Ф.И.О. педагога: Михайлова Татьяна Анатольевна
Этап урока | Цели, задачи этапа | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Система ожидаемых умений Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I.Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности. | Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях Подготовка к активному и осознанному усвоению нового материала. | 1 2 3 | Ребята, отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.) – Что такое бюджет? – С каким бюджетом познакомились на последнем уроке? (с государственным) – Как называются деньги, которые поступают в бюджет? (Доходы.) – Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? (Расходы.) – Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.) - Назовите составляющие государственного бюджета | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Учащиеся расшифровывают слово, отвечают на вопросы учителя. | Познавательные УУД Владеть приёмами анализа и систематизации материала. - осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
II. Введение в тему. | Показ практической значимости и постановка учебной задачи. | 4 5 | – Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? | Уч-ся обсуждают в группах. Высказывают своё мнение. Дети читают «Приобретение денег требует доблести; сохранение денег требует рассудительности; трата денег требует искусства». Обсуждают. Высказываются. | Коммуникативные УУД - уметь формулировать четкие определения - умение оценивать правильность выполнения действий Коммуникативные УУД -умение формулировать собственное мнение и позицию |
III. Работа над новой темой. | Создание проблемной ситуации Обеспечить условия для овладения учащимися умения решать проблемные ситуации. | 6 7 8 | – Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет. – Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? – Так что такое доход семьи? – Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет. Вот сейчас предлагаю вам «пошевелить мозгами». Кто на ваш взгляд более богат? Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? * Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? | Выясняют, что, так же как и в госбюджет деньги в семейный бюджет приходят и расходуются из него. З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента Сумма, заработанная членами семьи за месяц. Квартплата, налоги, продукты, одежда, развлечения, сотовая связь, лекарства… Сумма, потраченная членами семьи за месяц. Уч-ся в своих «семьях» обсуждают вопросы и высказывают своё мнение. (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.) (Оба персонажа одинаково бедны.) | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать проблему урока. 3. Искать пути решения проблемы. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД - умение формулировать собственное мнение и позицию - умение договариваться и приходить к общему решению проблемы |
IV. Практическая работа (в группах) Открытие нового знания. | Обеспечить условия для развития умений и навыков постановки цели своей деятельности. Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления. | 9 10 11 12 13 14 | – У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберете то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. – Так, на что расходуется семейный бюджет? – А что из всего перечня должно стоять на первом месте? – А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. - Сравните свои доходы и расходы. Какая ситуация может складываться в семейном бюджете? Объяснение учителем, демонстрация на слайдах. – Какая формула будет наилучшей? – В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Что в этом случае нам делать? – На чем же мы можем сэкономить? ВЫВОД: семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства | - Уч-ся выбирают, что хотелось бы приобрести - Добропорядочные граждане в первую очередь должны оплатить все налоги, платежи. - Ученики высчитывают сумму расходов. - Ученики высчитывают сумму доходов своей «семьи». Сравнивают. Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чем-то сэкономить.) * на транспорте – если пользоваться проездным * на коммунальных услугах – экономия электричества * на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок * на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы Вывод выводим вместе | Познавательные УУД Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). Регулятивные УУД - принимать и сохранять учебную задачу - вносить необходимые коррективы в действие Личностные УУД Ориентация на выполнение моральных норм Коммуникативные УУД - умение формулировать собственное мнение и позицию - умение договариваться и приходить к общему решению проблемы Познавательные УУД - Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель). - ориентировка на разнообразие способов решения задач |
V. Закрепление. Итог урока. | -Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов. Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. | 15 16 17 | У нас с вами уже есть небольшой опыт составления бюджета. Вместе мы заполнили таблицу основных доходов и расходов семейного бюджета. – Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? – А непредвиденные расходы? - Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно… трудиться. Ведь недаром говорят “Без труда – не выловишь и рыбку из пруда”. На наш электронный адрес пришло сообщение “Прошу помощи”: срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию; талантливому скрипачу на покупку скрипки; врачу – ветеринару для открытия приюта для бездомных собак; – Обсудите в своей “семье”, согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся. В этом случае заполните квитанцию и положите деньги на тот или иной счет в банке. | Ответы учащихся. Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения) Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор. | Познавательные УУД 1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.). 2. Строить логические рассуждения. 3. Производить анализ, синтез, сравнение Регулятивные УУД - адекватно воспринимать оценку учителя Личностные УУД - Ориентация на выполнение моральных норм - знание основных моральных норм – взаимопомощь - способность к решению моральных проблем на основе децентрации Коммуникативные УУД - понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственных, и ориентироваться на позицию партнёра - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
VI. Итог урока. Рефлексия. | Целостное осмысление, обобщение полученной информации.. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. | | Зажмите руку в кулак и… кому было интересно – согните мизинец кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный кто хорошо работал – средний кому урок понравился – указательный. | Выполняют действия. | Личностные УУД - оценка своих поступков и оценивание других |
VII. Домашнее задание. | Развитие умения анализировать и оценивать | 18 19 | Объясняет задание. Определите: 1) вид бюджета своей семьи; 2) какие доходы и расходы являются постоянными, А какие - непостоянными? 3) сможет ли ваша семья отложить деньги на летний отдых? | Записывают в дневник задание | Познавательные УУД Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий |