СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Не с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает в себя разработку урока и 2 презентации. Одна из презентаций представляет собой интерактивный тест, который составляет часть урока.

Просмотр содержимого документа
«Написание НЕ с глаголами»

Тема урока: «Правописание «не» с глаголами» (5 класс)

Цель: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.

Задачи урока:

1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не.

2.Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, сравнение, обобщение, частично-поисковый. Оборудование: презентация, дидактический материал, раздаточный материал, интерактивный тест

Ход занятия:

1. Орг.момент

Так мало же осталось в речи комплиментов,
Которых еще верно тебе не говорили,
Поэтому сравню тебя с огнем в душе и сердце,
И пожелаю дабы его не погасили!

Такого человека хранит лазури небо,
И ангелы незримо крылами обнимают,
Ты улыбайся чаще, ведь это так чудесно,
Пускай же все вокруг про это точно знают!

- Неспроста сегодняшний урок я начала с этого стихотворения. Ведь сегодня 1 марта – Всемирный День комплиментов. И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас посмотрели на своего соседа, улыбнулись друг другу и сказали какой - нибудь комплимент (пожалуйста, не стесняемся).

- Вы у меня такие молодцы, и я надеюсь, что сегодняшний урок у нас пройдет с успехом!

2. Постановка учебной задачи.

1) - Комплимент. Что означает это слово? (ответы детей) (Словари) (СЛАЙД 2)

2) Запись в тетрадь одного определения слова «комплимент» (по выбору). Обратить внимание на правописание слова.

- Когда мы произносим комплименты? (ответы детей) (СЛАЙД 3). Беседа.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Беседа. Как следует отвечать на комплименты? (СЛАЙД 4).

- Внимательно посмотрите и скажите, слова какой части речи здесь чаще всего используются? (глаголы). Назовите их.

3. А сейчас поиграем в игру «Заморочки из мешочка» (в шляпе вопросы о глаголе. Дети вытаскивают и отвечают) (Вопросы были составлены детьми в дом.задании)

1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это: а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам

7. В предложении чаще всего глагол бывает ...........

4. – Какие глаголы вы выделили бы из высказываний? Почему?

5. – Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на сегодняшнем уроке? (СЛАЙД 6)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания о…; расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;

2) учиться находить и правильно писать….; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами (СЛАЙД 7)

Давайте вспомним из начальной школы, что вы знаете о правописании «НЕ» с глаголами. Кстати, а что такое «НЕ». (к ней нельзя поставить вопросы, она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении) Для чего она служит глаголу? Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно. (СЛАЙД 8)

3. Самостоятельная работа. Работа в группах.
- А сейчас мы поработаем в группах.

Проверка

4. Физкультминутка

5. Проблемная ситуация.

(ребята обсуждают, спорят, обращаются к интернету на сайт «Ответы: Маil.ru») (СЛАЙД 14)

Работа в группах. (каждой группе дается лист с информацией по теме урока, ребята ищут нужную информацию и делают выводы)

Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ

Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до-. Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника. Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца. Сравните: не доедать суп – недоедать в годы войны. В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо- имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой. Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить – переварить, недовыполнить – перевыполнить. Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна. недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) и не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали; дети часто не доедали за обедом свой суп.

Выводят правило (СЛАЙД 15)

6. Исследовательская работа (СЛАЙД 16-20)

7. Закрепление.

Интерактивный тест

- Какие затруднения вызвал этот тест?


8. Рефлексия. (СЛАЙД 22-23)

- в завершении урока мне бы хотелось произнести слова Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать глаголы правого столбика, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.   Сомневаться, удивляться Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие Испытывать чувство сильной вражды, ненависти Проявлять безудержную ярость, буйство Болеть, плохо себя чувствовать (НЕ)навидеть (НЕ)годовать (НЕ)доумевать (НЕ)домогать (НЕ) истовствовать

Прочитайте упражнение. К словам и фразам левого столбика надо подобрать подходящие по смыслу глаголы из правого столбика. Написать глаголы правого столбика, раскрывая скобки. Изучаемую орфограмму подчеркнуть.

  • Сомневаться, удивляться
  • Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие
  • Испытывать чувство сильной вражды, ненависти
  • Проявлять безудержную ярость, буйство
  • Болеть, плохо себя чувствовать
  • (НЕ)навидеть
  • (НЕ)годовать
  • (НЕ)доумевать
  • (НЕ)домогать
  • (НЕ) истовствовать

Буквенный диктант:  + слитно, - раздельно 1.(Не)суди о человеке по наружности. 2.(Не) бросай товарища в беде. 3.(Не)стану мешать. 4.(Не)доумевать по поводу ответа. 5.(Не)хочу ссориться. 6.(Не)годовать из-за опоздания. 7.(Не)могу говорить. 8.(Не)были на экскурсии. 9.(Не)домогать всю неделю. 10.В решете воды (не)удержать. 11.(Не)взлюбил я эту собаку за ее злость. 12.(Не)знать правило. 13.(Не)сочувствовать другу. 14.Новых друзей наживай, а старых (не)забывай. 15. Через порог руки (не)подают. 1. - 2. + 3. - 4. + 5. - 6. + 7. - 8. - 9. + 10. - 11. + 12. - 13. - 14. - 15. -

Буквенный диктант: + слитно, - раздельно

1.(Не)суди о человеке по наружности.

2.(Не) бросай товарища в беде.

3.(Не)стану мешать.

4.(Не)доумевать по поводу ответа.

5.(Не)хочу ссориться.

6.(Не)годовать из-за опоздания.

7.(Не)могу говорить.

8.(Не)были на экскурсии.

9.(Не)домогать всю неделю.

10.В решете воды (не)удержать.

11.(Не)взлюбил я эту собаку за ее злость.

12.(Не)знать правило.

13.(Не)сочувствовать другу.

14.Новых друзей наживай, а старых (не)забывай.

15. Через порог руки (не)подают.

1. -

2. +

3. -

4. +

5. -

6. +

7. -

8. -

9. +

10. -

11. +

12. -

13. -

14. -

15. -

Исследовательская работа  (Не)доглядеть (Не)досмотреть (Не)доставать (Не)доедать

Исследовательская работа

(Не)доглядеть (Не)досмотреть (Не)доставать (Не)доедать

Исследовательская работа (Не)доглядеть за больным (Не)доглядеть спектакль (Не)досмотреть за ребенком  (Не)досмотреть фильм  (Не)доставать (быть в недостаточном количестве)  (Не)доставать (не дотягиваться) (Не)доедать суп из-за спешки (Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа

(Не)доглядеть за больным

(Не)доглядеть спектакль

(Не)досмотреть за ребенком

(Не)досмотреть фильм

(Не)доставать (быть в недостаточном количестве)

(Не)доставать (не дотягиваться)

(Не)доедать суп из-за спешки

(Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа Недоглядеть за больным Не доглядеть спектакль (Не)досмотреть за ребенком  (Не)досмотреть фильм  (Не)доставать (быть в недостаточном количестве)  (Не)доставать (не дотягиваться) (Не)доедать суп из-за спешки (Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа

Недоглядеть за больным

Не доглядеть спектакль

(Не)досмотреть за ребенком

(Не)досмотреть фильм

(Не)доставать (быть в недостаточном количестве)

(Не)доставать (не дотягиваться)

(Не)доедать суп из-за спешки

(Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа Недоглядеть за больным Не доглядеть спектакль Недосмотреть за ребенком Не досмотреть фильм  (Не)доставать (быть в недостаточном количестве)  (Не)доставать (не дотягиваться) (Не)доедать суп из-за спешки (Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа

Недоглядеть за больным

Не доглядеть спектакль

Недосмотреть за ребенком

Не досмотреть фильм

(Не)доставать (быть в недостаточном количестве)

(Не)доставать (не дотягиваться)

(Не)доедать суп из-за спешки

(Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа Недоглядеть за больным Не доглядеть спектакль Недосмотреть за ребенком Не досмотреть фильм  Недоставать (быть в недостаточном количестве)  Не доставать (не дотягиваться) (Не)доедать суп из-за спешки (Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа

Недоглядеть за больным

Не доглядеть спектакль

Недосмотреть за ребенком

Не досмотреть фильм

Недоставать (быть в недостаточном количестве)

Не доставать (не дотягиваться)

(Не)доедать суп из-за спешки

(Не)доедать (голодать)

Исследовательская работа Недоглядеть за больным Не доглядеть спектакль Недосмотреть за ребенком Не досмотреть фильм  Недоставать (быть в недостаточном количестве)  Не доставать (не дотягиваться) Не доедать суп из-за спешки Недоедать (голодать)

Исследовательская работа

Недоглядеть за больным

Не доглядеть спектакль

Недосмотреть за ребенком

Не досмотреть фильм

Недоставать (быть в недостаточном количестве)

Не доставать (не дотягиваться)

Не доедать суп из-за спешки

Недоедать (голодать)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!