СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "М.А.Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Особенности авторского повествования"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект урока предназначен для самостоятельной работы учащихся при дистанционном обучении.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "М.А.Шолохов. Рассказ "Судьба человека". Смысл названия рассказа. Особенности авторского повествования"»

6.04.2020

1 урок

Тема: М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Особенности авторского повествования.

  1. Прочитайте эпиграф к уроку

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

2. Ответьте на вопросы

- Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека? Как эти вопросы связаны с темой нашего урока?

3. Познакомьтесь со страницами жизни писателя.

https://youtu.be/BcoVxCDpfMw



Ответьте на вопросы:

Как вы считаете, чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей?

- От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

- А весь ли рассказ ведётся от первого лица?

- Что мы можем сказать о композиции этого произведения? Для чего это нужно было автору?

- Автор пользуется особым композиционным приёмом (кольцевая композиция) – рассказ в рассказе. Он начинается со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с этими людьми. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя. Это позволяет познакомиться с исповедью А.Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный.

Докажите, что по биографии героя можно проследить основные этапы пути, пройденного всей страной. В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные этапы судьбы А.Соколова?

- На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова? Запишите в тетради.

  • Довоенная жизнь

  • Уход на фронт и прощание с семьёй

  • Плен

  • Гибель семьи

  • Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном

- Как жил до войны наш герой? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом

– Испытания войны. Какое из них самое главное? Почему?

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- Какое изобразительное средство использовал здесь автор и почему? (градация – для создания особого эмоционального накала в передаче переживаний героя – и тех, которые он испытывает сейчас, и тех, которые были в прошлом, и тех, которые до конца жизни будут сопутствовать ему)

- Что происходит с Андреем Соколовым на фронте? Как Соколов попал в плен? Найдите в тексте этот эпизод.

- Как ведёт себя герой?

- Давайте обратимся к сцене в церкви. Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене? Солдат- христианин, взводный доктор, Крыжнёв? ( в эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают разные жизненные позиции.)

- Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? -Почему Соколов решается на побег?

- Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?

-С какой целью ввёл Шолохов описание плена?

- Какие испытания выпали на долю солдата Соколова в плену?

- За что его вызывают к коменданту лагеря Мюллеру?

- Сергей Бондарчук по этому рассказу снял одноименный фильм. Просмотрите фрагмент из этого фильма «Поединок Мюллера и Соколова»

https://youtu.be/CTdelOwyH1w



- В чём символическое значение этого эпизода?

- О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

- Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой?

- Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

- Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

- Что помогло пережить, вынести всё это? (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Эта фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об Отечественной войне, подчёркивал, что «жертвы, принесённые во имя спасения Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего духа».)

Просмотрите отрывок из кинофильма Сегрея Бондарчука « Судьба человека». Встреча Соколова с Ванюшкой.

https://www.youtube.com/watch?v=kNiJ8MFYt-Q



https://yandex.ru/video/preview/?filmId=3398897443989532788&text=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DkNiJ8MFYt-Q&path=wizard&parent-reqid=1586031209594987-352192327455731076600154-production-app-host-man-web-yp-37&redircnt=1586031235.1





-Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

- Как вы думаете, что ждёт впереди наших героев?

- Назовите словосочетания, которыми автор определяет героев (песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы - человек несгибаемой воли)

- Что подчеркивает Шолохов, называя в последних строчках героя песчинкой?(Андрей Соколов вовсе не предстает былинным богатырем, не является человеком, обладающим сверхъестественными способностями. Он обычный, такой, как все).

16) Смысл названия рассказа

- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение «Судьба человека», а не «Судьба солдата»? (Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского человека, каких миллионы, солдата Андрея Соколова, Шолохов раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщённость, собирательность образа Соколова. Перед нами предстаёт не просто история жизни солдата, а судьба человека , воплотившего в себе типические черты национального русского характера; в самой биографии героя совместились черты, свойственные «не одному какому – либо социальному слою, но – народу. Поэтому и рассказ называется не «Судьба солдата», а «Судьба человека».)

-Судьба А. Соколова – это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы.

  1. Домашнее задание

Творческое задание: продолжите одно из предложений:

  1. Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (….

  2. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(…

  3. Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в(…














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!