СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения.Тема урока: С. Бабенко. Тюе-Тас.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: С. Бабенко. Тюе-Тас.

Цель  урока: Познакомить с произведением. Расширить знания детей о  творчестве казахстанских писателей.          

Задачи  урока:

1. Формировать навык  выразительного чтения  текста.

2. Воспитывать   чувство прекрасного и другие  морально – этические  качества  личности  учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний;    

Ход урока.

 

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Повторение. Проверка домашнего задания.

 

 

3.

 Сообщение темы и целей урока.

4.

Знакомство с тестом.

 

1)  Вступительное слово учителя

 

Степан Бабенко — казахстанский писатель, родивший­ся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам, к своей малой роди­не, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» - это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой.

 

2) Развитие творческого воображения.

 

Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминаю­щая верблюда. Она и дала название деревне.

Название речки Кутурган можно перевести как «раз­бушевавшаяся», «бешеная».

«Сай» в переводе с казахского означает овраг, бал­ка. Кызылсай — красная балка (в апреле «полыхает тюль­панами»), овраг Амансай назван по имени Аман.

Детям интересно будет узнать, что означают географи­ческие названия и пофантазировать, объясняя то или иное название. Название может помочь понять и узнать прош­лое. Речка Кутурган, видимо, когда-то была многоводной, с быстрым течением, воды ее весной разливались и прино­сили много неудобств и бедствий жителям, обосновавшим­ся на ее берегах,— вот и прозвали ее бешеной. Или дру­гой вариант: как пишет автор, речка когда-то кишела ры­бой, которая играла у самой поверхности воды, и создава­лось впечатление бурного стремительного течения, как в горной реке. Казалось, что река куда-то спешит, чем-то недовольна и лучше к ней не приближаться — собьет с ног н унесет в далекое море. Но прошло время - обмелела речка и стала тихой и спокойной, а название осталось.

Можно предложить детям самим объяснить, как они понимают происхождение названия реки.

Такая    творческая работа полезна втройне: будит фантазию,   пробуж­дает интерес к познанию родных мест, развивает речь.

Аналогичную работу можно провести, высказав свои суждения по поводу названий оврагов.

Логическим завершением работы может стать объяс­нение названий рек, гор, оврагов, водоемов и т. д. своей местности.

 

 

3) Чтение учителем

 

4) Чтение  учащимися.

5.

Работа с текстом

 

Отвечая на вопросы послетекстового задания, учащиеся назовут эпизод, рассказывающий о сенокосе. Можно последовательно выделить из текста картины пей­зажа — краски, звуки, запахи, обратить внимание детей на эпитеты, сравнения, попытаться объяснить, на чем они основаны.

Картины пейзажа.

Краски: «Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.

Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычков пла­мени по всей необъятной степной шири (маки «пламене­ли»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно растет, она сочная, гибкая, еще не вы­сушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудно­го цвета — ни единой желтой травиночки.

Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью ва­сильков и незабудок, среди них — красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабоч­ки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.

Запахи:

Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горькова­тый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать — и никогда не на­дышаться. Это теплый запах родной земли.

Звуки: Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех — песнь жаворонка. А из балки ему вторит пере­пел — четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют ручьи.

 

 

Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгля­делся в окружающий мир и постиг его красоту, прикос­нулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.

Третий вопрос. Отрывок — описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

густая, податливая трава;

пламенеющие от края до края маки;

звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым изумрудно-зеленым полушалком;

пламенно-радостный   оттенок   от множества   долевых

цветов;

лучше   нашей   степи вряд ли что можно   сыскать   на

всей земле.

Вывод: «Тюе-Тас-—детство и юность моя». Эта дере­венька, безбрежная степь «были для нас родным домом» (идея произведения).

 

 

II часть.

Почему каждый год автор ездит в свою деревню?

(Ответ на вопрос найти в тексте).

Как автор описывает заграничные города, реки?

Какой показалась ему речка Кутурган в сравнении со «сказочным Дунаем»? (ответ в тексте).

С каким чувством автор после долгой разлуки встре­тился со своей Родиной? («Сильно-сильно забилось серд­це»).

 

6.

Работа над интонацией и выразительным чтением.

 

 

7.

Итог урока.

 

- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

8.

Домашнее задание.

 

1.Составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

2.Сравнить рассказ «Тюе-Тас» со строчками из сти­хотворения Г. Ладонщикова «Каменка»:

Может быть, красивее,                           Только нет милее,

Может быть счастливее,                        Только нет роднее

Может быть, богаче                                На земле деревни,

Есть края.                                                 Чем Каменка моя!

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения.Тема урока: С. Бабенко. Тюе-Тас.»

Тема урока: С. Бабенко. Тюе-Тас.


Цель урока: Познакомить с произведением. Расширить знания детей о творчестве казахстанских писателей.


Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально – этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.


Тип урока: урок усвоения новых знаний;

Ход урока.


1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Повторение. Проверка домашнего задания.



3.

Сообщение темы и целей урока.

4.

Знакомство с тестом.


1) Вступительное слово учителя


Степан Бабенко — казахстанский писатель, родивший­ся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел сердцем к родным местам, к своей малой роди­не, не устает любоваться степным пейзажем, связанным в его воспоминаниях с босоногим детством.

«Тюе-Тас» - это лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения его красотой.


2) Развитие творческого воображения.


Тюе-Тас в переводе с казахского языка означает буквально «камень-верблюд». Недалеко от аула находится гора, по форме напоминаю­щая верблюда. Она и дала название деревне.

Название речки Кутурган можно перевести как «раз­бушевавшаяся», «бешеная».

«Сай» в переводе с казахского означает овраг, бал­ка. Кызылсай — красная балка (в апреле «полыхает тюль­панами»), овраг Амансай назван по имени Аман.

Детям интересно будет узнать, что означают географи­ческие названия и пофантазировать, объясняя то или иное название. Название может помочь понять и узнать прош­лое. Речка Кутурган, видимо, когда-то была многоводной, с быстрым течением, воды ее весной разливались и прино­сили много неудобств и бедствий жителям, обосновавшим­ся на ее берегах,— вот и прозвали ее бешеной. Или дру­гой вариант: как пишет автор, речка когда-то кишела ры­бой, которая играла у самой поверхности воды, и создава­лось впечатление бурного стремительного течения, как в горной реке. Казалось, что река куда-то спешит, чем-то недовольна и лучше к ней не приближаться — собьет с ног н унесет в далекое море. Но прошло время - обмелела речка и стала тихой и спокойной, а название осталось.

Можно предложить детям самим объяснить, как они понимают происхождение названия реки.

Такая творческая работа полезна втройне: будит фантазию, пробуж­дает интерес к познанию родных мест, развивает речь.

Аналогичную работу можно провести, высказав свои суждения по поводу названий оврагов.

Логическим завершением работы может стать объяс­нение названий рек, гор, оврагов, водоемов и т. д. своей местности.



3) Чтение учителем


4) Чтение учащимися.

5.

Работа с текстом


Отвечая на вопросы послетекстового задания, учащиеся назовут эпизод, рассказывающий о сенокосе. Можно последовательно выделить из текста картины пей­зажа — краски, звуки, запахи, обратить внимание детей на эпитеты, сравнения, попытаться объяснить, на чем они основаны.

Картины пейзажа.

Краски: «Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.

Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычков пла­мени по всей необъятной степной шири (маки «пламене­ли»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно растет, она сочная, гибкая, еще не вы­сушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудно­го цвета — ни единой желтой травиночки.

Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью ва­сильков и незабудок, среди них — красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабоч­ки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.

Запахи:

Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горькова­тый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать — и никогда не на­дышаться. Это теплый запах родной земли.

Звуки: Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех — песнь жаворонка. А из балки ему вторит пере­пел — четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют ручьи.


Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгля­делся в окружающий мир и постиг его красоту, прикос­нулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.

Третий вопрос. Отрывок — описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:

густая, податливая трава;

пламенеющие от края до края маки;

звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым изумрудно-зеленым полушалком;

пламенно-радостный оттенок от множества долевых

цветов;

лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на

всей земле.

Вывод: «Тюе-Тас-—детство и юность моя». Эта дере­венька, безбрежная степь «были для нас родным домом» (идея произведения).



II часть.

Почему каждый год автор ездит в свою деревню?

(Ответ на вопрос найти в тексте).

Как автор описывает заграничные города, реки?

Какой показалась ему речка Кутурган в сравнении со «сказочным Дунаем»? (ответ в тексте).

С каким чувством автор после долгой разлуки встре­тился со своей Родиной? («Сильно-сильно забилось серд­це»).


6.

Работа над интонацией и выразительным чтением.



7.

Итог урока.


- Чему учились на уроке?

- Что нового узнали?

8.

Домашнее задание.


  1. Составить рассказ о своей родной местности, исполь­зуя слова и выражения из текста.

  2. Сравнить рассказ «Тюе-Тас» со строчками из сти­хотворения Г. Ладонщикова «Каменка»:

Может быть, красивее, Только нет милее,

Может быть счастливее, Только нет роднее

Может быть, богаче На земле деревни,

Есть края. Чем Каменка моя!





Скачать

© 2017 1596 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!