С.А.Фёдорова, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 2025 г.Москвы
«Дорога добра»
Урок обществознания в 5-м классе.
В ходе урока ученики могут научиться:
навыкам ведения дискуссии;
гражданской позиции личности, сотрудничеству,
уважению к многообразию окружающего мира;
аналитическим способностям, сравнивая альтернативы развития;
устанавливать коммуникацию, общаться представителями других культур;
умению ставить себя в позицию представителя другой культуры и воспринять ценности уважительного отношения к иным взглядам и культурам;
представлениям о многообразии моделей гражданственности в мире;
раскрытию нравственного содержания доброты и гуманности;
задуматься о собственном понимании жизненных целей и задач
продолжить учебное сотрудничество при работе в малых группах, вести дискуссию в группах
понять нравственное содержание доброты, гуманности, милосердия
мотивировать себя к совершению добрых и гуманных поступков;
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к обществознанию как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные развитие умений работать с учебником, овладение понятиями Конвенция – это международное соглашение, доброта, гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, человеколюбие, благотворительность, злобность, жестокость, бездушие, мстительность.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, доска.
Основные понятия, изучаемые на уроке:
Жизненные цели
Счастье
Милосердие
Доброта
Гуманность
Сострадание
доброта,
гуманность,
справедливость,
сдержанность,
человечность,
человеколюбие,
благотворительность,
злобность,
жестокость,
бездушие,
мстительность
Дидактические материалы:
пергамент с записями
листы ватмана и фломастеры для выполнения эскизов символа милосердия
мультимедийный проектор с презентацией к уроку
старинная книга,
пергамент с записями,
карточки с проблемными заданиями для групп,
листы ватмана и фломастеры для выполнения эскизов обертки к конфете «Доброта».
Основные вопросы урока:
Что такое смысл жизни? В чем он состоит?
Есть ли в мире единственный смысл жизни или он у каждого свой?
Что самое ценное в человеке?
Каковы различия в понимании счастья?
Что такое милосердие, прощение?
Умеете ли вы прощать?
Что такое добро?
Что такое зло?
Эпиграфы урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
В.О.Ключевский.
«Злой плачет от зависти, а добрый - от радости»
Пословица
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в мину- тах) |
учитель | учащиеся |
1 | Оргмомент | Уметь организовываться к работе | Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. | | 1 |
2 | Проверка домашнего задания | Уметь оценить выполненные задания | Организует отчёт консультантов | Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах | | 1 |
3 | Актуализация опорных знаний | Умение ставить учебные цели | Запись песни «Дорога добра» | Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения. | Аудиозапись | 3 |
4 | Создание проблемной ситуации | Умение строить поиск решения, анализировать результаты | что самое ценное в человеке? - что хотел сказать великий русский историк В.О.Ключевский (эпиграф урока)? -почему в сказках добро всегда побеждает зло? - всегда ли в жизни добро торжествует над злом? | Выполняют задания | | 2 |
5 | Мотивация | Умение ставить учебные цели | Организует обсуждение возникших затруднений Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент. | Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем | | 2 |
6 | Изучение нового материала | Работать с новой информацией самостоятельнонаходить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно, использовать в речи новые термины | Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника Группам раздаются карточки с качествами человека | Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло». | | 10 |
7 | Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Динамическая пауза «Прогулка по Земле». Дети по Земле гуляли, за природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, и их лучики согрели. Бабочки летали, крылышками махали. На нос села пчела, посмотрите вниз, друзья. Мы листочки приподняли, в ладошки ягоды собрали. Хорошо мы погуляли и немножечко устали! | Выполняют танцевальные движения под руководством учителя | Аудиозапись | 1 |
8 | Первичное применение нового знания | Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля | Организует работу по закреплению первичных знаний. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло» | Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам | Слайды презентации | 3 |
9 | Самостоятельная работа в парах | Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь | Учитель раздает группам карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова: | Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями. | Слайды презентации | 6 |
10 | Коллективный мозговой штурм | Умение применять полученные знания. | Представьте себе, что ваш недруг, ваш обидчик оказался в проруби и силы его покидают. Вокруг – ни души. | Выбирают варианты ответа | | 5 |
11 | Первичное применение нового знания | Формирование интереса к предмету | Первичное применение нового знания «Дерево жизни» | Рисуют в тетрадях Дерево жизни | Слайды презентации | 2 |
12 | Итог урока | Осуществлять познавательную рефлексию | Подводит итог урока, На доске по очереди подобрать однокоренные слова к слову «Добро». | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям | Слайды презентации | 2 |
13 | Инструктаж домашнего задания | | Вы – члены художественного совета кондитерской фабрики. Вам поручили выпустить обертку для конфеты под названием ДОБРОТА. Сделайте рисунок обертки. | Задают вопросы по тексту заданий | | 2 |
Ход урока:
1. Определение темы урока по песне «Дорога добра»
2. Притча.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вводное слово учителя:
- что самое ценное в человеке?
-почему в сказках добро всегда побеждает зло?
- всегда ли в жизни добро торжествует над злом?
Запись в тетради: определение понятия «Добро».
3.Учитель «очищает от вековой пыли» старинную книгу, найденную на чердаке старого дома. Открывает её и находит старинный пергамент:
Добро со злом не разделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
4. Группам раздаются карточки с качествами человека. Необходимо обсудить в группе и прикрепить данное качество на доске к надписи «Добро» или к надписи « Зло»:
Мужество честь
Хвастливость жестокость
Скромность милосердие
Совесть трусость
Зависть жадность
Честность тактичность
Болтливость правдивость
Хитрость бестактность
Лживость малодушие.
Справедливость Эгоизм
Выдержка
5. Учитель раздает группам карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:
- «Ни один …. человек не бывает счастлив»
Ювенал
- «Жизнь …. людей полна тревог»
Д.Дидро
- «Добро помни, а … забывай»
Пословица
- «Не делай … , не то на зло нарвешься»
Восточная мудрость
- « Если не хочешь знать страха, не делай …»
Кабус
6.Вопрос учителя группам:
Жил-был мальчик с ужасным характером. Его отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди... Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к своему отцу и сказал об этом. И отец сказал ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды за каждый день, в который он не потеряет терпения. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: "Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется..." Неважно, сколько раз ты будешь просить прощения, рана останется. Душевная рана приносит столько же боли, сколько телесная.
7. Задания группам:
Подобрать однокоренные слова к слову «Добро»:
та
ДОБРО
8.Вопрос учителя группам:
Однажды мудрец собрал своих учеников и показал им обычный лист бумаги, где нарисовал маленькую черную точку.
Он спросил их: «Что вы видите?»
Все хором ответили, что черную точку.
Ответ был не верным. Мудрец сказал: «А разве вы не видите этот белый лист бумаги — он так огромен, больше, чем эта черная точка!»
Вот так и в жизни — мы видим в людях первым делом что-то плохое, хотя хорошего намного больше. И лишь единицы видят сразу «белый лист бумаги».
9.Рефлексия: составить «Солнышко добра»
10.Домашнее задание:
Вы – члены художественного совета кондитерской фабрики. Вам поручили выпустить обертку для конфеты под названием ДОБРОТА.
Сделайте рисунок обертки.
11.Выводы:
Злого человека нельзя заставить быть добрым.
Добро – душа человека. Человек без души - недобрый человек.
Добро сильнее зла.
Учитель предлагает подумать над стихотворением:
Есть люди необычной доброты.
Её всю без остатка отдавая,
Горят, как маленькие, яркие костры,
Своим теплом нас согревая.
Рядом с добрым человеком всегда тепло.
12. Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке:
« Ты – добрый человек!»
Добро творить спеши, мой друг,
И для друзей и для подруг,
Порою им бывает худо,
Добро твое им будет чудом.
Добро, как Божья благодать,
Спасеньем в жизни может стать,
Друг, не жалей огня души,
Дарить добро всегда спеши.
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
Такая истина бытует:
Добра не делай – зла не будет,
С обидой в сердце трудно жить,
Добром за зло умей платить.
Тот, кто добро творить умеет,
Зла сотворить уже не смеет,
Дари, дружок, добро дари,
За все добром благодари.
Фаина Соколова
Интернет – ресурсы:
1.http://www.youtube.com/watch?v=j5DTV0n7dvI зарядка
2.http://www.youtube.com/watch?v=pB4APM41CpI «Дорога добра»