СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме "Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке проходит знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения,  формируется умение характеризовать героев литературного произведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме "Печорин как представитель портрета поколения. Загадки образа Печорина."»

Урок 1. Тема урока: Печорин как представитель портрета поколения.  Загадки образа Печорина.

Цель урока: знакомство с Григорием Печориным как главным героем произведения.

Задачи урока:

  • формировать у учащихся умения характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, по отношению к окружающим, по авторской оценке; 

  • помочь учащимся в ходе анализа произведения увидеть незаурядность характера главного героя;

  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: умение ориентироваться в содержании текста, отбирать необходимый текстовый материал, сравнивать, сопоставлять, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

  • воспитывать интерес к духовному миру героев художественной литературы, способствовать нравственному воспитанию, воспитанию интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.

Ход урока

  1. Слово учителя:

«И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец!.. И то и другое будет ложно».

Почему герой романа так говорит о себе? Что дало основание сделать такой вывод?  Кто же он - герой Лермонтова?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к тексту, потому что именно сам автор может дать самый точный ответ на эти вопросы. Обратимся к тексту повести «Бэла». Дома вы составляли план первой главы. Теперь отберем только те эпизоды, которые являются наиболее важными для понимания характера Григория Печорина.

  1. Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

  2.  Печорин и Бэла. (История взаимоотношений до похищения).

  3. Печорин и Бэла. Любовь и смерть героини.

  4. Печорин на фоне других героев повести.

  5. Исповедь Печорина.

  6. Пейзажные зарисовки.

  1. Анализ  художественного текста повестей «Бэла» и «Максим Максимыч»

  • Работа в творческих группах  (индивидуальные  задания для каждой группы)

Класс делится на несколько групп в соответствии с заданием, каждая группа получает задание для текстового исследования определенного эпизода. Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся должны показать хорошее знание текста, привести необходимые цитаты и сделать соответствующий вывод.

  1. группа – Рассказ Максима Максимыча о Печорине.

1.Что является связующим звеном между героем и рассказчиком и что разъединяет Печорина и рассказчика? 

2.  В каких эпизодах черта характера русского человека проявляется у Печорина?  

3. Каково отношение Печорина к Бэле?

4. Каким видит Печорина именно Максим Максимыч?

5. Что в первую очередь удивляет и что все-таки непонятно Максиму Максимычу в самом Печорине?

6. Каким мы видим Печорина в этом эпизоде? Сделайте вывод о главных чертах характера героя.

7. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

2 группа - Печорин и Бэла. (История взаимоотношений двух героев до похищения).

  1. Где и при каких обстоятельствах Печорин впервые увидел Бэлу?

  2.  Какое впечатление произвели они  друг на друга в момент первой встречи?

  3. Каковы последствия подслушанного разговора Казбича и Азамата?

  4. Каким мы видим Печорина в     этом эпизоде? Сделайте вывод о характере героя.

  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

  1. группа - Печорин и Бэла. Любовь в жизни Печорина.

  1. Как  Бэла оказалась в крепости, в которой служил Печорин?

  2. Каким было поведение Бэлы в первые дни после своего похищения?

  3. Каким образом Печорин добивался любви Бэлы?

  4. Почему Бэла все-таки ответила Печорину взаимностью? (обязательно обратите внимание на описание прекрасных  глаз Бэлы, данное Максим Максимычем).

  5. Каким предстает перед читателем Печорин в этих главах? Сделайте вывод о характере героя.

  6. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

  1. группа - Печорин и Бэла. Смерть героини.                                                                                       1. Почему Печорин так быстро охладел к Бэле? Как это проявлялось в его отношениях к девушке? (Процитируйте слова героя)

2.Как Бэла погибла?

3.  Чем можно объяснить поведение Печорина после смерти Бэлы? С какой стороны это его характеризует?

4. Каким показывает Лермонтов своего героя?  Сделайте вывод о характере героя.

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

5 группа – Григорий Печорин в кругу других других героев повести.

  1. Какими предстают перед читателем  Казбич и Азамат? Что можно сказать об особенностях их характера?

  2. Как ведет себя Печорин в конфликте с Казбичем? Как это его характеризует?

  3. Какую роль сыграл Печорин в судьбе Азамата?

  4. Сделайте вывод о характере героя, сравнив его с Казбичем и Азаматом.

  5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

6 группа - Исповедь Печорина. Чтение фрагмента со слов: «Послушайте, Максим Максимыч…»

1.Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.  

2.В чем, по мнению самого Печорина, причина его скуки и разочарования?  

3. Что роднит Печорина с главным героем романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

5. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов для описания образа героя?

 (В своем монологе Печорин словно открывает свой внутренне Я: удовольствия жизни, любовь, чтение – ничто никогда не приносило ему удовлетворения. Однако ему присуща неуемная и ненасытная жажда нового, «воображение беспокойное», «сердце ненасытное». Собираясь в свое дальнее путешествие, он ищет не спокойствия, а «бурь и дурных дорог».)

7 группа - Роль пейзажных зарисовок  в повести.

  1. Выберите наиболее яркие на ваш взгляд  пейзажные зарисовки.

  2. Обратите внимание на то, какие картины природы выбирает М.Ю. Лермонтов для своего описания?

  3. Какова связь созданных автором пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой самого произведения?

(Величавые картины горной природы наполнены лиризмом, ощущением необыкновенной красоты и поэтичности окружающего мира. На фоне полной гармонии, присутствующей  в природе,  ярко оттеняется разлад с жизнью и беспокойство самого Печорина. Кроме того, величественность и мятежность красивых кавказских пейзажей ярко и значимо не только подчеркивают, но и усиливают мятежность лермонтовского героя, его гордый дух.)

8 группа – Образ Григория Печорина в повести «Максим Максимыч»

  1. Перескажите сцену встречи Печорина и Максима Макимыча.

  2. От имени кого ведется повествование в этой части романа?

  3. Каким видит рассказчик Григория Печорина в момент встречи с Максимом Максимычем?

  4. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

  5. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.

  6. Какое впечатление производит Печорин на читателя? 

  1. Обобщение учителя 

В первой и второй повести, начинающей роман, главный герой Печорин предстает человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Характер Печорина остается загадкой, ибо от читателя скрыты мотивы его поступков. В первой повести герой описан через восприятие рассказчика – немолодого штабс-капитана, который в силу целого ряда причин не способен объяснить характера и поступков Печорина. Во второй повести мы видим Печорина глазами совершенно постороннего человека. И у него возникает много вопросов при попытке объяснить некоторые поступки героя.

Мы также сегодня попробовали сами разобраться в характере главного героя.  

Рефлексия

Давайте попробуем выразить свое видение героя в синквейне.

заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Домашнее задание.

  1. Напишите эссе «Первое знакомство с Печориным»

  2. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» - читать





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!