Открытый урок по математике 3 класс.
Тема: Единица площади – квадратный метр.
Цель: Создать условия для ознакомления с новой единицей площади – квадратным метром.
Задачи:
Образовательные: ввести понятие «квадратный метр», дать представление о применении новой единицы измерения площади, её связи с квадратным дециметром. Актуализировать знания о способах вычисления площади прямоугольника.
Способствовать совершенствованию вычислительных навыков.
Развивающие: способствовать развитию основных операций мышления (сравнение, обобщение, умение делать выводы на основе полученной информации).
Развитие умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения, уважительное отношение друг к другу при работе.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
Приготовились учиться.
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
- Сегодня на уроке математики я желаю вам сделать для себя открытие, получить новые знания. А сейчас продолжим постигать тайны этой сложной и интересной науки.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
А) Чтобы спорилась работа, начнём с гимнастики ума – «Устного счёта».
1) «Вычислительная машина».
X 4 + 8
Какие числа будут получаться на выходе из машины, если на вход подавать числа: 5, 8, 7, 10, 6.
2) Вычислить:
3) Логическая задача.
Когда отцу будет 40 лет, сыну будет 15 лет. Сейчас отцу 30 лет. Сколько лет сыну?
(5 лет)
Б) Математический диктант.
1. Умножить 5 на 9. 45
2. Разделить 24 на 3. 8
3. Во сколько раз 4 меньше 16? 16:4 = 4 (р.)
4. Сколько раз по 5 содержится в 25? 25 : 5 = 5 (раз)
5. Задумали число, увеличили его в 2 раза и получили 12. Какое число задумали? 6
6. У Вани 30 марок. У Коли 10 марок. На сколько больше марок у Вани, чем у Коли? 30-10 = 20 (м.)
7. У Кати 7 монет по 10 рублей. Сколько денег у Кати? 10 x 7 = 70 (руб.)
/Взаимопроверка. Проверка по эталону./
В) Работа в парах.
Достаньте из конверта фигуры. Сложите из них прямоугольники. Найдите их площади. Запишите в тетрадь.
(S = 6x4=24(см2) S=8x5=40(см2)) Проверка с комментированием.
- Как найти площадь прямоугольника?
3. Физкультминутка.
- Какие знакомые мерки выставлены на доске?
- Что мы измерим при помощи мерки 1см2?
- Что удобно измерять при помощи мерки 1дм2?
4. Выявление места и причины затруднения.
- Как вы думаете, удобно с помощью этих мерок вычислить площадь пола в нашем классе? (нет)
- В чём затруднение? (Очень долго, неудобно, маленькая мерка)
- Что же делать?
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Нужна другая мерка. Как вы думаете, какая?
- Возьмите линейку и измерьте стороны новой мерки на доске. (Квадрат со стороной 1м)
- Кто догадался, как назовём эту мерку? (Квадратный метр)
- Сформулируйте тему урока.
- Какую цель поставим перед собой?
Цель: познакомиться с новой единицей измерения площади – квадратным метром.
Работать будем по плану.
План:
Познакомимся с квадратным метром.
Узнаем, как он связан с квадратным дециметром.
3) Научимся решать задачи с использованием новой единицы площади.
6. Реализация построенного проекта.
- Что такое квадратный метр? (Это квадрат со стороной 1 м).
- А как запишем 1 м²?
- А для чего нужна эта единица измерения площади?
Учебник с.70 прочитать и сверить наши предположения.
- Найдем площадь класса.
На доске: а - 10 м
в – 6 м
S = ? S= 10x6=60м²
Теперь наша задача узнать, как связана эта единица измерения (м2) с дм2?
- Вспомните, сколько дм в 1 м?
Квадратный метр
Установим соотношение между квадратным дециметром и квадратным метром. Будем рассуждать так. Поскольку квадрат со стороной 1 м можно разбить на 10 полосок, в каждой из которых по 10 дм2, то всего в квадратном метре десять десятков, или сто квадратных дециметров.
10 x 10 = 100 (дм2)
Сто квадратных дециметров
Запомним:
1 м² = 100 дм²
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Чтобы дом жилой построить
Или школу, или сад.
На бумаге он рисует план дома и фасад.
Всё начертит, посчитает
И покажет, что и как.
Сколько комнат, где какая?
Где подвал, а где чердак?
Ничего не позабудет, всё продумает, решит,
Чтобы всем удобно было, чтобы дом удобным был. (Архитектор.)
1) С.70 №2 прочитать
- Что изображено на рисунке? (план дачного участка)
- Как узнали площадь дома? (посчитали количество клеточек)
- Что принято за квадрат площадью 1м2? (1 клетка)
- Архитектор должен уметь находить площадь объектов, для этого выполняя необходимые расчёты. Сейчас вы поработаете в роли архитекторов.
- Как можно найти площадь дома, используя формулу?
Дом.
а - 7 м
в – 6 м
S = ?
S= 7x6=42м²
По вариантам: 1 в. – найти по плану площадь сада
2 в. – найти по плану площадь огорода. /по 1 ученику на доске/
2) Практическая работа.
Изобразить площадь пола класса на тетрадном листе, приняв 1 клетку за 1м2.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
С.71 №4 решение примеров.
9. Рефлексия учебной деятельности.
- С какой новой единицей измерения площади познакомились сегодня на уроке?
- Где в жизни могут пригодиться эти знания?
- Оцените свою работу на уроке.
Д/з. с.71 №5, тетр.с.52 №142
5