Отвечая на вопросы послетекстового задания, учащиеся назовут эпизод, рассказывающий о сенокосе. Можно последовательно выделить из текста картины пейзажа — краски, звуки, запахи, обратить внимание детей на эпитеты, сравнения, попытаться объяснить, на чем они основаны.
Картины пейзажа.
Краски: «Степь отливала лазурью». Вспомнив, значение слова «лазурь», дети отметят этот яркий синий цвет у васильков и незабудок. Настолько много этих цветов в поле, что они даже как бы приглушили зеленый цвет травы и придали степи ярко-синий оттенок.
Маков тоже очень много весной («от края до края»), у них до того чистый, насыщенный красный цвет, что создается зрительное ощущение маленьких язычков пламени по всей необъятной степной шири (маки «пламенели»). Весной, в это благодатное для степи время года, трава также буйно растет, она сочная, гибкая, еще не высушена солнцем («податливая трава») и ярко-изумрудного цвета — ни единой желтой травиночки.
Теперь можно представить общую картину весеннего цветения в степи: чистое, голубое, как будто только что умытое, небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков и незабудок, среди них — красные огоньки маков, а над этим великолепием кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.
Запахи:
Как пахнет скошенное сено? Прежде всего, свежестью. К этому запаху примешивается терпкий, чуть горьковатый запах трав, нежные ароматы цветов. Такой воздух можно пить, зажмурив глаза, дышать — и никогда не надышаться. Это теплый запах родной земли.
Звуки: Воздух в весенней степи наполнен птичьими голосами, радостно приветствующими солнечное тепло, и веселее всех — песнь жаворонка. А из балки ему вторит перепел — четко, требовательно, ровно. В оврагах звонко поют ручьи.
Во время сенокоса мальчик впервые внимательно вгляделся в окружающий мир и постиг его красоту, прикоснулся душой и сердцем к загадочному, пленительному миру природы.
Третий вопрос. Отрывок — описание аула Тюе-Тас можно сравнить с картиной пейзажа в начале рассказа и найти общее:
густая, податливая трава;
пламенеющие от края до края маки;
звездная ночь, весенняя степь навсегда останутся в памяти. Степь покрыта веселым изумрудно-зеленым полушалком;
пламенно-радостный оттенок от множества долевых
цветов;
лучше нашей степи вряд ли что можно сыскать на
всей земле.
Вывод: «Тюе-Тас-—детство и юность моя». Эта деревенька, безбрежная степь «были для нас родным домом» (идея произведения).
|