Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.
Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков
Читательская анкета
- Любите ли вы читать? С какой целью вы читаете книги? а) Познаю мир и себя в нём; б) хочу быть эрудированной личностью; в) хочу хорошо учиться; г) хочу развлечься.
2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».
3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?
4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?
5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе: «…каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».
6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.
7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение? а) Научная фантастика и фэнтези; б) произведения о современниках; в) произведения о дружбе и любви; г) развлекательная литература; д) произведения о природе; ж) приключения и детективы; к) исторические произведения; л) другие произведения.
8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.
9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х. Л. Борхеса о том, что «книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.
«Микрофон»
- Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»? В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики? Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?
- Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
- В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
- Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?
Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.
Период
Описание
Конец 1790-х — 1800-е гг.
Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы»
1810-е гг.
Н. М. Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)
Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией
1820–1830-е гг.
В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литератур- ном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова
Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь
Творческая работа
- «Историки» — рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в.
- «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.
- «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.
- «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.
Работа в парах
Рассмотрите репродукции картин «Последний день Помпеи» К. Брюллова и «Явление Христа народу» А. Иванова и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.
«Последний день Помпеи»
- знаменитая историческая картина Карла Брюллова. Она написана в 1833 году в Италии. Около трёх лет мастер работал над ней, что достаточно быстро для такого большого сложного произведения. Картина «Последний день Помпеи» рассказывает об истории, которая произошла в 79 году нашей эры, когда в результате извержения вулкана Везувия погиб античный город Помпеи. Он был засыпан пеплом и забыт на многие-многие века.
Когда Брюллов окончил учёбу в Петербурге, в Академии художеств, и поехал в Италию, чтобы там дальше работать, он попал на раскопки. Художник зарисовывал найденные археологами красивые вещи, скульптуры и архитектуру. Так Брюллов прикоснулся к истории. Полученный опыт и вдохновил его на создание картины «Последний день Помпеи», крупной и сложной художественной композиции.
Источник: https://www.spb-guide.ru/kartina-poslednij-den-pompei-karl-bryullov.htm
«Явление Христа народу» ( «Явление Месси́и» )
— гигантская по размерам картина русского художника Александра Ива́нова (1806—1858), написанная в 1837—1857 годах. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 8016). Размер — 540 × 750 см. Сюжет полотна связан с событием, описанным в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан . В центре композиции находится фигура Иоанна Крестителя (Предтечи), указывающего на приближающегося Христа. Называя этот сюжет «всемирным», в полотне Иванов стремился показать человечество «в решающий, определяющий его судьбу момент» . Содержание картины раскрывается не через образ Христа, а через реакцию людей на его появление .
Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков
Домашнее задание
- а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (по рядам).
- б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу».