Ахмадышева Т.Н.
Математика
УМК «Перспективная начальная школа», 1класс
Тема урока: «Прибавления числа 5»
Цель урока :
Создать условия для знакомства обучающихся со случаями сложения, в которых второе слагаемое равно 5; научить выполнять сложение вида + 5; закреплять знание натурального ряда чисел до 9; развивать речевые умения и умения анализировать, обобщать.
Задачи урока: Формирование УДД. Осознание детьми закономерности сложения чисел с единицей: результат сложения данного числа с единицей – всегда число, следующее при счете сразу за данным.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты: знать математическое понятие «прибавление числа 5» и способы прибавления числа 5, математическое отношение: «увеличение числа на 5»; уметь использовать математические способы прибавления числа 5 при выполнении заданий
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Исправлять ошибки в задании;
Выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
Выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Владеть эталоном обобщенного способа прибавления числа 5.
Познавательные УУД: проводить сравнение, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ); владеть общими приемами решения задач, выполнения заданий и вычислений; подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных задач.
Коммуникативные УУД: Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, строить монологическое высказывание, задавать вопросы. Строить понятные для партнера высказывания, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Личностные результаты: Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; оказание интеллектуальной помощи героям интриги, которые в ней нуждаются
Учебно – методическое обеспечение:
1)У-1: с.90-91, Чекин A. JI. Математика, 1 класс. Учебник в 2-х частях. М.: Академкнига/Учебник, 2011г.
2)Т -1: с.116-118 Захарова О.А., Юдина Е.П. Тетрадь – 1 часть для самостоятельных работ М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012г.
3) Цветные карандаши, фишки, счетные палочки.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверим готовность к уроку.
Дети организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.
Здравствуйте ребята!!!! Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте нового открытия на уроке. Начинаем работать.
II. Устный счет.
1. З а д а н и е.
– Запишите в карточки пропущенный знак: больше (), меньше (
2. Л о г и ч е с к а я з а д а ч а.
– Какими числами заменить *, чтобы запись 5 * была верной?
а) 1, 2, 3, 4, 5.
б) 1, 2, 3, 4.
в) 0, 1, 2, 3, 4.
г) 6, 7, 8, 9.
3. З а д а н и е.
– Прочитайте пословицу
2.Целеполагание урока.
– Рассмотрите схемы и составьте по ним суммы. Запишите их.
| + | Запись: 3 + 5 |
| + | 4 + 5 |
– Сравните полученные суммы. Чем они похожи? (В данных суммах второе слагаемое – число 5.)
– Сегодня на уроке будем учиться прибавлять число 5.
3. Изучение нового материала. Одновременная работа по учебнику (с. 90). в тетради на печатной основе с.116 (часть1)
Задание № 1.
При выполнении задания учащиеся знакомятся с получением числа 5. так как различных вариантов разложения числа 5 на слагаемые существует достаточно много, необходимо ограничиться рассмотрением лишь тех случаев, в которых представлены различные множества слагаемых. Если разложения числа отличаются только порядком следования слагаемых, то в данном случае мы их считаем одинаковыми.
– Сколько нарисовано палочек?
– Представьте число 5 в виде двух слагаемых.
Запись: 5 = 2 + 3 и 5 = 1 + 4.
– Проверьте свое решение, разложив 5 палочек в две коробки.
– Представьте число 5 в виде трех слагаемых. Выполните проверку.
Запись: 5 = 3 + 1 + 1 и 5 = 2 + 2 + 1.
– Представьте число 5 в виде четырех слагаемых. Выполните проверку.
Запись: 5 = 2 + 1 + 1 + 1.
– Представьте число 5 в виде пяти слагаемых. Выполните проверку.
Запись: 5 = 1 + 1 + 1 + 1 + 1.
Учащихся необходимо сориентировать на порядок следования слагаемых, начиная с большего.
Задание № 2.
– Прочитайте запись суммы слагаемых. (4 + 5.)
– Назовите первое слагаемое.
– Назовите второе слагаемое.
– Как будете прибавлять число 5? (Прибавлять по частям, так как 5 = 4 + 1.)
– Объясните предложенный способ прибавления числа 5.
– Предложите другой способ прибавления числа 5.
Запись:
Задание № 3.
В этом задании от учащихся потребуется умение применять рассмотренные способы прибавления числа 5.
– Выполните сложение любым удобным вам способом.
– Чем похожи данные суммы?
– Объясните свои способы вычислений.
– Сравните свои способы с теми, которые применяли ваши одноклассники.
Физкультминутка
1,2,3,4,5
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже-
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках
Столько раз
Сколько пальцев на руке у вас!
1,2,3,4,5
Топаем ногами
1,2,3,4,5
Хлопаем руками
Я теперь могу считать
1,2,3.4,5
Прибавлять и вычитать
Математику я знаю
И поэтому всегда
Я кричу «Ура! Ура!»
4. Закрепление нового. Работа по учебнику с.91
Задание № 4. ( с использованием фишек)
– Сравните данные суммы.
– На какие группы можно разбить данные суммы?
I группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 9.
II группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 8.
III группа – суммы, в которых первое слагаемое – число 7.
– Сколько всего прибавили к первому слагаемому в каждой сумме? (В каждой сумме к первому слагаемому прибавляли по 5.)
– Поставьте фишки одинакового цвета на елочные шарики, на которых написаны суммы с одинаковыми значениями, не выполняя вычислений.
– Объясните, как вы рассуждали.
Задание № 5. (практическая работа)
– Какие фигуры нарисованы?
– Сколько треугольников нарисовано?
– Сколько нужно дорисовать треугольников, чтобы их число увеличилось на 5?
Возьмите карточку. Нарисуйте получившиеся треугольники.
– Сколько треугольников теперь нарисовано?
– Запишите, как найти это число.
Запись:
5. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какое «открытие» сделали?
-Чему научились?
6. Рефлексия.
Оцените себя на уроке математики.
Мне было трудно, но я справился.
Старался, и все получалось.
У меня не все получилось, в следующий раз получится!!