Тема. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Цель урока: создать благоприятные условия для формирования умений обучающихся умножать многозначные чисел на однозначные ; вывести алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное.
Задачи урока:
Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности по формированию знаний и умений обучающихся в умножении многозначных чисел на однозначные; учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений; помочь учащимся составить алгоритм умножения многозначного на однозначное; повторить табличное умножение; нумерацию многозначных чисел; распределительное свойство умножения.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, логического мышления, способность воспринимать и понимать прочитанное, отвечать полными ответами, рассуждать, обосновывать ход выбранных действий; развитию памяти, внимания, творческих способностей.
Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, самостоятельность в получении знаний; прививать аккуратность и последовательность при выполнении устных и письменных работ.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование и развитие познавательных интересов, учебных мотивов, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека, развитие математической речи.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД: формировать проблемы, выдвигать гипотезы; осуществлять поиск нужной информации в материале учебника, в рабочей тетради, сравнивать, анализировать.
Формирование регулятивных УУД: умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, выполнять контроль и самоконтроль выполненного задания в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Формирование коммуникативных УУД: развивать умения обосновывать и отстаивать высказанное суждение и умение принимать суждение других, строить речевое высказывание в устной форме, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра, уметь вести диалог с учителем и товарищами.
Предметные: умение выполнять умножение в столбик многозначного числа на однозначное; умение учиться делать вычисления, используя устные и письменные приёмы вычислений; умение пользоваться изученной математической терминологией; продолжать совершенствовать вычислительные навыки.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Математика. 4 класс Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 частях. Ч 1 М.И. Моро .М.А. Бантова – 5 издание. М.: Просвещение, 2016 г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности. Мотивация.
1.1.Прием « Эмоциональное вхождение в урок»
15 декабря - Международный день чая. На улице холодно. Так хочется тепленького чайку да с конфетками… «Береги в доме добро, в чае — тепло»,- гласит народная мудрость
- Пожелайте друг - другу тепла, добра и удачи.
15* 1000=15000 15 см 2 = 1500 мм2 15 000 000 м2 =15 км2
15 ц =1500кг
II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.
-Когда вы повзрослеете и захотите открыть свой чайный бизнес, Вам потребуется получить соответствующие документы на производство чая, его реализацию и т.д.
- На нашем уроке вы тоже получите документ: «Лицензию на приобретение знаний». Все у вас получится, приложите только усилие.
2.1.Устный счет. Определение ключевого слова урока Слайды №3,4
Легенда гласит, что чай был изобретен в 2737 году до нашей эры, когда второй император Китая Шэнь Нинг случайно уронил чайные листья в кипяток.
- Найдите значение данных выражений, запишите их.
- Запишите числа в порядке увеличения.
- Прочтите ключевое слово урока. (Умножение)
- Предположите, о каком умножении идет речь. Какое умножение уже изучали?
- Чтобы узнать что-то новое, сначала, что нужно сделать? (Повторить).
III. Актуализация знаний.
3.1.Упражнение « Учитель - ученик»
-Русская поговорка вот так звучит: « Я сижу, чай пью - и ты заходи, чай пей!»
За партами « учителя» находят значения выражений, а когда «ученик» заканчивает у доски, «заходят к нему на чаек » и заодно проверяют правильность решения.
3.2.Работа по карточкам
- В это время дети, получившие карточки , работают по ним.
3.3.Фронтальная проверка законов умножения "Игры в случайность". Лотерея
Приходите к чаю – пирогами угощаю.
a · b = b · a от перестановки множителей произведение не меняется. Переместительный закон.
(a · b) · c = a · (b · c)- два соседних множителя можно заменять их произведением. Сочетательный закон.
(a+b)*c= a*c+b*c при умножении суммы на число можно умножить на него каждое слагаемое в отдельности и полученные результаты сложить. Распределительный закон относительно сложения.
IV. Выявление места и причины затруднения , фиксация затруднений в пробном действии
3.1. Пробное действие Слайд №5
Для англичан чаепитие — целая церемония, которая имеет свои традиции. Но Чай не всегда был популярен в Великобритании. Впервые напиток завезли в страну в 1657 году.
– Выполните действия:
16*4=64
165*4=460
1657 *4 = 6 628
– Умножьте каждое из этих чисел на 4.
- Какой пример вызвал затруднения? Где вы призадумались?
- Почему? (Мы не умножали многозначные числа на однозначное )
V. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели.
- Скажите, какая тема нашего урока. (Умножение многозначного числа на однозначное) Слайд №6
- Совершенно верно. Молодцы!
4.1.Прием «Чайный куст предсказаний»
Растение, из которого делают настоящий чай, именуется камелией (чайным кустом). В природе встречается 82 вида.
-Давайте сформулируем задачи урока и прикрепим чайные листочки на чайный куст. Слайд №7
VI. Проектирование и фиксация нового знания
6.1.Упражнение « Цепочка»
- Напомните алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное ?
Умножаю единицы
Умножаю десятки
Умножаю сотни
6.2. Работа в группах
- Как вы думаете, будет ли отличаться алгоритм умножения трехзначных чисел на однозначное от алгоритма умножения четырехзначных, пятизначных и шестизначных чисел на однозначное число?
- Чем будет отличаться? (Будем умножать единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч).
Чай пить - по душам говорить.
- Собирайтесь к чаю домашними группами.
Задание:
1. Добавьте шаги алгоритма.
2. Используя составленный алгоритм , найдите значение выражения, которое вызвало у вас затруднение.
1657 *3 = 4 971
Динамическая пауза
Чайные листья, как правило, собираются вручную. Собираем листы чая. Слайд 9
VII. Первичное закрепление с проговариванием.
7.1 Решение примера самостоятельно, используя алгоритм. Деление на варианты .
В Европу чай попал в 1516 году с помощью португальских мореплавателей.
-Какой это век? Добавляем 16 16 1 516* 5 .
- Самостоятельно найдите значения выражения , используя алгоритм. Слайд 10
7.2 Работа по вариантам
Продукцию из жаркой африканской страны Кении редко можно встретить в наших магазинах. По степени ферментации там выпускают : белый , черный, желтый , красный, зеленый.
1 этап Слайд 11
-Работаем по вариантам.
2 вариант
Со мной работают ……., я их угощаю зеленым чаем.
( комментируют с места) 40516 *6
1 вариант
- Красным чаем для самостоятельной работы угощаю …
71640* 7
2 этап Слайд 12
2 вариант
-Самостоятельно умножаем 56 124 * 5
1 вариант
1815* ….«Ловушка»
Долгое время считали, что родиной чая является Китай, пока в 1825 году в горных джунглях Индии не были найдены плантации чайных деревьев.
-Найдите «ловушку», и на какое число максимально можно умножить в правильном выражении! Найдите его значение.
6.3.Работа в сменных парах Слайд 13
Чай всегда крепче, если он с добрым другом разделен.
Физминутка Слайд 14
Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара.
Аты, баты, шли солдаты,
Аты, баты, на базар,
Аты, баты, что купили?
Аты, баты, самовар.
Аты, баты, сколько стоит?
Аты, баты, 3 рубля.
Аты, баты, он такой,
Аты, баты, золотой
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Не ленись, а отличай, где солома, а где чай!
- Решить примеры в столбик из учебника на с.77 №333 (1).1 в. – 1,3; 2в.-1,4, записав столбиком и применив, где нужно, переместительный закон умножения. Слайд 15,16
IX. Включение в систему знаний и повторение
– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь умножать многозначные числа на однозначные?
9.1. Решение задачи Слайд 17
Аргентина производит 69,924 т чая в год , а Иран -83,990 т. Сколько чая произведут эти две страны за 4 года? Слайд 18
- Составьте выражения для решения этой задачи.
- Решите задачу разными способами.
X. Итог учебной деятельности Слайд 19
- Итак, давайте подведем итог нашего сегодняшнего урока.
- Вы помните, какие задачи мы поставили с вами на уроке, они на нашем чайном кусте?
Я понял….
Я запомнил…
Я научился применять…
- Расскажите алгоритм умножения многозначного числа на однозначное.
XI. Домашнее задание Слайд 20
1.Повторить алгоритм умножения многозначных чисел на однозначные, решить примеры № 341 на с.78
2.Составить 5 примеров на умножение многозначных чисел на однозначное, решить их.
XII. Рефлексия учебной деятельности Слайд 21
–Могу ли я вам подписать «Лицензию на приобретение знаний», моя подпись будет обозначать -5. ….. подпишу, но с некоторыми оговорками.
-Раз мы достигли целей урока, пусть на нашей камелии появятся и цветы.