Тема: «Национальный костюм башкир».
Класс: 7
Тип урока: урок сообщения нового материала
Цель урока: познакомить обучающихся с историей башкирского народного костюма
Задачи урока:
Познавательная: познакомить обучающихся с особенностями башкирского костюма; способствовать формированию представления о декоративно – прикладном искусстве башкир;
Развивающая: научить создавать художественный образ в декоративной композиции; пробуждать любознательность в области декоративно – прикладного творчества;
Воспитательная: воспитать эстетическое чувство, а также чувство патриотизма к материальной культуре башкир.
Литература:
История и культура Башкортостана. Хрестоматия /сост. В.С. Мавлетов. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008
Учебник «Культура Башкортостана 8 класс / под ред. С.А. Галина.- Уфа, 2005 »
Мавлетов В.С. Цветущий край, благословенный. Учебное пособие для учащихся, Уфа, полиграфкомбинат, 2001
Рабочая тетрадь к учебнику «Культура Башкортостана » для 8 класса.- Уфа, 2007
План урока:
Оргмомент.
Объяснение нового материала:
История создания костюма у башкирского народа;
Особенности башкирского национального костюма.
Закрепление изученного материала.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока
Оргмомент. Здравствуйте, дорогие ребята! (Сели все ровно, руки на стол).
Чистоговорки:
Ду-до-да – гудят провода.
Да-да-да – теплая вода.
Ду-ду-ду – спать я не пойду.
Де-де-де – я не знаю где.
Ди-ди-ди – спокойно посиди.
Ребята, я Вам буду давать подсказку о чём мы сегодня будем говорить и какая у нас сегодня тема.
Пословица:
Дерево красиво листвой, человек – одеждой.
Как Вы это понимаете?
Учитель:
- Как называется наша республика. (Башкортостан)
- Какие народы живут в республике?(башкиры, татары, русские, чуваши, марийцы, мордва, удмурты, украинцы и т.д.).
Наша республика является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу.
На территории нашей республике проживают представители 150 национальностей. Башкиры представляют собой коренное население республики. Они как отдельная народность формировалась на земле 9 -10- веке.
Физкультминутка:
Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и.п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и.п.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
II. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Тема урока сегодня «Национальный костюм башкир». Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями башкирского национального костюма, с его самобытностью и неповторимостью, вспомним виды орнамента, характерных для башкирского национального костюма.
Откройте тетради и запишите дату и тему урока.
Словарное слово:
Костюм (от лат.) – означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека.
Народ свои обычаи и культурные особенности воспринимает как нечто изначальное. Народный костюм служит в определенной степени одним из признаков национальной принадлежности человека. В костюме воплощались художественно-эстетические идеалы, находил отражение духовный мир людей. Традиционный праздничный наряд являлся непременным атрибутом обрядов и торжественных церемоний.
«История создания костюма у башкирского народа».
Слово учителя:
- Национальный костюм башкир складывался в течение веков. Единого общебашкирского костюма не было и не могло быть, потому что каждое башкирское племя имело свои отличия. С давних пор башкиры выделывали домотканую ткань из шерстяной пряжи, конопли, крапивы. Основным материалом для узорной домотканины стали льняные и хлопчатобумажные нити, но узор по традиции всегда наносили шерстью, что способствовало сохранению традиционного колорита ткани.
В прошлом, каждая женщина в той или иной мере обладала мастерством, искусством изготовления одежды. Искусство безымянных мастеров передавалось из поколения в поколение. В башкирском национальном костюме нашли применение разнообразные материалы и приемы: узорное ткачество, вышивка, аппликация, ювелирное мастерство, вышивки из кораллов, бисера и серебра, тиснение по коже. Вообще для национального костюма башкир характерна была декоративность.
Основными цветами являются: красный, белый, синий, зеленый и желтый, остальные оттенки получались при смешивании основных.
Особенности башкирского национального костюма.
Мужская и женская одежда башкир отличалась не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-прикладного оформления.
Женский национальный костюм башкир состоял из платья – кулмэк, нагрудной повязки – тушелдерек, сэлтэр, яга, сакал, широких штанов с широким шагом, заправленных в чулки или носки, короткой безрукавки – камзол или приталенного кафтана – елян, кожаные башмаки или сапог из сыромятной кожи с суконными голенищами. Женский наряд дополнял головной убор – кашмау, кушъяулык.
- Что является основой женского костюма и каковы отличительные черты этого предмета одежды? (Однотонное женское платье (кулдек) с длинными рукавами и воротом-стойкой. Подол с оборками, украшенными цветными лентами и вышивкой.)
- Какими предметами одежды дополняется платье? (Камзол – это жилет из бархата, украшенный узором по вороту, переду и подолу. Узор может быть в виде вышивки или аппликации. Елян – это верхняя одежда с длинными рукавами, без ворота и пуговиц.)
- Какие украшения дополняют женский костюм? (Обязательно должен быть головной убор – платок или шапочка-кашмау. Кашмау представляет собой головной убор из кораллов и серебра. Самым ярким украшением костюма был нагрудник, изготовленный из кораллов, монет и страз. Также одевались накосники, серьги, браслеты, кольца.)
- А знаете ли вы, что некоторые нагрудники в конце XIX в. По цене приравнивались к стоимости одной лошади или коровы!!!
- Что входило в мужской костюм? (Рубаха с длинными рукавами, украшенная вышивкой по вороту, подолу и краю рукавов. Штаны из полосатой ткани. К верхней одежде относились камзол, елян, казакин, чекмень. На голове носили тюбетейки, малахаи или меховые шапки.)
- Какими видами украшений владели башкирские мастерицы? (Вышивкой, аппликацией, отделкой позументом и серебряными украшениями, лентами.)
Загадки:
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги.)
Вязаным корытом
Горка накрыта,
Круглая горка
Спряталась в норке,
Лес на горке стих
Да к земле приник,
Горка под корытом
От холода укрыта.
Ты эту тайну разгадай
Да корыто опознай!
(Шапка.)
По дороге я шёл,
Две дороги нашёл,
По обеим пошёл.
(Штаны.)
Закрепление изученного материала.
Итоги урока.
Домашнее задание.