СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц": путешествие по планетам.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Спаренный урок по литературе в 7 классе, на котором учащиеся знакомятся с главным герем сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц", путешествуют по планетам. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц": путешествие по планетам.»

Урок № 63 – 64. А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц». Появление главного

героя. Образ рассказчика.

Образы взрослых в повести-сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

(Путешествие по разным планетам).


Цель: развивать аналитическое мышление, внимание, воображение, связную речь;

познакомить с личностью А. де Сент-Экзюпери, дать понятие о философской сказке-притче, учить анализировать содержание прочитанного, понимать смысл мудрых изречений, характеризовать главного героя, формировать умение давать оценку поступкам героев, совершенствовать навык работы с текстом;

воспитывать общечеловеческие нравственные качества.

Тип: «открытие» нового знания.

Оборудование: текст повести (Зарубежная литература для школьников / Сост. Н. Л. Владченко – Донецк, 1996, т. 2), презентация «Маленький принц», РМ (изображение Маленького принца).


Сценарий урока

I. Огрмомент.


II. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя. Слайд 1

Нарисуй мне барашка

Лёгким взмахом руки,

В светло-серых кудряшках

Пусть играют лучи.

Пусть живёт не в коробке -

На зелёном лугу,

И чтоб домиком бровки!

Я его полюблю.

Буду с нашим барашком

Я рассветы встречать,

И медовую кашку

Помогать собирать.

Буду петь ему тихо,

Если вдруг он уснёт,

Милый, что тебе стоит?

Нарисуй, пусть живёт!!!

- Кто и к кому обратился с такой просьбой?

Музыка, которую вы слышали – канцона Франческо Милана (итальянского композитора XVI века), более известная нам как песня Бориса Гребенщикова «Мой город золотой». Начинается эта песня словами «Под небом голубым…». С небом была связана жизнь французского писателя…. Антуана де Сент-Экзюпери, который и написал сказку-притчу… «Маленький принц». Тема. Слайд 2



III. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

- Вам понравилась книга? Чем?

- Назовите главных героев.

Обратите внимание на слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: все станет по-другому...». Перед нами необычное произведение – сказка-притча.

- Что такое сказка? А притча?

- Как совмещаются вместе эти два жанра?

Сказка–притча – это вымышленный рассказ, который несет в себе поучение.


IV. Работа над темой урока.

1. Слово учителя об А. де Сент-Экзюпери.

Необычна судьба этого французского писателя. Родом он из богатой дворянской семьи. Это был удивительный человек, с 12 лет (именно тогда он первый раз поднялся в небо) грезившей о небе. Жил он не на Земле, он жил на Планете Людей, ощущая себя частицей огромной Вселенной и неся ответственность за всѐ, что происходит в мире.

Он был лѐтчиком. 6500 часов провѐл Антуан Сент-Экзюпери в самолѐтах - 10 месяцев дневного и ночного полѐта, жизни в небе. Он говорил: «Я из моего детства. Я пришѐл из детства, как из страны».

В Африке Сент-Экзюпери 14 раз спасал друзей, потерпевших аварию над пустыней и захваченных в плен дикими племенами. Сент-Экзюпери потерпел в жизни 15 аварий. Первая произошла во время народного гулянья в Версале, когда он проделывал головоломные трюки. Машина начала разваливаться в воздухе. «Мне-то крышка, но не падать же на праздничную толпу», — успел подумать он и нашѐл в себе и в самолете силы дотянуть до места, где в случае катастрофы пострадал бы он один. В Нью-Йорке, куда Экзюпери приехал после оккупации фашистами Франции, он ночью поднимался от письменного стола, где лежали страницы «Маленького принца», подходил к окну и отсюда, с 15-го этажа, один за другим пускал игрушечные бумажные вертолеты. Иногда их подхватывал ветер и уносил вверх, к звѐздам.

Собственно, вся его жизнь протекала как один долгий-долгий полѐт из старого замка Сен-Морис с круглыми башнями, где он жил ребѐнком, к той маленькой звѐздочке, астероиду Б-612, где родился созданный его воображением Маленький принц.

Свой последний полет летчик совершил 31 июля 1944 года, за 2 недели до освобождения Франции от фашистов. Экзюпери погиб, выполняя боевое задание: производил разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях. Долгое время считался пропавшим без вести. Только в 1998 году в море близ Марселя рыбак обнаружил браслет писателя. В 2008 году немецкий летчик Хорст Рипперт заявил о том, что это именно он на своём истребителе «Мессершмитт» сбил Экзюпери. Сейчас поднятые обломки самолёта Экзюпери находятся в Музее авиации и космонавтики в Ле-Бурже.

2. Работа над образом главного героя.

- Прокомментируйте, чей это рисунок. Слайд 3

- Почему делает такой вывод: по щелчку взрослые никогда ничего не понимают? (взрослые не имеют воображения)

- Почему сказка посвящена другу автора, когда он был маленьким? (взрослые забыли, что когда-то были детьми)

- Как рассказчик познакомился с Маленьким принцем? Слайд 4

Дополнение: в 1935 г. Экзюпери решил поставить рекорд на собственном самолете в перелете из Парижа в Сайгон (Вьетнам), но потерпел аварию в Ливийской пустыне. Через три дня он и его механик, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами (кочевниками).

- На какой планете жил Маленький принц? (астероид Б-612)

Планета Маленького принца была очень маленькой. На ней росли травы полезные и вредные. Но также почва планеты была заражена зловредными семенами.

- Какими? Слайд 5

- Почему семена баобабов очень вредны для планеты маленького принца? По щелчку

- Найдите в тексте, какое правило установил Маленький принц? Гл. 5 (483) по щелчку

Рассказ о баобабах метафоричен. Экзюпери говорит нам о том, что, если вовремя не распознать в себе ростки дурного, за это потом можно дорого поплатиться. А чтобы нести в себе только свет и добро, душа обязана трудиться.

- Чем любил заниматься Маленький принц на своей планете? (любоваться закатом) Гл. 6

- На основании гл. 6 докажите, что планета Маленького принца очень мала. (чтобы увидеть закат, нужно передвинуть стул на несколько шагов) Слайд 6

- Почему печальна и одинока была жизнь Маленького принца?

- Что нужно было Маленькому принцу для счастья? (Любовь, быть кому-то нужным). Слайд 7

3. Физпауза. Разминка.

4. Продолжение работы над образом главного героя.

- Однажды на планете Маленького принца появилась гостья. Какая? Слайд 8

Дополнительно: Консуэло – жена Экзюпери. Он влюбился в нее с первого взгляда. Она временами была порывистой и эксцентричной, требовала к себе внимания, а временами – ласковой и нежной. Он не мог жить с Консуэло (супруги жили раздельно), но и не мог оставить – боялся, что без него она погибнет, словно прекрасная роза без Маленького принца. Даже умирая в пустыне, Экзюпери думал о том, что Консуэло нужна его защита.

  • Появление розы. Гл. 8 (488-489): «Но кустик быстро перестал…»

- Какими качествами она обладала? (капризна, горда, требовала внимания и заботы, обидчива)

- Как Маленький принц заботился о розе? Слайд 9

- Найдите в гл. 8 две мудрые мысли Маленького принца (Глупо лгать, когда тебя так легко уличить. Надо судить не по словам, а по делам). По щелчку каждая мысль

- Как роза относилась к принцу? (любила)

А Маленький принц еще не умеет любить, он не знает, что это такое. А узнает об этом на Земле.

- Почему он решил путешествовать? (поссорился с розой).

5. Составление кластера. (РМ) Слайд 10

- Запишите черты характера Маленького принца. (заботливый, одинокий, ранимый, мечтательный, ответственный, добрый)

- О какой черте характера забыли? «Задав вопрос, никогда не отступался, пока не получит ответ» (любознательный)

6. Работа в группах. Путешествие по планетам.

- Как он путешествовал? (с перелетными птицами) Слайд 11

Перелетные птицы – символ движения и свободы, символ жизни.

- Какие планеты посетил Маленький принц? Слайд 12 (король, честолюбец, пьяница, делец, фонарщик, географ)

- Расскажите о том, кого встретил принц на планете, чем занимался этот герой, что ему нужно было от жизни. Найдите и зачитайте вывод, который делает Маленький принц. Объясните ее смысл. Слайд 13

Группа 11 планета. X гл. Слайд 14 мудрые мысли на каждом слайде – по щелчку + по щелчку пояснение

Королю нужна лишь власть.

Король в каждом видит поданного и не может не издавать каждую минуту приказов. Но он говорит:

«С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной». (494) Маленький принц согласен с ним. «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр». (495)

Вывод: правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них

большего, чем то, на что они способны.

Группа 2 – 2 планета. XI гл. Слайд 15

Честолюбцу – поклонение 

Честолюбец хотел, чтоб его хвалили, воздавали честь, почитали, повторяя, что он лучше всех, наряднее, красивее. Принцу кажется всё это глупым, смешным. «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал». (497)

Вывод: человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, начинает смотреть на

людей как на объекты для осуществления своих планов.

Группа 3 – 3 планета. XII гл. Слайд 16

Пьянице – вино 

Пьяница хотел забыть, что ему совестно пить. Принцу его жаль. «Взрослые – очень, очень странный народ». (498)

Вывод: каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого захочет. Нужно бороться со

своими слабостями, а не потакать им.

Группа 4 – 4 планета. XIII гл. Слайд 17

Дельцу – деньги 

«Деловой человек» занят бессмысленным подсчётом звёзд. Хочет всё превратить в собственность. Принц говорит: «За всю жизнь он ни разу не понюхал цветка. Ни разу не поглядел на звезду. Никогда никого не любил. Никогда ничего не делал». «И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы». (501)

Вывод: если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой и занят только

делом, его жизнь прожита напрасно. Нельзя жить только ради выгоды, не замечая вокруг

прекрасного.

Группа 5 – 5 планета. XIV гл. Слайд 18

И только фонарщик не так нелеп, он занят делом и думает не только о себе.

Но его работа бессмысленна, поэтому Маленький принц не остается и на этой планете. «Он думает не только о себе». (503)

Группа 6 – 6 планета. XV гл. Слайд 19

Ученому (географу)

Учёный, который уткнулся в книги и ничего не видит. «Моя краса и радость недолговечна… и ей нечем защищаться от мира… А я бросил ее». (506)

7. Обобщающая беседа.

Маленький принц не раз повторяет одну фразу: «Взрослые – очень странный народ». Давайте разберемся, почему он так считает.

- Почему Маленький принц не задерживается на этих планетах? (ограниченные люди, их жизнь бессмысленна)

- Какими качествами обладают взрослые? (властолюбие, тщеславие, слабохарактерность, жадность)

- Вспомните, зачем принц отправился путешествовать?

- Хотели бы вы дружить с людьми, обладающими такими качествами?

- Распределите данные ценности на истинные и ложные. Слайд 20

Дружба, богатство, деньги, любовь, понимание, вещи, забота, власть, карьера, умение радоваться жизни, погоня за славой, гармония с природой. Проверка по щелчку

- Что очень часто является ценностью для взрослых?

- Так почему же Маленький принц говорит, что взрослые – странный народ?


V. Рефлексия.

Уроки Маленького принца. Слайд 21 – проверка

- Запишите мудрые мысли, которые запомнили в ходе урока.


VII. Проверочная работа (РМ)


VI. Д/З: Слайд 22: дочитать произведение (гл. 19-27);

выписать мудрые мысли героев на планете Земля, указав, кто их произносит;

подготовиться к КР (Сервантес, О. Генри, Сент-Экзюпери)























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!