СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7-м классе "Поиск счастья героями Алых парусов" А. Грина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7-м классе "Поиск счастья героями Алых парусов" А. Грина»

Урок литературы в 7-м классе "Поиск счастья героями "Алых парусов" А. Грина.

Цель: Обобщить сведения об основных образах «Алых парусов», попытаться разобраться в нравственной проблематике произведения, продолжать воспитывать в учащихся доброе отношение к людям, к окружающему миру, развивать речь, способствовать развитию интереса к творчеству А. Грина.

Планируемые результаты.
Предметные:
Метапредметные:
Познавательные:
умение выбирать смысловые единицы текста; выражение структуры задачи разными средствами; выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: овладение способностью понимать учебные задачи урока; оценка достигнутого результата.
Коммуникативные: проявление уважительного отношение к партнерам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; проявление готовности вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: формирование собственного отношения к феерии А. Грина «Алые паруса» её героям; нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; доброжелательное отношение к людям; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы.

Оформление: На доске – портрет А. Грина, иллюстрации по книге, афоризмы о счастье, эпиграф: Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.

В. Кетлинская

Запись на доске:

Что такое счастье?

Как его достичь?

Как передать ощущение счастья?

Ход урока

Звучит песня Ю.Антонова «Поверь в мечту».

Учитель:

Сформулируйте тему урока, используя текст песни. 

Учитель: У нас с вами сегодня очень серьёзный разговор – разговор о счастье. Попытаемся ответить на вопросы, что записаны на доске.

О счастье рассуждали многие философы, поэты, писатели. Нет такого человека, который не мечтал бы стать счастливым, не задумывался бы о том, что такое счастье, как его достичь.

Мы часто говорим: «Я счастлив» или «я несчастлив».

Вот как объясняется это слово в словаре:

Счастье – 1. Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. 2. Успех, удача.

– А что вы вкладываете в эти слова? Что для вас значит – быть счастливым (ответы детей)

– А действительно ли добиться мечты – это значит стать счастливым?

Учитель:

О мечте, о счастье и произведение, с которым мы с вами познакомились – «Алые паруса». Автор его – А. Грин – человек, который умел мечтать и стремился осуществить свою мечту.

– Докажите. (ответы детей, связанные со знанием биографии автора)

– А в чём заключалось счастье для героев Грина? (Ответы детей).

– Как можно назвать таких людей, как Грин, его герои? (Ответы детей).

–Грей сделал Ассоль счастливой. А только ли её? (Ответы детей).

– Почему же и себя? (Ответы детей).

– А действительно ли добиться мечты – это значит стать счастливым?

Работа с книгой.

Учитель: Перечитаем эпизод, когда Грей готовится к тому, что задумал ради Ассоль.

–Грин не пишет слово «счастлив», но заменяет его другими словами. Какими?

Учитель: Сделаем вывод: стать счастливым можно, сделав счастливым другого человека. Добиться мечты можно, осуществив мечту другого человека.

Обратимся к последней главе. В этой главе Грей говорит очень важные слова (смотрим фрагмент из кинофильма ).

Учитель: Послушайте слова разных людей, которые во многом перекликаются с тем, о чём мы с вами сегодня говорим (учащиеся зачитывают или говорят наизусть высказывания известных людей о счастье (опережающее домашнее задание)

    Счастливы чистые сердцем, – они увидят Бога. (Евангелие от Матфея, “Нагорная проповедь”).

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. (Л.Н. Толстой).

Немногие из нас могут вынести счастье – разумею, счастье ближнего. (Марк Твен).

Самый счастливый человек тот, кто даёт счастье наибольшему числу людей. (Д. Дидро).

Чтобы быть вполне счастливым, недостаточно обладать счастьем, надо ещё заслуживать его.(В. Гюго).

Учитель:

Сам Грин говорил : «Человек летает, потому что способен летать».

– Объясните это высказывание.

–Запишем эти слова в тетради. Они стоят того, чтобы их знать.

–Попытайтесь сами сформулировать свои мысли о счастье 1 предложением.

Учитель:

Послушайте, как сказал о Грине поэт В. Саянов : «Он жил среди нас, этот сказочник странный, создавший страну, где на берег туманный с прославленных бригов бегут на заре высокие люди с улыбкой обманной, с глазами, как отсвет морей в янтаре, с великою злобой, великой любовью, с солёной, как море, бунтующей кровью, с извечной, как солнце, мечтой о добре».

Ещё очень хорошие слова о А. Грине сказал К. Паустовский: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить».

Таким образом, мы ещё раз убедились, что многие умные люди верят, что стать счастливым можно тогда, когда никто рядом не страдает, когда ты думаешь не только о себе, но и о других. И счастье, что на земле были, есть и будут такие люди, которые мечтают не только о своём счастье, но и о счастье других. Вспомним Л.Н. Толстого, его мечту, которая появилась у него ещё в детстве, мечта найти волшебную зелёную палочку, с помощью которой можно было бы всех осчастливить, сделать лучше, чище.

Мы попытались ответить на два проблемных вопроса. Остаётся ещё один: Как передать ощущение счастья?

Словами (подготовленные учащиеся зачитывают строки из художественных произведений).

– А ещё?

(Учащиеся вспоминают и называют произведения, где ощущение счастья связано с музыкой, называют картины, передающие это чувство).

(Звучит музыка)

Учитель:

Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.
С друзьями легче море переплыть
И соль морскую есть, что нам досталась.
И без любви на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус…



Надеюсь, что наш сегодняшний урок не прошёл для вас зря. Помните, что и от вас зависит счастье других людей, старайтесь, если это в ваших силах, радовать ваших родных, знакомых, да и незнакомых вам людей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!