Урок литературы в 7-м классе "Поиск счастья героями "Алых парусов" А. Грина.
Цель: Обобщить сведения об основных образах «Алых парусов», попытаться разобраться в нравственной проблематике произведения, продолжать воспитывать в учащихся доброе отношение к людям, к окружающему миру, развивать речь, способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.
Планируемые результаты.
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные: умение выбирать смысловые единицы текста; выражение структуры задачи разными средствами; выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока; оценка достигнутого результата.
Коммуникативные: проявление уважительного отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; проявление готовности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям; нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; доброжелательное отношение к людям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.
Оформление: На доске – портрет А. Грина, иллюстрации по книге, афоризмы о счастье, эпиграф: Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.
В. Кетлинская
Запись на доске:
Что такое счастье?
Как его достичь?
Как передать ощущение счастья?
Ход урока
Звучит песня Ю.Антонова «Поверь в мечту».
Учитель:
Сформулируйте тему урока, используя текст песни.
Учитель: У нас с вами сегодня очень серьёзный разговор – разговор о счастье. Попытаемся ответить на вопросы, что записаны на доске.
О счастье рассуждали многие философы, поэты, писатели. Нет такого человека, который не мечтал бы стать счастливым, не задумывался бы о том, что такое счастье, как его достичь.
Мы часто говорим: «Я счастлив» или «я несчастлив».
Вот как объясняется это слово в словаре:
Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.
– А что вы вкладываете в эти слова? Что для вас значит – быть счастливым (ответы детей)
– А действительно ли добиться мечты – это значит стать счастливым?
Учитель:
О мечте, о счастье и произведение, с которым мы с вами познакомились – «Алые паруса». Автор его – А. Грин – человек, который умел мечтать и стремился осуществить свою мечту.
– Докажите. (ответы детей, связанные со знанием биографии автора)
– А в чём заключалось счастье для героев Грина? (Ответы детей).
– Как можно назвать таких людей, как Грин, его герои? (Ответы детей).
–Грей сделал Ассоль счастливой. А только ли её? (Ответы детей).
– Почему же и себя? (Ответы детей).
– А действительно ли добиться мечты – это значит стать счастливым?
Работа с книгой.
Учитель: Перечитаем эпизод, когда Грей готовится к тому, что задумал ради Ассоль.
–Грин не пишет слово «счастлив», но заменяет его другими словами. Какими?
Учитель: Сделаем вывод: стать счастливым можно, сделав счастливым другого человека. Добиться мечты можно, осуществив мечту другого человека.
Обратимся к последней главе. В этой главе Грей говорит очень важные слова (смотрим фрагмент из кинофильма ).
Учитель: Послушайте слова разных людей, которые во многом перекликаются с тем, о чём мы с вами сегодня говорим (учащиеся зачитывают или говорят наизусть высказывания известных людей о счастье (опережающее домашнее задание)
Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).
Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).
Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).
Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).
Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).
Учитель:
Сам Грин говорил : «Человек летает, потому что способен летать».
– Объясните это высказывание.
–Запишем эти слова в тетради. Они стоят того, чтобы их знать.
–Попытайтесь сами сформулировать свои мысли о счастье 1 предложением.
Учитель:
Послушайте, как сказал о Грине поэт В. Саянов : «Он жил среди нас, этот сказочник странный, создавший страну, где на берег туманный с прославленных бригов бегут на заре высокие люди с улыбкой обманной, с глазами, как отсвет морей в янтаре, с великою злобой, великой любовью, с солёной, как море, бунтующей кровью, с извечной, как солнце, мечтой о добре».
Ещё очень хорошие слова о А. Грине сказал К. Паустовский: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».
Таким образом, мы ещё раз убедились, что многие умные люди верят, что стать счастливым можно тогда, когда никто рядом не страдает, когда ты думаешь не только о себе, но и о других. И счастье, что на земле были, есть и будут такие люди, которые мечтают не только о своём счастье, но и о счастье других. Вспомним Л.Н. Толстого, его мечту, которая появилась у него ещё в детстве, мечта найти волшебную зелёную палочку, с помощью которой можно было бы всех осчастливить, сделать лучше, чище.
Мы попытались ответить на два проблемных вопроса. Остаётся ещё один: Как передать ощущение счастья?
Словами (подготовленные учащиеся зачитывают строки из художественных произведений).
– А ещё?
(Учащиеся вспоминают и называют произведения, где ощущение счастья связано с музыкой, называют картины, передающие это чувство).
(Звучит музыка)
Учитель:
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…
Надеюсь, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас зря. Помните, что и от вас зависит счастье других людей, старайтесь, если это в ваших силах, радовать ваших родных, знакомых, да и незнакомых вам людей.