СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе "Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 10 классе "Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в"»

       Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Ты, светлый житель будущих веков, Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов, Забытых незаслуженно, но прочно. И будешь ты, как шут, одет на вкус Моей эпохи фрачной и сюртучной. Облокотись. Прислушайся.  Как звучно былое время — раковина муз. В. В. Набоков

Ты, светлый житель будущих веков,

Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов,

Забытых незаслуженно, но прочно.

И будешь ты, как шут, одет на вкус

Моей эпохи фрачной и сюртучной.

Облокотись. Прислушайся.

Как звучно былое время — раковина муз.

В. В. Набоков

Читательская анкета

  • Любите ли вы читать? С какой целью вы читаете книги? а) Познаю мир и себя в нём; б) хочу быть эрудированной личностью; в) хочу хорошо учиться; г) хочу развлечься.

2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе: «…каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение? а) Научная фантастика и фэнтези; б) произведения о современниках; в) произведения о дружбе и любви; г) развлекательная литература; д) произведения о природе; ж) приключения и детективы; к) исторические произведения; л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х. Л. Борхеса о том, что «книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.

«Микрофон» Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»? В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики? Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста? Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»? В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики? Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

«Микрофон»

  • Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»? В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики? Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?
  • Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
  • В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
  • Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в. Период Описание Конец 1790-х —  1800-е  гг. Карамзинский  период.  Журнал  «Вестник  Европы»  1810-е  гг. Н.  М.  Карамзина.  Литературная  деятельность  М.  Н.  Муравьёва.  Возникновение  многочисленных  литературных  обществ.  Развитие  поэзии  карамзинистов  («поэтической  бессмыслицы»,  «галиматьи»,  фамильярной  дружеской поэзии,  изящной салонной поэзии  и пр.) Становление  романтизма.  «Вестник  Европы»  под  редакцией 1820–1830-е  гг. В.  А.  Жуковского.  Спор  о  жанре  баллады,  о  народности,  о  литератур-  ном  языке.  «Психологический  романтизм»  В.  А.  Жуковского,  «мечтательный  романтизм»  К.  Н.  Батюшкова Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина.  «Гражданский  романтизм»  декабристов.  А.  С.  Грибоедов.  Поэты  пушкинского  круга.  М.  Ю.  Лермонтов.  Н.  В.  Гоголь

Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.

Период

Описание

Конец 1790-х — 1800-е гг.

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы»

1810-е гг.

Н. М. Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией

1820–1830-е гг.

В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литератур- ном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь

Творческая работа «Историки» — рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в. «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени. «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов. «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.

Творческая работа

  • «Историки» — рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в.
  • «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.
  • «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
  • «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.
Работа в парах  Рассмотрите репродукции картин «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.

Работа в парах

Рассмотрите репродукции картин «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.

«Последний день Помпеи» - знаменитая историческая картина Карла Брюллова. Она написана в 1833 году в Италии. Около трёх лет мастер работал над ней, что достаточно быстро для такого большого сложного произведения. Картина «Последний день Помпеи» рассказывает об истории, которая произошла в 79 году нашей эры, когда в результате извержения вулкана Везувия погиб античный город Помпеи. Он был засыпан пеплом и забыт на многие-многие века. Когда Брюллов окончил учёбу в Петербурге, в Академии художеств, и поехал в Италию, чтобы там дальше работать, он попал на раскопки. Художник зарисовывал найденные археологами красивые вещи, скульптуры и архитектуру. Так Брюллов прикоснулся к истории. Полученный опыт и вдохновил его на создание картины «Последний день Помпеи», крупной и сложной художественной композиции. Источник: https://www.spb-guide.ru/kartina-poslednij-den-pompei-karl-bryullov.htm

«Последний день Помпеи»

- знаменитая историческая картина Карла Брюллова. Она написана в 1833 году в Италии. Около трёх лет мастер работал над ней, что достаточно быстро для такого большого сложного произведения. Картина «Последний день Помпеи» рассказывает об истории, которая произошла в 79 году нашей эры, когда в результате извержения вулкана Везувия погиб античный город Помпеи. Он был засыпан пеплом и забыт на многие-многие века.

Когда Брюллов окончил учёбу в Петербурге, в Академии художеств, и поехал в Италию, чтобы там дальше работать, он попал на раскопки. Художник зарисовывал найденные археологами красивые вещи, скульптуры и архитектуру. Так Брюллов прикоснулся к истории. Полученный опыт и вдохновил его на создание картины «Последний день Помпеи», крупной и сложной художественной композиции.

Источник: https://www.spb-guide.ru/kartina-poslednij-den-pompei-karl-bryullov.htm

«Явление Христа народу» ( «Явление Месси́и» )   — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размер — 540 × 750 см. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан . В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент» . Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление .

«Явление Христа народу» ( «Явление Месси́и» )

  — гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размер — 540 × 750 см. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан . В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент» . Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление .

Ты, светлый житель будущих веков, Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов, Забытых незаслуженно, но прочно. И будешь ты, как шут, одет на вкус Моей эпохи фрачной и сюртучной. Облокотись. Прислушайся.  Как звучно былое время — раковина муз. В. В. Набоков

Ты, светлый житель будущих веков,

Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов,

Забытых незаслуженно, но прочно.

И будешь ты, как шут, одет на вкус

Моей эпохи фрачной и сюртучной.

Облокотись. Прислушайся.

Как звучно былое время — раковина муз.

В. В. Набоков

Домашнее задание а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (по рядам). б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу».

Домашнее задание

  • а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (по рядам).
  • б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!