СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе по теме "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке обучающиеся развивают критическое осмысление литературного произведения, формируют информационно-коммуникативную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе по теме "Журнал Печорина как средство самораскрытия характера героя"»

Урок.Тема урокаЖурнал Печорина как средство самораскрытия характера героя.

Цель урока:  определить значимость «Журнала Печорина» для раскрытия внутреннего мира главного героя.

Задачи:

  • Обучать критическому осмыслению (анализ, сопоставление) литературного произведения.

  • Формировать информационно-коммуникативную компетентность учащихся.

  • Воспитывать самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе, культуру общения.

Оборудование: мультимедиа: презентация, отрывки из фильма

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя:

В первых главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан очень противоречивой личностью, человеком, который не умеет сострадать, он привык исполнять только свои желания. Те черты характера, которые мы открыли для себя у Печорина в первых повестях, душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить дружбой и любовью,  делают этот образ малопривлекательным. Однако такая отрицательная оценка этого образа была бы совсем неглубокой и несколько однозначной, если при пристальном внимании не заметить в его образе штрихи грусти, ноты какой-то безысходности. Для того чтобы более полно разобраться в образе Печорина, нужно прежде всего понять его душу, весь его внутренний мир, многие мотивы его поведения и поступков. Разгадать именно эту загадку поможет «Журнал Печорина».

II. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала

  1. Беседа с классом

Прежде чем мы перейдем к анализу следующих повестей произведения давайте еще раз вспомним особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова.

- Назовите главы в сюжетном и хронологическом порядке.

-  Случайно ли отказался М.Ю. Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

Объясняя такую особенность авторского повествования, известный литературовед Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом, характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причем ни одно из отражений, взятое отдельно, не дает исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создает сложный и противоречивый характер героя».

-  Из чьих уст мы узнаем о судьбе главного героя? (в романе представлены три повествователя:  Максим Максимыч в главе «Бэла», странствующий офицер в главе «Максим Максимыч» и сам Печорин.)

- Каким предстает Печорин в оценке Максима Максимыча? Приведите примеры из текста.

- Каким мы видим главного героя в оценке второго рассказчика - странствующего офицера? Приведите примеры из текста.

Таким мы видим главного героя глазами Максима Максимыча и странствующего офицера.

- Понятен ли до конца нам герой после того, как мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

III. Работа с текстом

  1. Слово учителя

Первые две повести, как отмечает сам повествователь, – это путевые записки, не случайно он по этому поводу пишет:  «Я пишу не повесть, а путевые записки». Поэтому главный герой предстает перед читателем со стороны: его представляют нам Максим Максимыч и странствующий офицер.  Но следующие повести - это дневник Печорина - «Журнал Печорина», как названы эти главы в романе. Именно они дают возможность объяснить многие загадки в характере Печорина.

  1. Словарная работа (работа с термином)

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души.

Печорин был совершенно уверен в том, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому он столь открыт в их описаниях.

Из каких частей состоит «Журнал Печорина»? («Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»)  

3Составление характеристики Печорина 

Анализируя повести, составляющие «Журнал Печорина», необходимо рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героя.

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Фаталист»

Положительные качества

Отрицательные качества

Положительные качества

Отрицательные качества

Положительные качества

Отрицательные качества







  • Анализ повести «Тамань»

- Каково содержание этой повести? (краткий пересказ сюжета)

- Каким предстает перед читателем Григорий Печорин в этой части?

-  На что обращает внимание автор, характеризуя своего героя?

- Почему активность героя приносит окружающим его людям несчастье? С каким чувством лермонтовский герой произносит слова: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих?»

- Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Тамань», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Анализ повести «Княжна Мэри»

Многие литературные критики считают, что именно в этой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина. Каково ваше мнение по этому поводу?

- Какое общество на этот раз окружает главного героя? Чем оно отличается от горцев и контрабандистов?

- В чем причина того конфликта, который произошел между светским обществом, представленным в повести, и Печориным?

- Для чего Печорину было необходимо добиться любви княжны Мери, если он никогда не собирался на ней жениться?

- Как это характеризует Печорина?

- Можно ли утверждать, что Печорин все-таки способен на любовь? Докажите свою точку зрения, подтверждая текстом.

Особенно ярко это качество проявляется  в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. (чтение отрывка)

-  Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как характеризуют Печорина его отношения с Вернером и Грушницким?

- Какую особенность характера Печорина мы можем выделить в этой повести?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Княжна Мери», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

  • Обсуждение повести «Фаталист»

-  Что такое фатализм и кто такой фаталист?

- словарная работа

Фатализм - вера в предопределенную, неотвратимую судьбу.  Проблема судьбы, предопределения,  волновала современников Лермонтова.  Печорина также волновала эта проблема. Есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека?

- Какие события, связанные с Печориным, происходят в этой повести?

- Каково отношение к предопределенности в судьбе у Печорина?

- Каким предстает главный герой в этой повести?

- Какие черты характера особенно ярко подчеркивает Лермонтов в своем герое?

- Какие поступки героя подтверждают ваши предположения?

(учащиеся самостоятельно записывают основные качества характера Печорина, проявившиеся в повести «Фаталист», затем идет коллективное обсуждение выдвинутых предположений)

IV. Обобщающая беседа

  1. Работа с составленной таблицей

- Проанализируйте свои наблюдения, сопоставьте с результатами, записанными в таблице, и сделайте вывод: каким предстает перед нами Григорий Печорин в «Журнале»?

2. Анализ художественного текста

- выразительное чтение отрывка  («… зачем я жил? Для какой цели я родился? …»)

Обратите внимание на то, когда и почему герой произносит эти слова, какую особенность характера героя они подчеркивают?

- Почему Печорин не может найти смысла в жизни?
(Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом и заключается его личная  трагедия.)

V. Домашнее задание

1. Составить сообщение по темам:

- Максим Максимыч и Печорин

- Печорин и Грушницкий

- Печорин и Вернер

- Вулич и Печорин









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!