идея сильного, централизованного русского государства.
М.В. Ломоносов о роли Петра I в истории России.

  1. М.В. Ломоносов, человек, возродивший древнерусское искусство -
    мозаики.

Вопросы для обсуждения:

  1. Охарактеризуйте заслуги М.В. Ломоносова в развитии русской
    литературы и языка.

  2. Что от.личало исторические воззрения М.В. Ломоносова?

  3. Почему М.В. Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети
    отечества пожалеют...»?

  4. Задания викторины

Заключение. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в
развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима
масштабность .личности М.В. Ломоносова как первого российского
академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им
проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили
своей актуальности и востребованы в современном обществе.

2


Выступающий 1: Архангельский край, как и весь Русский Север, с
дав-них пор был заселен многочисленными племенами. Вдоль
полноводных рек строились укрепленные города и посады,
промысловые селения. Природные богатства края привлекли внимание
великих московских князей, и в XV веке Беломорский Север стал
частью Московского государства, получив название Двинская земля.
Ее административным и торговым центром до середины XVI века
был город Холмогоры, возникший в XII веке на берегу Северной
Двины.

В устье Северной Двины вблизи Холмогор расположилась деревня
Мишанинская. (Архангельская губерния, Кур ос тройская волость
Двннского уезда деревня Мишанинская). Современное название -
село Ломоносово Холмогор ского района Архангельской области.

Мишанинская располагалась на острове на реке Северная Двина.
Путешественник, посетивший эти места в 1791 году, писал:
«Положение окрестности сей деревни обширно и величественно;
возвышенные его окружности представляют пахотные нивы, а низкие
вокруг пологи имеют вид песчаных степей... северо-западную сторону
его облегает вдали большая еловая роща, которая, украшая селение,
защищает его отчасти от свирепства северных ветров. Изобильнейшие
вЬды окружают повсюду пашни и сенокосы, прерывающиеся лесами
и многочисленными холмами».

Здесь-то в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова,
женатого на Елене Ивановне Сивковой, дочери дьякона села
Николаевские Матигоры, в 1711 году родился один из величайших
людей России.

Из построек, стоявших на участке, принадлежавшем Ломоносовым,
ни одна не сохранилась до нашего времени. Но нам известно место
усадьбы, на котором до сих пор находится пруд, где, по преданию,
отец Ломоносова разводил рыбу. Возле пруда разросся сад, а за ним
стоит деревянный одноэтажный дом, в котором с 1940 года
помещается мемориальный музей М.В. Ломоносова.

Мишанинцы сеяли на тощих землях лен и коноплю, а из злаков -
рожь и ячмень. Лучше обстояло дело с пастбищами и сенокосом.
Поэтому' почти в каждой семье ежегодно откармливали на продажу
от двух до пяти быков и нескольких телят. Деньги шли на покупку
хлеба. Жители занимались также производством древесного угля, золы,
извести, смолокурением. Важную роль играл морской промысел: ловля
трески, палтуса, морского окуня - и охота на морского зверя.

С десятилетнего возраста Ломоносов уходил с отцом, опытным
помором, в далекие плавания по Белому и Северному морям, а
иногда и Ледовитому океану, приобщаясь к трудному и опасному'
делу. Сам он рассказывал о ловле китов и других промыслах. Михайло
был единственным сыном зажиточного крестьянина-помора Василия
Дорофеевича Ломоносова. Василий Дорофеевич бьъл известен всей
округе, человек состоятельный, он одним из первых на Севере

3


приобрел морское судно с двумя мачтами - гукор. Он оснастил судно
так, как это делали голландские моряки. Его морское судно называлось
•Чайка».

Ломоносова тянуло к книге, что' в семье, особенно со стороны
мачехи, вызывало крайнее недовольство. Позднее он писал: «Имеючи
отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве
воспитанном, и злую, завистливую мачеху, которая всячески старалась
произвести гнев в отце моем, я принужден был читать и учиться,
чему возможно было, в уединенных местах и терпеть стужу и голод».

Среди мишанинских крестьян было много мастеровых: медников и
кузнецов, портных и сапожников, бочаров и кожевников, гончаров и
колесников. Были здесь и свои каменотесы, шлифовавшие камень для
продажи в Архангельске и Великом Устюге. Женщины пряли и белили
льняную нить для плетения кружев, ткали на продажу тонкий холст.

В длинные вечера северной зимы, в свободное от промыслов
время, крестьяне украшали искусной резьбой деревянную посуду,
прялки, расписывали туеса, изготовляли предметы из резной кости.
Художественной резьбой по кости холмогорцы славились с давних
пор. Талантливейший из них - Федот Иванович Шубный, впоследствии
Шубин.

Учиться грамоте он начал поздно, лет в 12. К тому времени он
уже освоил рыбный промысел. Но «дивное устройство окружающей
природы» волновало его, хотелось учиться. Первые книги, по
которым учился Ломоносов. Ои выучил их наизусть и назвал
«вратами учености» : «Арифметика» Магницкого, «Грамматика»
Смотр никого, «Псалтырь» Симеона Полоцкого.

(Отрывок из фильма)

Ломоносову шел 19-й год, когда он понял, что если он
действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома.
Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушел с рыбным обозом в
Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к
соседу: занял у него тулуп и денег. (Отрывок из фильма).

Великому ученому не пришлось больше бывать в родной деревне.
Но он всегда горячо любил и помнил ее.

Обоз с мороженой рыбой шел из Холмогор в Москву около трех
недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов
поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение.
Московская Славяво-греко-латинская академия. Второе название -
Спасские школы.

Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось пойти на обман: скрыть
свое крестьянское происхождение. Зачислили его в первый класс, так
как именно там начинали изучать латинский язык, который был
нужен для дальнейшей учебы. Весь курс академии, рассчитанный на
12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет! А в каких условиях приходилось
учиться! Ломоносову, как и другим ученикам, назначалось жалование.

(Отрывок из фильма)



4


Это было тяжелое время для Ломоносова. Впоследствии он
вспоминал: «...Несказанная бедность: имел один алтын в день

жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на
денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и
другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил».
(Из письма Ломоносова Шувалову в 1753 году) .Другим ученикам
помогали родители, а сбежавшему из дома Михайле было стыдно
обращаться к отцу. Так он и жил на 3 копейки в день. В конце
1735 года в Московскую Академию пришел приказ - отправить 20
наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при
Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В
сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учебы был послан за
границу. В ноябрю 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский
университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и
философии. В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами
был отправлен в Саксонию в город Фрюйберг, где учили горному делу.
В общей сложности за рубежом Ломоносов прюслушал курсы по 16
научным дисциплинам.

В 1739 году (за границей) Ломоносов пишет оду «На взятие
Хотина» и отправляет ее в Петербург в Российское собрание
при Академии наук.
Это было как гром среди ясного неба!
Впоследствии Белинский сказал: «Новая русская литература началась с
«Оды на взятие Хотина»; «С Ломоносова начинается наша литература:
он был ее отцом..., он был ее Петром Великим».

2 выступающий. М.В. Ломоносов и развитие отечественной
литературы и языка.

Выступающий 1:

Один из современников Ломоносова вспоминал о первом прочтении
его стихов: «Мы были очень удивлены таким еще не бывалым в
русском языке размером стихов... Все читали и удивлялись новому
размеру».

Выступающий 1:

В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов возвращается в
Петербург. С 1742 года поступает на службу в Академию. Ему
присвоили научное звание - Адъюнкт, помощник профессора). Пушкин
сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек... Он создал
первый университет. Он, лучше сказать, был сам первым русским
университетом». Пушкин сказал это потому , что Ломоносов
Знал 31 язык, из них 11-в совершенстве. Это только один пример.

В он уже был женат на Елизавете Цильх, дочери хозяйки дома, в
котором он прю живал.

В 1749 году, в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов
произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне»,
имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться
большим вниманием при дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы
И. И. Шуваловым.

При близких отношениях с Шуваловым козни Шумахера делаются для
Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние.


Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского
университета, для которого он составляет первоначальный проект,
основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях*
иностранных университетов.

Еще раньше, в 1753 году Ломоносову, при помощи Шувалова, удается
устроить фабрику мозаики.

Выступающий 3: М.В. Ломоносов, человек, возродивший

древнерусское искусство - мозаики.

Выступающий 1: Все это время Ломоносов занят открытием гимназии
при университете, отстаивает права низших сословий для обучения в
гимназии, пишет работы в области географии и работает над книгой об
истории русского государства.

Ведущий: Известен такой диалог, происходивший между М.В .Ломосовым и
Елизавета Петровна Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что
имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей
российской. Вот об этом и хочу с тобой поговорить. Да ты садись.
Ломоносов садится.

Елизавета: Знаешь, Михаила Васильевич, что втянулись мы нынче в войну
в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие
небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам,
чтобы вышла в Европе книга о настоящей России написанная
профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории
Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего
Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания
истории, начатое покойным Василием Никитичем Татищевым. Но уместно
нам, чтобы о России писало перо иностранца. И нет сейчас никого, кто
пользовался бы большей славой и популярностью, чем Вольтер. Я уже
писала ему, чтобы принимался за книгу. Он отвечает, что примется сразу с
радостью (давно-де интересуется). Но просит переслать ему сведения об
устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических
бумаг, военных донесений, писем царя Петра.... Да, впрочем, ты, Михаила
Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо.... Для нас важно, что
книга сия ознакомила Европу с историей российской, поразила
всемогущей силой страны нашей.

Выступающий 3: «М.В. Ломоносов - первый историограф российского
народа».

Выступающий 1: среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает 04
апреля 1765 года. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом
Стокгольмской и Болонской академий наук. Ломоносов был похоронен в
Александровско-Невской лавре.

Строптивый сын архангельских поморов.

Прямой, как ветер северной реки,

Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.

6


Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,

Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?

Поднявшись вне параграфов и правил.

Везде дыханьем родины храним.

Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?

Не он ли дал российской музе крылья,

Нашел слова, звучащие как медь!

Доколь же иноземное засилье
Придется в Академии терпеть?

В нее вошел, достойный славы Россов,

Как беломорский ветер молодой,

Крестьянский сын Михайло Ломоносов,

Родившийся под северной звездой.

Вопросы для зала:

  1. Назовите заслуги М.В.Ломоносова в русском языке и литературе

  2. Против какой исторической теории выступил М.В. Ломоносов.

  3. В каком году был основан Московский университет? Как он теперь
    называется? (В 1755 году. Московский государственный университет
    имени

  4. Назовите старинный адрес рождения Ломоносова

  5. Назовите первые книги, по которым учился Ломоносов.

  6. Как называлось учебное заведение, в которое Ломоносов посту пил в
    19 лег, придя с обозом в Москву?

  7. Сейчас мы проверим, знаете ли вы устаревшие слова, встречающиеся в произведениях Ломоносова. Знатоки выбирают карточку
    с вопросом и тремя вариантами ответов.

(Карточки с вопросами и ответами готовятся заранее. Часть
вопросов можно предложить зрителям).

  • Что такое ланиты?

а) ткань; б) цветы; в) щеки.

(Щеки).

- Вран — это: а) враг; б) врун; в) ворон.

(Ворон).

_ Пестун - это: а) палец; б) наставник; в) пистолет.

(Наставник).

7


-*

t

- Что такое полушка? Сколько копеек в полушке: а) 10; б) 5 в) 2

  1. (Серебряная монета достоинством в полденьги, т.е.копейки).

-Для чего использовали дощеник : а) для плавания; б) для

захоронения; в) для письма.

(Дощеник (дошаник) - плоскодонное парусное весельное судно).

  • Что необходимо, чтобы стать толмачом: а) хорошо рисовать; б)
    быстро бегать; в) хорошо знать языки.

(Толмач - переводчик).

-Покажите десницу.

(Десница - правая рука).

  • Что делали крестьяне, когда орали: а) кричали; б) пахати; в) пели.
    (Орать (орати) - пахать).

  • Простоволосый значит: а) без кудрей; б) без волос; в) без шапки.

  1. (Простоволосый - с непокрытой головой).

-Покажите длань.

(Длань-рука, ладонь «

8. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747
года* Ломоносов прославляет науку’. Знатокам мы вручаем листки с
отрывками из оды. Им надо вставить пропущенные слова.

... юношей питают,

Отраду ... подают,

В счастливой жизни украшают,

В ... случай берегут,

В домашних трудностях утеха
И в дальних странств ах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в ...,

В ... шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

(Науки, старым, несчастный, пустыне, градском).

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!