СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы 6 класс в форме веб-квеста "Две березы С. Есенин и А. Фет"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ литературного произведения с учетом его жанровой специфики позволяет раскрыть перед учащимися многообразие способов выражения авторской позиции, что помогает более глубокому восприятию произведений, способствует развитию читательских умений, пробуждает интерес к самому процессу анализа художественного текста, усиливает воздействие искусства на духовную сферу учащихся, на развитие познавательной и социальной активности школьников. Но чтобы было занимательно и современно, можно использовать форму веб-квест, которая будет подготавливать учеников к ОГЭ и ВПР, т.е. работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы 6 класс в форме веб-квеста "Две березы С. Есенин и А. Фет"»

Веб-квест  по литературе 6 класс.  Развитие речи Сочинение на основе сопоставительного анализа двух стихотворений А. А. Фет «Печальная береза» и С. А. Есенина «Береза»

Веб-квест по литературе 6 класс. Развитие речи

Сочинение на основе сопоставительного анализа двух стихотворений

А. А. Фет «Печальная береза» и

С. А. Есенина «Береза»

Афанасий Афанасьевич Фет 1820-1892 гг Сергей Александрович Есенин 1895-1925 гг

Афанасий Афанасьевич Фет

1820-1892 гг

Сергей Александрович Есенин

1895-1925 гг

С. А. Есенин Белая берёза  Под моим окном  Принакрылась снегом,  Точно серебром. На пушистых ветках  Снежною каймой  Распустились кисти  Белой бахромой. И стоит берёза  В сонной тишине,  И горят снежинки  В золотом огне. А заря лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1913г А.А.Фет Печальная берёза  У моего окна,  И прихотью мороза  Разубрана она. Как гроздья винограда,  Ветвей концы висят, -  И радостен для взгляда  Весь траурный наряд. Люблю игру денницы  Я замечать на ней,  И жаль мне, если птицы  Стряхнут красу ветвей. 1842

С. А. Есенин

Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.

На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

1913г

А.А.Фет

Печальная берёза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она.

Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, - И радостен для взгляда Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей.

1842

ПОРЯДОК РАБОТЫ (Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб-квест, по этому принципу объединитесь в группы) Изучите тему по предложенным интернет-ресурсам.  Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному персонажу, это сэкономит ваше время). Найдите сами интересные ресурсы (тексты и иллюстрации, видео) в сети Интернет, в соответствии с выбранной вами ролью. Отберите материал, необходимый для вашей работы, хорошо изучите его (полностью

ПОРЯДОК РАБОТЫ (Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб-квест, по этому принципу объединитесь в группы)

  • Изучите тему по предложенным интернет-ресурсам. 
  • Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному персонажу, это сэкономит ваше время).
  • Найдите сами интересные ресурсы (тексты и иллюстрации, видео) в сети Интернет, в соответствии с выбранной вами ролью.
  • Отберите материал, необходимый для вашей работы, хорошо изучите его (полностью "погрузитесь" в тему).
  • Выполните ту часть проекта, которая определена вашей ролью. Доведите работу до конца! Отнеситесь ответственно к выполнению своей части работы!
  • Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление.
  • Подготовьтесь к защите своей работы, которая будет происходить на уроке литературы.
Список интернет – ресурсов http://www.esenin.ru/o-esenine/blog http://www.esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/libedinskii-iu-o-esenine https://obrazovaka.ru/alpha/f/fet-afanasij-afanasevich-fet-afanasiy-afanasievich https://eksmo.ru/interview/sovremenniki-ob-afanasii-fete-ID4096621/ https://canvas.instructure.com/courses http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem https://nsportal.ru/shkola https://www.yaklass.ru http://literatura5.narod.ru/stih_razmer.html ttps://poem4you.ru https://www.stihi.ru http://liter-rm.ru http://nsaturnia.ru

Список интернет – ресурсов

  • http://www.esenin.ru/o-esenine/blog
  • http://www.esenin.ru/o-esenine/vospominaniia/libedinskii-iu-o-esenine
  • https://obrazovaka.ru/alpha/f/fet-afanasij-afanasevich-fet-afanasiy-afanasievich
  • https://eksmo.ru/interview/sovremenniki-ob-afanasii-fete-ID4096621/
  • https://canvas.instructure.com/courses
  • http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem
  • https://nsportal.ru/shkola
  • https://www.yaklass.ru
  • http://literatura5.narod.ru/stih_razmer.html
  • ttps://poem4you.ru
  • https://www.stihi.ru
  • http://liter-rm.ru
  • http://nsaturnia.ru
Роли:   1. Хранители традиций  2. Психологи  3. Лингвисты 4. Теоретики

Роли:

  • 1. Хранители традиций 2. Психологи 3. Лингвисты
  • 4. Теоретики
1. Хранители традиций Руководство для хранителей традиций: 1. Вы выбрали роль  хранителей традиций  стихотворений А.А. Фета и С. А. Есенина. Детективы, вам предстоит погрузиться в эпоху 19 века (1842г) и 20 века (1913г)   Ваша задача – где и когда происходили события, изучить психологический климат героев 2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию, ответьте  на следующие вопросы: - Известно, что у А.А.Фета другая фамилия, почему ? Кто  и где воспитывал Есенина, почему ? - Почему именно береза выбрана у авторов? - Как вы понимаете: «Береза – символ России»

1. Хранители традиций

  • Руководство для хранителей традиций:
  • 1. Вы выбрали роль  хранителей традиций  стихотворений А.А. Фета и С. А. Есенина. Детективы, вам предстоит погрузиться в эпоху 19 века (1842г) и 20 века (1913г)
  •   Ваша задача – где и когда происходили события, изучить психологический климат героев
  • 2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию, ответьте  на следующие вопросы:
  • - Известно, что у А.А.Фета другая фамилия, почему ? Кто и где воспитывал Есенина, почему ?
  • - Почему именно береза выбрана у авторов?
  • - Как вы понимаете: «Береза – символ России»
2. Психологи Руководство для психологов:  (выбирают строки из  стихотворений, которые передают: чувство автора, особенности речи)   1. Вы выбрали роль психологов для анализа стихотворений А.А. Фета «Печальная береза» и С. А. Есенина «Береза». Детективы, вы должны провести розыскные мероприятия по установлению душевного состояния авторов. Ваша задача – пронаблюдать за образами берез и найти сходства и отличия образов деревьев. Основываясь на характеристиках автора и описания березы, создать их психологические портреты.  2. Выйдите на сайт электронной библиотеки (используйте интернет – ссылки на сетевые библиотеки), найдите в ней тексты стихотворений Найдите нужные цитаты из стихотворений. 

2. Психологи

  • Руководство для психологов: 
  • (выбирают строки из  стихотворений, которые передают: чувство автора, особенности речи)  
  • 1. Вы выбрали роль психологов для анализа стихотворений А.А. Фета «Печальная береза» и С. А. Есенина «Береза». Детективы, вы должны провести розыскные мероприятия по установлению душевного состояния авторов.
  • Ваша задача – пронаблюдать за образами берез и найти сходства и отличия образов деревьев. Основываясь на характеристиках автора и описания березы, создать их психологические портреты. 
  • 2. Выйдите на сайт электронной библиотеки (используйте интернет – ссылки на сетевые библиотеки), найдите в ней тексты стихотворений
  • Найдите нужные цитаты из стихотворений. 

3. Лингвисты

  • Руководство для лингвистов:
  • 1. Вы выбрали роль  лингвистов  для анализа стихотворений А.А.Фета «Печальная береза»  и С. А. Есенина «Береза». Детективы, в стихах много слов, затрудняющих поиски, понимание произведения.
  • Ваша задача – найти в стихотворениях непонятные слова; определить с помощью лингвистических словарей значений слов; сформулировать выводы о роли этих слов в стихотворении. Сравнить их.
  • 2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию, ответьте  на следующие вопросы:
  • - В стихотворении А. А. Фета объясните смысл слов (денница, прихоть, разубрана, траурный наряд, краса):
  •   Люблю игру денницы Я замечать на ней…   
  • Что подразумевает С. А. Есенин под «снежною каймой» и что за явление «…заря лениво, обходя кругом…»? Объяснить смысл слов (кайма, бахрома, принакрылась).
  • 3. Создайте электронную картотеку устаревших и непонятных слов,  мультимедийное учебное пособие-презентацию (каждый слайд презентации содержит объяснение лексического значения одного  слова; подобран иллюстративный материал; приведена строка, в которой данное слово прозвучало).
Руководство для теоретиков: 1. Вы выбрали роль теоретиков для сравнительного анализа стихотворений А. А. Фета «Печальная береза» и С. А. Есенин «Береза». Детективы, в стихах много тропов, которые помогут понять произведения. Ваша задача – найти в стихах тропы, размер и рифму стихов; определить какие тропы употребили авторы в своих стихах и сравнить образы берез; сформулировать выводы. 2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию и составьте таблицу: «Печальная береза» А.А.Фет «Береза» С. А. Есенин Сколько строф ? 1.эпитеты 2.сравнения 3.олицетворения 4.метафоры Размер Размер Рифма Рифма  3. Создайте  мультимедийное пособие-презентацию (каждый слайд презентации содержит объяснение значения тропа; подобран иллюстративный материал; приведены тропы стихов в сравнении).
  • Руководство для теоретиков:
  • 1. Вы выбрали роль теоретиков для сравнительного анализа стихотворений А. А. Фета «Печальная береза» и С. А. Есенин «Береза». Детективы, в стихах много тропов, которые помогут понять произведения.
  • Ваша задача – найти в стихах тропы, размер и рифму стихов; определить какие тропы употребили авторы в своих стихах и сравнить образы берез; сформулировать выводы.
  • 2. Распределите роли в вашей группе. Воспользуйтесь предложенными вам электронными ресурсами, найдите необходимую вам информацию и составьте таблицу:
  • «Печальная береза» А.А.Фет «Береза» С. А. Есенин
  • Сколько строф ?
  • 1.эпитеты 2.сравнения 3.олицетворения 4.метафоры
  • Размер Размер
  • Рифма Рифма
  • 3. Создайте  мультимедийное пособие-презентацию (каждый слайд презентации содержит объяснение значения тропа; подобран иллюстративный материал; приведены тропы стихов в сравнении).
Цель веб-квеста:  Повышение уровня ИКТ-компетентности учеников посредством обучения использованию современных сетевых технологий;  формирование читательской культуры;  повышение мотивации к изучению литературы, русского языка, истории, художественной культуры;  через сотворчество разбудить интерес ребят к лирике, используя при этом разнообразные формы осмысления прочитанного.

Цель веб-квеста:

  • Повышение уровня ИКТ-компетентности учеников посредством обучения использованию современных сетевых технологий; 
  • формирование читательской культуры; 
  • повышение мотивации к изучению литературы, русского языка, истории, художественной культуры; 
  • через сотворчество разбудить интерес ребят к лирике, используя при этом разнообразные формы осмысления прочитанного.
План, состоящий из следующих обязательных элементов:   1.Время и место создания стихотворения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора. 2.Тема стихотворения (предмет изображения). 3.Особенности жанра. 4.Идея произведения. 5.Образы, использованные в данном стихотворении. 5.Средства создания образов (тропы, синтаксические средства выразительности). 6.Метрика стихотворения как художественное средство; ритм, интонация. 7.Композиция стихотворения (кольцевая, линейная, построенная на антитезе, сравнении, сопоставлении). Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по усмотрению ученика.

План, состоящий из следующих обязательных элементов:

  • 1.Время и место создания стихотворения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора.
  • 2.Тема стихотворения (предмет изображения).
  • 3.Особенности жанра.
  • 4.Идея произведения.
  • 5.Образы, использованные в данном стихотворении.
  • 5.Средства создания образов (тропы, синтаксические средства выразительности).
  • 6.Метрика стихотворения как художественное средство; ритм, интонация.
  • 7.Композиция стихотворения (кольцевая, линейная, построенная на антитезе, сравнении, сопоставлении).
  • Последовательность изложения этих пунктов может варьироваться по усмотрению ученика.
Эпитеты Метафоры Олицетворение Сравнение

Эпитеты

Метафоры

Олицетворение

Сравнение

 Объект сравнения Линии сравнения А.А. Фет «Печальная береза» Настроение стихотворения С.А. Есенин «Береза» Приметы зимы Тропы Чем отличаются стихотворения? Чем похожи стихотворения ?

Объект сравнения

Линии сравнения

А.А. Фет

«Печальная береза»

Настроение стихотворения

С.А. Есенин

«Береза»

Приметы зимы

Тропы

Чем отличаются стихотворения?

Чем похожи

стихотворения ?

Важно, что  рифма – регулярный звуковой повтор . Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы. С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её самое главное ударение. Холостая рифма  – рифма, которой в принципе нет. Иногда поэты в средствах выразительности используют холостую рифму, т.е. строку без рифмы, для создания особого звучания.
  • Важно, что  рифма – регулярный звуковой повтор . Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.
  • С точки зрения ритмической организации стиха, рифма – это финальный аккорд строки, её самое главное ударение.
  • Холостая рифма  – рифма, которой в принципе нет. Иногда поэты в средствах выразительности используют холостую рифму, т.е. строку без рифмы, для создания особого звучания.
Стихотворные размеры   Двусложные размеры Хорей  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог. _ / О бла/ к о м  во/ лн и стым/  П ы ль  вста/  е т  вда/ л и ... (А.А.Фет)   Ямб  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог. _  _ / По  д о / му  бр о / дит  пр и / вид е / нье,  Весь д е нь/  шаг и /  над г о / лов о й/... (Б.Л.Пастернак)
  • Стихотворные размеры
  •   Двусложные размеры
  • Хорей  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает первый слог. _
  • / О бла/ к о м  во/ лн и стым/ П ы ль  вста/  е т  вда/ л и ... (А.А.Фет)  
  • Ямб  – двусложная стопа в русском стихосложении, в которой ударение падает второй (последний) слог. _  _
  • / По  д о / му  бр о / дит  пр и / вид е / нье, Весь д е нь/  шаг и /  над г о / лов о й/... (Б.Л.Пастернак)
Желаю успеха!

Желаю успеха!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!