СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения 3 класс «Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения»

Урок литературного чтения

Класс:3ж

Дата проведения: 14 ноября 2023

Тема: «Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди »

Цель: формировать умения работать над особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи:

-развивать умения работать над тестом сказки, делить на части;

-учить сопоставлять и сравнивать героев.

Формирование УУД:

Предметные: способствовать развитию умения анализировать текст, развитию познавательного интереса к процессу чтения; совершенствовать навык чтения; развивать речь.

Метапредметные

1. Регулятивные: уметь видеть проблему, формулировать ее, ставить цели, которые нужно достичь на уроке, планировать свою деятельность, направленную на достижение этих целей, проговаривать последовательность действий, осуществлять рефлексию относительно полученного результата, оценивать деятельность по достижению поставленных целей.

2. Познавательные: самостоятельно открывать знания, находить информацию и работать с ней, преобразовывать информацию.

3. Коммуникативные: учиться слушать, понимать других, вступать в диалог с учителем, сверстниками, выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, управлять своим поведением и партнера; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Личностные: учить применять полученные знания в жизненных ситуациях, адекватно оценивать себя, формировать общее представление о моральных нормах поведения, положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности.

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, коллективная.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

2 . Систематизация знаний учащихся о биографии поэта.

Эпиграф к уроку

Что за прелесть эти сказки! 
Каждая есть поэма”
Как вы думаете чьи это строки?

А. С. Пушкин

- Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? (Слайд №1)

Вопросы викторины:

- Где и когда родился А.С. Пушкин?

- Как звали мать поэта? Отца?( Слайд № 2)

- На каком языке говорили в семье Пушкина?

- Кто занимался воспитанием маленького Александра? (Слайд № 3)

- От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близ­кими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Ро­дионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэ­зией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях: (Слайд № 4)


И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствуя ни ног, ни головы.

- Что узнали из этих строк? (Как Александр Сергеевич слушал сказки.)

- Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страш­ные сказки.

- Сколько всего сказок написал Пушкин? ( Слайд №5- 9)

3 . Постановка учебной задачи и темы урока.

– Ребята, рассмотрите рисунки. Расскажите, кого вы изобразили и какие черты характера старались отобразить.

- Кто написал эту сказку?

- Кто знает полное название сказки ? ( Слайд № 11)

- Сегодня мы продолжим работу по этой сказке

4. Работа по теме урока. Работа над сказкой

Назовите главных героев сказки

(Чтение 1-й части сказки (с. 92-102) учащимися.)

5. Составление картинного плана первой части сказки

— На сколько частей можно разделить сказку? О чем они?

1) Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедью.

5) Корабельщики на острове.

6) Превращение в комара

7)Появление белочки

8) Превращение в муху

9) Появление витязей и дядьки Черномора

10) Превращение в шмеля

11)Венчание с царевной Лебедь

12)Встреча с царём Салтаном. Счастливый конец

6. Выборочное чтение

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Дети читают до слов «В те поры война была...».)

— С чего же начинается сказка? (Со слов «Кабы я была...» То есть начинается с обещаний.)

— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

— Найдите и прочитайте третью часть. (До слов «Мать и сын теперь на воле...».)

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в боч­ке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам...)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.)

— Как спаслись герои? Прочитайте. (Дети читают отрывок.)

7. Физкультминутка

- Изобразите волны, набегающие на берег.

- Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря

8. Закрепление изученного

Работа над частью «Встреча с Царевной Лебедью»

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Читают до слов «Инарекся: князь Гвидон...».)

— Где оказались мать и сын? (Мать и сын теперь на воле;/Ви­дят холм в широком поле, /Море синее кругом...)

— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Он подумал об ужине.)

— Что значит «добрый ужин»? (Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спа­сения Царевны Лебеди. Оказывается, он спас заколдованную царевну.)

( Слайд № 12)

Зыбей — зыбь — легкая волна.

Клёв — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

Град - город.

Колымага — большая старинная телега.

Двор — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

Венец — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостями? (Он захотел увидеть отца.)

- Прочитайте, в кого превращается Гвидон, чтобы уплыть и посмотреть царя

- Перечитайте, как появлялись у него волшебства

10. Работа над жанровыми особенностями произведения.

- Можно ли сказку Пушкина сравнить с народными сказками?

- Что у неё общего с народными сказками? ( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

- В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются от народных тем, что написаны в стихотворной форме) ( Слайд №13)

11. Рефлексия. Подведение итогов урока ( Слайд № 14)

- Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

- Чему учились на уроке?

- О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сего­дня на уроке?

Домашнее задание ( Слайд №15)

Перечитать сказку (с.12-40), подготовить пересказ части, проиллюстрировать эту часть сказки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!