Тема: Доли. Сравнение долей.
Цели: 1. Познакомиться с понятием «доля».
2. Учиться называть и сравнивать доли.
3. Продолжать выполнять арифметические действия изученных видов.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: фронтальная работа, работа в группах, подвижный способ обучения, самостоятельная работа, практическая работа.
Формирование УУД (универсальных учебных действий):
Познавательные: УУД - формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть, записывать доли, учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;
Регулятивные: УУД - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;
Личностные УУД: развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.
Коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности и значимости окружающих.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд!
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать
И рады встрече с вами снова…
А вы к открытиям готовы?
Каллиграфическая минутка в тетрадях .
-Все ли числа вы можете здесь прочитать, запишите только те, которые мы изучали.
12 21 1/2 27 1/4 41
2. Актуализация опорных знаний..
Устный счет.
- Постарайтесь выполнить задания правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.
Вы об этом узнаете, если правильно решите примеры и разгадаете какое слово зашифровано.
9х3=27 72х1=72 36:36=1 0:12=0 81:9=9
50-3=47 8х4=32 7:1=7
27 | 72 | 1 | 0 | 9 | 47 | 32 | 7 |
а | п | е | л | ь | с | и | н |
- Молодцы ! Не удивляйтесь, именно апельсин поможет нам сегодня открыть новые знания
Просмотр м/ф« Мы делили апельсин»
Формулирование темы и целей урока.
Почему рассердился волк?
-В чем его ошибка?
-На сколько частей разделил и апельсин?
-Что получил каждый из животных ? Одну долю из пяти
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- В математике такие части от целого называются доли.
-Так какая тема нашего урока?
- Какую цель перед собой поставим?
- Учиться образовывать и называть …?
- Учиться сравнивать ….
3. Изучение нового материала
-А как получить доли? :
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше. -Правильно я поступила? -Получились доли?-Почему?-А как правильно разрезать?-Какой вывод можно сделать?
Доли должны быть равными.
-Доли можно получить не только разрезав яблоко, апельсин.
-Какую геометрическую фигуру я держу в руках. (Круг). На что похож круг? (лепёшка, блин, земля, яблоко, мяч…)Правильно. Возьмите в руки круг. У нас один целый круг? (Да). Кто знает, как его разделить пополам. (Сложить на две равные дольки.) Что получилось? (Две половинки, две доли) -
Итак, мы один круг разделили на две равные части. У нас получилось две половинки, или доли-каждая называется –одна вторая. Чаще мы говорим половина чего-то. Значит ½ -это половина круга. В математике это записывают так -1/2.
В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса.
-Возьмем второй круг. Согните его пополам, еще раз пополам. Разверните. Сколько частей или долей получили? Они равны между собой? Каждая такая доля называется одна четвертая. Записываем 1/4
-Так что же такое доля? (Это равная часть) Повторим хором : доля – это каждая равная часть целого.
- Название доли зависит от того,
на сколько равных частей разделили целое или единицу.
-Как будет называться доля яблока, если мы его разделим на 8 частей. (одна восьмая) И сколько будет восьмых долей в целом яблоке? (8).
Физкультминутка
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)
-А какая доля больше? Как сравнить доли?
- У вас на парте лежат полоски-белая, желтая, красная (12 см). Возьмите белую полоску и согните её пополам, отрежьте- как называется эта доля (одна вторая ) Запишем 1/2 . Возьмите желтую полоску и согните её пополам и ещё раз пополам. Разверните. Отрежьте одну часть или долю На сколько долей линией сгиба разделили полоску? (на 4). Как называется одна доля – одна четвертая. Запишем 1/4 Возьмите красную полоску, согните ее пополам, еще раз пополам и еще раз.. Сколько получилось долей (8). Как называется одна доля – одна восьмая. Запишем 1/8
-Давйте сравним эти доли и сделаем вывод.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
Первичное закрепление.
а) Прочитайте названия долей
1/2 1/3 1/5 1/9 1/4 1/10
Какая доля самая большая, самая маленькая?
б) Работа у доски и в тетрадях.
- Начертите отрезок длиной 10 см, разделите его на две равные части или пополам. Как вы это сделаете? 10:2=5(см) Какой длины получили доли? Как называется каждая доля?- 1/2 .
- Начертите отрезок длиной 10 см, разделите его на пять равных частей. Как это сделать правильно? 10:5=2(см) Как называется каждая доля?- 1/5. С каким действием связано образование долей?
Образование долей связано с действием деления.
6. Рефлексия.
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Что такое доли?
- Все ли получилось у вас на уроке? Если вам было все понятно на уроке поднимите белую полоску , которая лежит у вас на парте. Если вы не все поняли-желтую, а если ничего не поняли- красную.
- Какие задания показались наиболее трудными?
- Какие задания были наиболее интересными?
Оценивание работы учащихся учителем.
7. Домашнее задание