Урок литературного чтения:И.А. Крылов басня"Стрекоза и Муравей"
Цели:
- Ознакомить учащихся с басней как одним из старейших жанров в литературе.
- Развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; умение находить в басне мораль-поучение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы, понимание юмора и иронию басни.
- Воспитать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Оборудование: лес, иллюстрации, выставка книг, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова, проектор, экран, костюмы вороны, лисицы, кукушки, воробья, петуха).
Оформление доски: картины леса, иллюстрации басен, выставка книг с баснями И. А. Крылова, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова.
Ход урока
I. Вступительное слова.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (изучать басни И.А.Крылова)
- А что такое басня? (Дети высказывают свои предположения, затем читаем определение на экране – файлы 1,2)
- А людей, которые пишут басни, как называют? (баснописцами)
- Сегодня на уроке мы будем говорить, о каком баснописце? (И.А. Крылове, портрет И.А.Крылова на экране). Сегодня у нас состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы знакомились в прошлом году.
- На уроке мы прочитаем три басни, увидим их в исполнении наших ребят, научимся находить мораль, будем работать над выразительным чтением.
- Дома вы читали басни И.А. Крылова и принесли книги. В чьей книге есть портрет Крылова?
- Содержится ли в какой-нибудь из книг предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
- Читали ли вы его?
- Что интересного узнали?
II. Сообщения учащихся об авторе.
- Так каким же человеком вы представляете И.А. Крылова? (мудрым, талантливым…)
III. Инсценировка басни “Ворона и лисица”.
- Какие вы басни прочитали?
- Понравились ли они вам?
- Из скольких частей состоит басня? (2)
- Из каких частей? (рассказ, мораль; определение морали – файл3, 4).
- Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Ворона и Лисица в исполнении наших ребят.
- Понравилось ли вам исполнение ролей басни?
- Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку, хочет показаться, что она действительно царь-птица)
- Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец, не впрок?
- Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
- Льстец – льстивый человек.
- Не впрок не на пользу.
- Рассмотрите иллюстрации к басне и сравните её с образом лисицы и вороны в басне (файл5)
- Найдите вывод в басне. А по-другому как можно его назвать? (мораль)
- Где стоит мораль? (в начале)
- Чему учит нас басня? (не поддаваться на уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)
IV. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова “Стрекоза и Муравей”.
1. Чтение басни учителем наизусть
- Сейчас я вам прочитаю басню, а вы послушайте и скажите, сколько участников в этой басне. (Чтец, Муравей и Стрекоза)
2. Словарная работа
- В этой басне есть непонятные слова, устаревшие. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать и какими современными словами из русского языка можно их заменить: (слова показаны на экране через проектор, файл 7)
а) катит – наступает;
б) мурава – трава;
в) удручена – сильно огорчена, угнетена;
г) вешних дней – весенних дней;
д) поди – иди;
е) боле – больше;
ж) помертвело – опустело;
з) без души – обо всем забыв;
и) кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери (С.И. Ожегов);
к) нужда – потребность
3. Жужжащее чтение басни вслух (т.к. басня написана в стихотворной форме, поэтому те нормы, которые присущи чтению стихов , мы должны соблюдать)
- А какие это нормы? (паузы, логические ударения, чтобы рифма не нарушилась)
4. Чтение по ролям по рядам.
- Назовите действующих лиц басни (1 ряд – чтец, 2 ряд – Стрекоза, 3 ряд – Муравей)
- Каким вы представляете Муравья? Нарисуйте словесно. (трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей судьбе) На экране появляется рисунок Муравья. Сравните словесный портрет с рисунком.
- Какой вы представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) На экране появляется рисунок Стрекозы. Сравните словесный портрет с рисунком. (Файл 8)
- Кому можно адресовать пословицу: “Делу – время, потехе – час”.
5. Обсуждение прочитанного.
- Как вы понимаете ответ Муравья? Откликнулся ли он на просьбу Стрекозы? Почему?
- Какие слова из басни раскрывают характер Стрекозы?
- С помощью каких слов и выражений И.А.Крылов изображает Муравья, Стрекозу?
- Какими вы представляете себе Стрекозу, Муравья?
- Какой же был Муравей?
- Характер Муравья и Стрекозы мы знаем, а теперь это надо передать в чтении.
- В каких строках басни содержится мораль? Зачитайте
- Когда и о ком так говорят? (о людях беспечных, ленивых)
- Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (он трудился, а она порхала, ничего на делала, а только пела)
- Прав ли он?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Не жестоко ли это?
- Что теперь станет со Стрекозой?
- Не жалко ли вам ее?
- Кто вам более симпатичен? Чем?
- Кого и за что вы осуждаете
6. Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.
Ребята, а вы сейчас посмотрите инсценировку и отгадайте, кому из героев симпатизируют наши артисты.
VI. Итог урока.
- Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого?
- Вывод: мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и Муравьев, а для кого? (файл 9)
- От какого недостатка предостерегает детей басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)
- Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем дне) (файл 10)
– А сейчас я хочу прочитать вам еще одну басню, которая называется тоже “Стрекоза и Муравьи”, а написал ее Л.Н. Толстой
- Какие мысли возникли у вас при чтении?
- Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем различаются ? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма, звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана без рифмы, в прозе.)
VII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
VIII. Отметки за урок.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения: И.А. Крылов басня"Стрекоза и Муравей", 2 класс»
Урок литературного чтения:И.А. Крылов басня"Стрекоза и Муравей"
Цели:
Ознакомить учащихся с басней как одним из старейших жанров в литературе.
Развить навыки выразительного чтения, инсценировки, творческое воображение, сценическое искусство; умение находить в басне мораль-поучение, интеллект учащихся, умение анализировать и делать выводы, понимание юмора и иронию басни.
Воспитать умение делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.
Оборудование: лес, иллюстрации, выставка книг, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова, проектор, экран, костюмы вороны, лисицы, кукушки, воробья, петуха).
Оформление доски: картины леса, иллюстрации басен, выставка книг с баснями И. А. Крылова, выдержки из басен, пословицы, портрет Крылова.
Ход урока
I. Вступительное слова.
Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (изучать басни И.А.Крылова)
А что такое басня? (Дети высказывают свои предположения, затем читаем определение на экране – файлы 1,2)
А людей, которые пишут басни, как называют? (баснописцами)
Сегодня на уроке мы будем говорить, о каком баснописце? (И.А. Крылове, портрет И.А.Крылова на экране). Сегодня у нас состоится встреча с замечательным поэтом-баснописцем Иваном Андреевичем Крыловым, с произведениями которого мы знакомились в прошлом году.
На уроке мы прочитаем три басни, увидим их в исполнении наших ребят, научимся находить мораль, будем работать над выразительным чтением.
Дома вы читали басни И.А. Крылова и принесли книги. В чьей книге есть портрет Крылова?
Содержится ли в какой-нибудь из книг предисловие или послесловие, в котором рассказывается о баснописце?
Читали ли вы его?
Что интересного узнали?
II. Сообщения учащихся об авторе.
III. Инсценировка басни “Ворона и лисица”.
Какие вы басни прочитали?
Понравились ли они вам?
Из скольких частей состоит басня? (2)
Из каких частей? (рассказ, мораль; определение морали – файл3, 4).
Сейчас вашему вниманию предлагается посмотреть и послушать басню “Ворона и Лисица в исполнении наших ребят.
Понравилось ли вам исполнение ролей басни?
Охарактеризуйте героев. Какой показана лиса в басне? (лиса хочет поживиться сыром, а ворона, попавшись на удочку, хочет показаться, что она действительно царь-птица)
Как вы понимаете смысл слов лесть, льстец, не впрок?
Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец – льстивый человек.
Не впрок не на пользу.
Рассмотрите иллюстрации к басне и сравните её с образом лисицы и вороны в басне (файл5)
Найдите вывод в басне. А по-другому как можно его назвать? (мораль)
Где стоит мораль? (в начале)
Чему учит нас басня? (не поддаваться на уловки хитрых людей, не быть глупым, не слушать лесть)
IV. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Крылова “Стрекоза и Муравей”.
1. Чтение басни учителем наизусть
Сейчас я вам прочитаю басню, а вы послушайте и скажите, сколько участников в этой басне. (Чтец, Муравей и Стрекоза)
2. Словарная работа
В этой басне есть непонятные слова, устаревшие. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать и какими современными словами из русского языка можно их заменить: (слова показаны на экране через проектор, файл 7)
а) катит – наступает;
б) мурава – трава;
в) удручена – сильно огорчена, угнетена;
г) вешних дней – весенних дней;
д) поди – иди;
е) боле – больше;
ж) помертвело – опустело;
з) без души – обо всем забыв;
и) кум – крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери (С.И. Ожегов);
к) нужда – потребность
3. Жужжащее чтение басни вслух (т.к. басня написана в стихотворной форме, поэтому те нормы, которые присущи чтению стихов , мы должны соблюдать)
4. Чтение по ролям по рядам.
Назовите действующих лиц басни (1 ряд – чтец, 2 ряд – Стрекоза, 3 ряд – Муравей)
Каким вы представляете Муравья? Нарисуйте словесно. (трудолюбивым, серьезным, думает о дальнейшей судьбе) На экране появляется рисунок Муравья. Сравните словесный портрет с рисунком.
Какой вы представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) На экране появляется рисунок Стрекозы. Сравните словесный портрет с рисунком. (Файл 8)
Кому можно адресовать пословицу: “Делу – время, потехе – час”.
5. Обсуждение прочитанного.
Как вы понимаете ответ Муравья? Откликнулся ли он на просьбу Стрекозы? Почему?
Какие слова из басни раскрывают характер Стрекозы?
С помощью каких слов и выражений И.А.Крылов изображает Муравья, Стрекозу?
Какими вы представляете себе Стрекозу, Муравья?
Какой же был Муравей?
Характер Муравья и Стрекозы мы знаем, а теперь это надо передать в чтении.
В каких строках басни содержится мораль? Зачитайте
Когда и о ком так говорят? (о людях беспечных, ленивых)
Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (он трудился, а она порхала, ничего на делала, а только пела)
Прав ли он?
Как бы вы поступили на его месте?
Не жестоко ли это?
Что теперь станет со Стрекозой?
Не жалко ли вам ее?
Кто вам более симпатичен? Чем?
Кого и за что вы осуждаете
6. Инсценировка басни “Стрекоза и Муравей”.
Ребята, а вы сейчас посмотрите инсценировку и отгадайте, кому из героев симпатизируют наши артисты.
VI. Итог урока.
Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого?
Вывод: мы с вами догадываемся о том, что басни писались не для Стрекоз и Муравьев, а для кого? (файл 9)
От какого недостатка предостерегает детей басня? (эгоизма, беспечности, черствости, лени)
Чему учит басня? (надо думать о завтрашнем дне) (файл 10)
– А сейчас я хочу прочитать вам еще одну басню, которая называется тоже “Стрекоза и Муравьи”, а написал ее Л.Н. Толстой
Какие мысли возникли у вас при чтении?
Сравните эти две басни. Чем они похожи? Чем различаются ? (басня Крылова написана в стихотворной форме, есть рифма, звучит медленно, звучно, воспринимается легче; а басня Толстого написана без рифмы, в прозе.)
VII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
VIII. Отметки за урок.