Тема урока: «Правописание «не» с глаголами» (5 класс)
Цель: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.
Задачи урока:
1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не.
2.Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.
3.Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.
Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, сравнение, обобщение, частично-поисковый. Оборудование: презентация, дидактический материал, раздаточный материал, интерактивный тест
Ход занятия:
1. Орг.момент
Так мало же осталось в речи комплиментов,
Которых еще верно тебе не говорили,
Поэтому сравню тебя с огнем в душе и сердце,
И пожелаю дабы его не погасили!
Такого человека хранит лазури небо,
И ангелы незримо крылами обнимают,
Ты улыбайся чаще, ведь это так чудесно,
Пускай же все вокруг про это точно знают!
- Неспроста сегодняшний урок я начала с этого стихотворения. Ведь сегодня 1 марта – Всемирный День комплиментов. И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас посмотрели на своего соседа, улыбнулись друг другу и сказали какой - нибудь комплимент (пожалуйста, не стесняемся).
- Вы у меня такие молодцы, и я надеюсь, что сегодняшний урок у нас пройдет с успехом!
2. Постановка учебной задачи.
1) - Комплимент. Что означает это слово? (ответы детей) (Словари) (СЛАЙД 2)
2) Запись в тетрадь одного определения слова «комплимент» (по выбору). Обратить внимание на правописание слова.
- Когда мы произносим комплименты? (ответы детей) (СЛАЙД 3). Беседа.
- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
Беседа. Как следует отвечать на комплименты? (СЛАЙД 4).
- Внимательно посмотрите и скажите, слова какой части речи здесь чаще всего используются? (глаголы). Назовите их.
3. А сейчас поиграем в игру «Заморочки из мешочка» (в шляпе вопросы о глаголе. Дети вытаскивают и отвечают) (Вопросы были составлены детьми в дом.задании)
1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная
2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?
3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета
4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .
5. Спряжение глаголов - это: а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам
6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам
7. В предложении чаще всего глагол бывает ...........
4. – Какие глаголы вы выделили бы из высказываний? Почему?
5. – Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на сегодняшнем уроке? (СЛАЙД 6)
- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) расширить и углубить знания о…; расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;
2) учиться находить и правильно писать….; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами (СЛАЙД 7)
Давайте вспомним из начальной школы, что вы знаете о правописании «НЕ» с глаголами. Кстати, а что такое «НЕ». (к ней нельзя поставить вопросы, она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении) Для чего она служит глаголу? Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно. (СЛАЙД 8)
3. Самостоятельная работа. Работа в группах.
- А сейчас мы поработаем в группах.
Проверка
4. Физкультминутка
5. Проблемная ситуация.
(ребята обсуждают, спорят, обращаются к интернету на сайт «Ответы: Маil.ru») (СЛАЙД 14)
Работа в группах. (каждой группе дается лист с информацией по теме урока, ребята ищут нужную информацию и делают выводы)
Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ
Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до-. Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника. Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца. Сравните: не доедать суп – недоедать в годы войны. В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо- имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой. Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить – переварить, недовыполнить – перевыполнить. Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна. недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) и не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали; дети часто не доедали за обедом свой суп.
Выводят правило (СЛАЙД 15)
6. Исследовательская работа (СЛАЙД 16-20)
7. Закрепление.
Интерактивный тест
- Какие затруднения вызвал этот тест?
8. Рефлексия. (СЛАЙД 22-23)
- в завершении урока мне бы хотелось произнести слова Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»