СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Нелл Харпер Ли "Убить пересмешника". Анализ произведения

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Нелл Харпер Ли "Убить пересмешника". Анализ произведения»

Тема. Харпер Ли. «Убить пересмешника». Нравственные идеалы в произведении.

Цель: характеризовать образы главных героев, прослеживать особенности их внутренней изменения; раскрыть особенности стиля произведения; развивать умение отстаивать собственную точку зрения.

Большинство людей, Всевидяще,

хорошие, когда их наконец поймешь Г. Ли

1. Вступительное слово учителя. герои переживаютдраматические события. ведь они имели силусохранить в сложных жизненных условиях человечность, честь, порядочность. Мы почувствовалиавторскую манеру изображения действительности глазами ребенка, познакомились с личнымотношение автора романа к актуальным проблемам тогдашнего американскогообщества.

- Какие темы обозначены в романе «Убить пересмешника»? (Воспитание и образование, расизм,человек и толпа, человек и предвзятое общество, справедливость и несправедливость).

- Какое место в системе образов произведения занимает Аттикус Финч?

- Почему дети, несмотря на нежелание отца, все же пришли на судебный процесс?

III. Изложение темы урока. Устные рассказы о персонажах произведения: Всевидько, Джема, Дилла,Страхолюда Рэдли, Тома Робинсона.

Джин-Луиза Финч (Всевидяще)В начале произведения это восьмилетняя девочка, она почти не помнит матери, ее вместес братом Джемом, который старше ее на четыре года, воспитывает отец. Рядом с детьминаходится негритянка Келпурнія, которая занимается ими, ведет хозяйство, это добрая ипорядочная женщина. Джин-Луиза, или Всевидяще, участвует во всех мальчишеских играх, лазитпо заборам и деревьям в своем постоянном комбинезоне, который ни за что на свете несоглашается променять на юбку или платье.

Беседа. - Какие черты характера присущи всевидящему?

- Какие отношения были у нее с ее братом?

- Чем увлекалась малая девочка?

-Как Джин-Луиза относились к школе (учебе)?

- Как сложились ее отношения с молодой учительницей?

- Почему Всевидяще не смогла объясниться с тетей Александрой?

- Какие "неудобные вопросы" Всевидяще задает взрослым?

– Какие ответы удовлетворяют девочку?

Джем Финч Джем-обычный, на первый взгляд, двенадцатилетний паренек, которых много

можно встретить на улицах провинциального Мейкомба. Он внимателен и заботлив

старший брат, но имеет свои требования к поведению сестры в школе в его присутствии.

Он послушный сын и воспитанный ребенок. Джем уважает своего отца, подражает ему, мечтает

стать юристом.

Беседа. - Какие черты характера имеет Джем Финч?

- Докажите, что Джем-заботливый старший брат.

- Какими были отношения Джема с отцом?

– Как проделки Джема характеризуют мальчика?

– Как Джим относится к взглядам тети Александры на воспитание?

- Приведите примеры эпизодов произведения, свидетельствующих о том, что Джем

взрослеет?

Дилл Близкий друг Джема и всевидящая. Парнишка, имеющий в своей детской жизни

довольно серьезные проблемы-недоразумения в семье, сложные отношения с матерью, тетей.

Сообразительный выдумщик, искатель приключений, искренне влюбленный в свою подружку Джин-Луизу.

Беседа. - Какие черты характера имеет Дилл?

- Что свидетельствует о его романтической натуре?

- Какие проблемы имел парнишка в семье?

2. Комментарий учителя. Дети в романе Г. Ли творят вокруг себя свой особый,

загадочный, сказочно-романтический мир со тайниками, тайнами, загадками, в котором

имеют силу негритянские предрассудки про страшные места, о скитания душ умерших;

мир, где укоренились древние сплетни вокруг семьи Рэдли, окончательно сделав младшего

Рэдли Страхолюдом, жизнь которого описывают жуткими подробностями; это «туманный

мир, где младенцы спят и только ждут, чтобы их собрали, как цветы, рано утром"»

Но именно эти дети становятся свидетелями самых сложных ситуаций, и как-то незаметно начинают

понимать и чувствовать людей, взрослеть, осмысливая «взрослые» проблемы. Автор

показывает, как меняется представление всевидящая и Джема о мире, а начинается это, наверное,

из представления об их отце.

3. Эвристическая беседа.

- Какого мнения о своем отце были всевидящий и Джем? (Сперва они считали его

старым, почти стыдятся его, ведь он не играет в футбол и не делает того, что

делают родители других детей, а только читает. Но после случая с бешеной собакой они

узнают о том, что их отец был когда-то лучшим стрелком штата. Они не

задумываются о его благородном решении никогда не брать в руки смертоносного оружия,

ибо рано или поздно она может принести несчастье; и очень скоро они поймут, что его

взвешенное и спокойное поведение во время пожара-это истинное мужество) (приложение 1).

– Чем, по вашему мнению, отличается семья Аттикуса Финча от других семей Мейкомба?

(Отец и дети общаются как равные. Аттикус научил своих детей действительно думать,

думать самостоятельно и задавать правильные вопросы, а еще ходить с поднятой головой,

когда все вокруг думают, что ты-другой).

Персонаж романа, кроме Аттикуса Финча, имел влияние на формирование маленьких

личностей, Джема, всевидящая, Дилла? (Это их загадочный сосед, Страхолюд Рэдли.

Одинокий человек, Рэдли был отделен от мира собственными чересчур консервативными

родителями из-за плохого поведения в юности. Он обречен на одиночество, ведь в

Мейкомби общественное мнение слишком влияет на судьбу человека, а самое страшное то, что

изменить эти предубеждения почти невозможно).

– Каким человеком оказался Страхолюд Рэдли? (Он оставляет детям гостинцы в дупле дуба,

чтобы порадовать их, помогает решить Джема его проблему с разорванными и почти

потерянными штанами, незаметно укрывает одеялом Всевидька во время пожара, и

оказывается настоящим героем, который спасает девочку и ее брата от взбалмошного Боба

Юэла. Оказывается, что в его жизни была лишь одна радость-привязанность к

соседских детей, для них он стал ангелом-хранителем).

- Какой эпизод из романа (связанный с персонажем Рэдли и детьми) важен для

понимание тех нравственных ценностей, на которых настаивает Г. Ли? (Когда дети Аттикуса

Финча возвращаются со школьной вечеринки, на них нападает Боб Юэл, в драке он ломает

Джему руку. Однако неожиданно на помощь детям приходит Страхолюд Рэдли, который

случайно оказался на месте преступления. Артур Рэдли, защищая детей в сплошной тьме,

случайно убивает нападавшего его же оружием).

- Какие последствия имеет это событие? (Аттикус понимает, что Рэдли не сможет избежать

несправедливого наказания, поэтому готов свидетельствовать, что нападавшего, который открыто

угрожал ему и его детям, защищаясь, убил мальчик. Шериф Тейт

спорит с Аттикусом о целесообразности обвинения в убийстве Джема, и в конце концов адвокат принимает версию Тейта, что Юел сам упал на собственный нож.

- Как воспринимает эту ситуацию Всевидяще? (Всевидяще была свидетельницей трагедии, она все

хорошо видела и поняла, что должна подтвердить версию шерифа, то есть сказать

неправду. Для нее не сделать это означает: "Ну, это было бы вроде как сбить пересмешника,

ведь так?») .

- Как заканчивается история отношений детей и Рэдли? (Артур Рэдли просит Джин-Луизу

провести его домой и после прощания на пороге его дома исчезает снова. Стоя на

веранде Рэдли, Всевидько представляет жизни с точки зрения Страхолюда и жалеет, что они

никогда не воздавали Страхолюду за те подарки, которые он делал).

- Почему, по-вашему, автор предлагает именно такое окончание ?

5. Работа над особенностями построения сюжета произведения.

- Согласны ли вы с утверждением, что в романе прописаны две сюжетные линии? Какие именно?

(«Детская» и «взрослая». «Детская» ведется от имени маленькой девочки Всевидька,

но из-за воспоминаний (мы догадываемся об этом) взрослой Джин-Луизы Финч).

-Как именно читатель догадывается о воспоминаниях взрослой Джин-Луизы Финч? (В детской речи

ярко ощутимы интонации, передающие опыт взрослого человека, дается оценка

событиям и тому подобное).

- Каким предстает мир в восприятии девочки? (Мир глазами ребенка подается искренне и

непосредственно, но понимание жизни остается на уровне детского опыта).

– В чем заключается функция «взрослой» сюжетной линии? (Воспроизводит существование населения провинциального городка Мейкомба, в котором существуют: расовая дискриминация, враждебность и предвзятость жителей города, лицемерная демократия и многовековые разграничения

на богатых и бедных; ангажированы, как и остальные жители, представители власти и

общественности Мейкомба: шериф, судья, учитель, врач).

Писательская манера г. ли своеобразна, оригинальна. Автор нашла свой путь,

позволил показать мир взрослых глазами ребенка, при этом не упрощая и не минуя

злободневных проблем. Вместе с главной героиней произведения читатель смотрит на мир, который

разделяется на мир Добра и Зла. Опровергните или докажите тезис.

– Любое проникновение во взрослый мир разрушает/подкрепляет стремление ребенка к Добру.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!