СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе .Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок –исследование нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе .Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».»


Технологическая карта урока литературы в 6 классе

Данные об учителе: Коваль Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Предмет: литература Класс: 6 Учебник: УМК «Просвещение», В.Я. Коровина . Литература в 2- х частях

Тема урока: Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок».

Тип урока: урок –исследование нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный иллюстративный материал, презентация, портрет.

Цель: познакомить с особенностями выражения темы стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».

Задачи:1.Продолжить формирование умения анализировать лирическое произведение.

2.Выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».

3.Выявить языковые средства, используемые поэтом для создания образа лирического героя.

4. Рассмотреть образную систему стихотворения.5. Способствовать развитию ассоциативного мышления;6.Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

выявление основных принципов построения стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»; повторение основных терминов и понятий, связанные с анализом лирического произведения :тема, образ, композиция, антитеза, аллегория, эпитет ; учиться анализировать текстовый материал и работать с раздаточным и иллюстративным материалом; Метапредметные:

а) формировать регулятивные УУД:

осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать то, что уже усвоено, правильность выполнения учебной задачи;

б) формировать познавательные УУД:

уметь определять понятия, создавать обобщения; уметь работать с учебником;

в) формировать коммуникативные УУД.

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей;

Личностные: приходить к общему решению; сотрудничать с одноклассниками; анализировать, делать выводы; объективно оценивать свои результаты.


Эпиграф к уроку:

Чем ты несчастлив? —
        Скажут мне люди.
        Тем я несчастлив,
Добрые люди, что звезды и небо —
Звезды и небо! — а я человек!..

М.Ю.Лермонтов





п/п

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Вид и форма контроля

1.

Орг.момент .

Этап мотивации

4 мин

а) Приветствует учащихся:

- Здравствуйте уважаемые гости! Доброе утро, юные ценители литературы! Рада встрече с вами!

(Чувствую вашу заботу обо мне-вы подготовили «домики» с вашими именами-СПАСИБО!)

Приветствуют учителя.

Занимают свои места.



Беседа




б) Установка с последующей рефлексией в конце урока:

«Представим, что 30 минут занятия ваши глаза и голова будут работать , как фотоаппарат или камера. Всё, что вы услышите, увидите или почувствуете ,записываем на свои «фотокамеры». Ведь сегодняшний урок -это неповторимый миг нашей жизни!






Мысленно «включают свои фотокамеры»














Внутренний уровень:

Повышается уровень осознанности, улучшается внимание, память, гармонизируется работа обоих полушарий.

в) (Слайд1) А теперь настраиваемся на плодотворное сотрудничество и включаемся в работу. Читает с 15 сек.

«Слово — звезда» М.М.Пришвина

В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной».   

Задумчиво, как будто эхо повторяет слова: «Человека нет, а слово осталось…»

-Сегодня мы с вами сможем ощутить на себе, увидеть «свет угасшей звезды» и услышать такое Слово, которое осталось и совершило свой путь из поколения в поколение. Мы продолжим знакомство с художественным миром поэзии Лермонтова.(Слайд 2)

Слушают текст «Слово звезда» М.М.Пришвина на фоне видеоролика (осенний пейзаж с листком, дождь)







Включение в общее действие.

Договор о сотрудничестве.

Повышение эмоционального настроя.

2.

Формулирование темы урока.

Этап актуализации знаний и фиксирования затруднения в пробном действии.

3 мин

Вызывает одного ученика, даёт ему в руки охапку листьев и спрашивает:

-Скажи, пожалуйста, (не считая), одним словом, сколько листьев у тебя в руках?

-А теперь представим, что подул ветер, почти все листья разлетелись (оставить в руках один дубовый листочек).

-Сколько у тебя осталось?

-А кто ещё может быть один, как этот листок? (Слайд 3)

-Какое чувство он испытывает при этом?

-А на литературе мы можем с вами об этом поговорить? Почему? Ваши предположения?




-А как писали? Все одинаково?

-Как называется эта «разность», непохожесть? Подберём синоним.

Итак, мы подошли к теме нашего урока: Какую тему урока запишем?

(Слайд 4)





Вспомните стихотворение, которое вы изучали на предыдущем уроке.

Объясните, как вы понимаете ощущения лирического героя этого стихотворения? С кем он себя сравнивает?

Есть ли какая-то в этом особенность?




-Много.





-Один.

-Животные..люди…


-Одиночество. Изгнанничество.

-Да, конечно…

-Поэты-тоже люди, может, испытывали в жизни такое чувство, а потом писали о нём…


-Нет, по –разному..

-Особенность.



«Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»»

Записывают число и тему в тетрадь.


-«Тучи»



-с тучками небесными, вечными странниками , изгнанниками

???(затруднение)

Фронтальный опрос































3.

Этап постановки учебной задачи-составление плана действий для решения проблемы и её решение.

2 мин


-Вижу, что вы пока затрудняетесь ответить?

А что нам в этом поможет? Что нужно сделать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?


-повторить изобразительно-выразительные средства, потом прочитать стих-ие и посмотреть, какие и с какой целью использует автор эти средства (или найти их в стихотворении),после чего сможем выявить особенность.

-или одним словом-проанализировать


Фронтальный опрос

4.

Этап реализации построенного проекта.

5 мин


С проговариванием во внешней речи


Для того, чтобы восстановить в памяти средства выразительности предлагаю вам поработать в парах:

-Установите соответствие между терминами и определениями.






-Сверьте свои ответы с ответами на доске. Оцените свою работу.




Читают предложенную схему «Средства выразительности речи» (Приложение №1 на светло-зелёных карточках (по 1 на парте), устанавливают соответствие, поясняя друг другу свой выбор.

-Сверка по эталону, оценивание.

Работа в парах работа

5







Первичное закрепление.

2 мин.


-А теперь послушаем аудиозапись стихотворения «Листок». Попытаемся представить образы, возникающие в нём.

(Слайд 5)


Читают (про себя по учебнику), слушают, представляют себя листком.

Фронтальный опрос.

6.



Включение нового знания в систему знаний и повторение.

5 мин.

Можно ли с первого раза разобраться в стихотворении? Лучше понять поэта? Увидеть художественно-изобразительные средства, которые использовал поэт в этом стихотворении?

Я предлагаю вам побыть исследователями и проанализировать это стихотворение.

(Или по вопросам учебника)



1.Назовите образы стихотворения, противопоставленные друг другу.










2.Какие два мира существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении?



3.Как называется такой приём?

????

Работа в тетрадях: Выпишите (Назовите) слова и словосочетания, содержащие характеристику чинары (1группа) и листка (2 группа)


4.Каковы миры чинары и листка?


-Нет…







Анализируют стихотворение вслед за учителем (отвечают на вопросы)



-Центральный образ стихотворения - гонимый жестокой бурей листок, одинокий скиталец.) Ему противопоставлен образ самодовольной (полной довольства, любования самим собой) чинары, чье существование самодостаточно.

-Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной самодовольной красавицы-чинары.

Антитеза-противопоставление.



-Два мира противопоставлены: мир листка и мир чинары. Листок переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Кому из них вы сочувствуте?



8.

Рефлексия

2мин+2 мин

Пришло время отправить мне краткие голосовые сообщения о том, что записалось на ваши «камеры».

Начать можно словами:


-Я увидел..

-Я услышал..

-Я представил…


Создание «эффекта края урока».

(-Как вы думаете, вашим сверстникам интересно это стихотворение? А давайте посмотрим, как другие ребята, ваши ровесники, восприняли его).


-Благодарю за внимание!!!


Несколько желающих (как срочное фото) отвечают о том, что у них отложилось, как восприняли материал урока).






Прослушивание и просмотр видеоролика с чтением стихотворения «Листок» в стиле рэп.

Индивид.ответы









Весь класс


Домашнее задание.

(распечатано на оранжевых листочках)

Варианты д/з: (на выбор одно задание)

1.Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с листком после встречи с чинарой?»

2.Сделайте иллюстрацию к стихотворению «Листок».

3.Подготовьте устное описание мультфильма по стихотворению «Листок».

Принимают карточки с д/з

Весь класс



:



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!