2.Выделить характерные черты стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок».
3.Выявить языковые средства, используемые поэтом для создания образа лирического героя.
4. Рассмотреть образную систему стихотворения.5. Способствовать развитию ассоциативного мышления;6.Способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля |
1. | Орг.момент . Этап мотивации 4 мин | а) Приветствует учащихся: - Здравствуйте уважаемые гости! Доброе утро, юные ценители литературы! Рада встрече с вами! (Чувствую вашу заботу обо мне-вы подготовили «домики» с вашими именами-СПАСИБО!) | Приветствуют учителя. Занимают свои места. | Беседа |
б) Установка с последующей рефлексией в конце урока: «Представим, что 30 минут занятия ваши глаза и голова будут работать , как фотоаппарат или камера. Всё, что вы услышите, увидите или почувствуете ,записываем на свои «фотокамеры». Ведь сегодняшний урок -это неповторимый миг нашей жизни! | Мысленно «включают свои фотокамеры» | Внутренний уровень: Повышается уровень осознанности, улучшается внимание, память, гармонизируется работа обоих полушарий. |
в) (Слайд1) А теперь настраиваемся на плодотворное сотрудничество и включаемся в работу. Читает с 15 сек. «Слово — звезда» М.М.Пришвина В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ. Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку, на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда, для нас, людей на земле, горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной». Задумчиво, как будто эхо повторяет слова: «Человека нет, а слово осталось…» -Сегодня мы с вами сможем ощутить на себе, увидеть «свет угасшей звезды» и услышать такое Слово, которое осталось и совершило свой путь из поколения в поколение. Мы продолжим знакомство с художественным миром поэзии Лермонтова.(Слайд 2) | Слушают текст «Слово звезда» М.М.Пришвина на фоне видеоролика (осенний пейзаж с листком, дождь) | Включение в общее действие. Договор о сотрудничестве. Повышение эмоционального настроя. |
2. | Формулирование темы урока. Этап актуализации знаний и фиксирования затруднения в пробном действии. 3 мин | Вызывает одного ученика, даёт ему в руки охапку листьев и спрашивает: -Скажи, пожалуйста, (не считая), одним словом, сколько листьев у тебя в руках? -А теперь представим, что подул ветер, почти все листья разлетелись (оставить в руках один дубовый листочек). -Сколько у тебя осталось? -А кто ещё может быть один, как этот листок? (Слайд 3) -Какое чувство он испытывает при этом? -А на литературе мы можем с вами об этом поговорить? Почему? Ваши предположения? -А как писали? Все одинаково? -Как называется эта «разность», непохожесть? Подберём синоним. Итак, мы подошли к теме нашего урока: Какую тему урока запишем? (Слайд 4) Вспомните стихотворение, которое вы изучали на предыдущем уроке. Объясните, как вы понимаете ощущения лирического героя этого стихотворения? С кем он себя сравнивает? Есть ли какая-то в этом особенность? | -Много. -Один. -Животные..люди… -Одиночество. Изгнанничество. -Да, конечно… -Поэты-тоже люди, может, испытывали в жизни такое чувство, а потом писали о нём… -Нет, по –разному.. -Особенность. «Особенности выражения темы одиночества в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»» Записывают число и тему в тетрадь. -«Тучи» -с тучками небесными, вечными странниками , изгнанниками ???(затруднение) | Фронтальный опрос |
3. | Этап постановки учебной задачи-составление плана действий для решения проблемы и её решение. 2 мин | -Вижу, что вы пока затрудняетесь ответить? А что нам в этом поможет? Что нужно сделать на уроке, чтобы ответить на этот вопрос? | -повторить изобразительно-выразительные средства, потом прочитать стих-ие и посмотреть, какие и с какой целью использует автор эти средства (или найти их в стихотворении),после чего сможем выявить особенность. -или одним словом-проанализировать | Фронтальный опрос |
4. | Этап реализации построенного проекта. 5 мин С проговариванием во внешней речи | Для того, чтобы восстановить в памяти средства выразительности предлагаю вам поработать в парах: -Установите соответствие между терминами и определениями. -Сверьте свои ответы с ответами на доске. Оцените свою работу.
| Читают предложенную схему «Средства выразительности речи» (Приложение №1 на светло-зелёных карточках (по 1 на парте), устанавливают соответствие, поясняя друг другу свой выбор. -Сверка по эталону, оценивание. | Работа в парах работа |
5 | Первичное закрепление. 2 мин. | -А теперь послушаем аудиозапись стихотворения «Листок». Попытаемся представить образы, возникающие в нём. (Слайд 5) | Читают (про себя по учебнику), слушают, представляют себя листком. | Фронтальный опрос. |
6. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. 5 мин. | Можно ли с первого раза разобраться в стихотворении? Лучше понять поэта? Увидеть художественно-изобразительные средства, которые использовал поэт в этом стихотворении? Я предлагаю вам побыть исследователями и проанализировать это стихотворение. (Или по вопросам учебника)
1.Назовите образы стихотворения, противопоставленные друг другу.
2.Какие два мира существования, два мира противопоставлены в этом стихотворении?
3.Как называется такой приём? ???? Работа в тетрадях: Выпишите (Назовите) слова и словосочетания, содержащие характеристику чинары (1группа) и листка (2 группа) 4.Каковы миры чинары и листка? | -Нет… Анализируют стихотворение вслед за учителем (отвечают на вопросы) -Центральный образ стихотворения - гонимый жестокой бурей листок, одинокий скиталец.) Ему противопоставлен образ самодовольной (полной довольства, любования самим собой) чинары, чье существование самодостаточно. -Мир одинокого бесприютного скитальца-листка и спокойной самодовольной красавицы-чинары. Антитеза-противопоставление.
-Два мира противопоставлены: мир листка и мир чинары. Листок переживает враждебность окружающего мира: он засох от зноя, увял от холода. Кому из них вы сочувствуте? | |
8. | Рефлексия 2мин+2 мин | Пришло время отправить мне краткие голосовые сообщения о том, что записалось на ваши «камеры». Начать можно словами: -Я увидел.. -Я услышал.. -Я представил… Создание «эффекта края урока». (-Как вы думаете, вашим сверстникам интересно это стихотворение? А давайте посмотрим, как другие ребята, ваши ровесники, восприняли его). -Благодарю за внимание!!! | Несколько желающих (как срочное фото) отвечают о том, что у них отложилось, как восприняли материал урока). Прослушивание и просмотр видеоролика с чтением стихотворения «Листок» в стиле рэп. | Индивид.ответы Весь класс |
| Домашнее задание. (распечатано на оранжевых листочках) | Варианты д/з: (на выбор одно задание) 1.Напишите миниатюру на тему: «Что произошло с листком после встречи с чинарой?» 2.Сделайте иллюстрацию к стихотворению «Листок». 3.Подготовьте устное описание мультфильма по стихотворению «Листок». | Принимают карточки с д/з | Весь класс |