6.04.2020
1 урок
Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Особенности авторского повествования.
Прочитайте эпиграф к уроку
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале-
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?
2. Ответьте на вопросы
- Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека? Как эти вопросы связаны с темой нашего урока?
3. Познакомьтесь со страницами жизни писателя.
https://youtu.be/BcoVxCDpfMw
Ответьте на вопросы:
Как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?
- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?
- А весь ли рассказ ведётся от первого лица?
- Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?
- Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.
Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?
- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова? Запишите в тетради.
Довоенная жизнь
Уход на фронт и прощание с семьёй
Плен
Гибель семьи
Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном
- Как жил до войны наш герой? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом
– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?
- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.
- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)
- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.
- Как ведёт себя герой?
- Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? ( в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)
- Какая позиция ближе всего Соколову?
( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)
-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? -Почему Соколов решается на побег?
- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?
-С какой целью ввёл Шолохов описание плена?
- Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?
- За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?
- Сергей Бондарчук по этому рассказу снял одноименный фильм. Просмотрите фрагмент из этого фильма «Поединок Мюллера и Соколова»
https://youtu.be/CTdelOwyH1w
- В чём символическое значение этого эпизода?
- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?
- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?
- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?
- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
- Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?
- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)
Просмотрите отрывок из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой.
https://www.youtube.com/watch?v=kNiJ8MFYt-Q
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3398897443989532788&text=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DkNiJ8MFYt-Q&path=wizard&parent-reqid=1586031209594987-352192327455731076600154-production-app-host-man-web-yp-37&redircnt=1586031235.1
-Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?
- Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?
- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)
- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).
16) Смысл названия рассказа
- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)
-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.
Домашнее задание
Творческое задание: продолжите одно из предложений:
Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….
Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…
Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…