СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира 1 класс тема " Почему радуга разноцветная"

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Урок окружающего мира

Тема урока: «Почему радуга разноцветная?»

Класс -1г

Учитель: Сечина Т.В.

Дата проведения: 16.03.2023

Цель урока:

Сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их

последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение, наблюдательность и обогащать словарный запас. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Задачи урока:

1. Создать условия для усвоения новых знаний.

2. Способствовать развитию у школьников умения различать цвета радуги, знать их последовательность.

3. Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

 Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, работать в паре, договариваться. 

Регулятивные – Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

Ход урока.

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку) слайд 2

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Активизация знаний. Мотивация к познавательной деятельности

.- Прочитайте слова: слайд 3

ветер дождь град

- Докажите, что у этих слов есть общий признак. (Ветер, дождь, град - природные явления.)

- Объясните причину возникновения ветра. (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный устремляется на его место.)

- Объясните причину возникновения дождя. (Капли дождя, из которых состоят тучи, тяжелые.Они не могут долго держаться и падают на землю.)

- Объясните причину возникновения града.( капельки дождя замерзают и превращаются в льдинки)

- Сегодня у нас с вами будет красивый урок. Явление природы о котором мы сегодня будем говорить – очень красивое.

- Послушайте сказку. Слайд 4

Жил на свете дождик. И был он очень грустный. Чуть что- сразу плачет.

Пожалело его солнышко, выглянуло из-за туч и сказало:

- Эй, дождик, хватит плакать!

А дождик опять, знай себе плачет. Солнышко ещё больше из-за тучки выглянуло, а дождик будто его и не заметил.

Вышло тогда солнышко совсем из-за туч, протянуло к дождику свои лучики.

А лучики сквозь капельки воды прошли и стали разноцветными! Встало над землёй чудо.

Дождик как увидел эту красоту, сразу плакать перестал.

-Что увидел дождик, отгадайте загадку.

Разноцветные ворота 
В небесах построил кто-то.
Хоть всю землю обойдешь,
Краше в мире не найдешь…(Радуга) слайд 5

III.Тема урока. Постановка проблемного вопросаСлайд 6

- О чем мы сегодня с вами поговорим на уроке? (о радуге).

- Что бы вы хотели узнать о ней? (Что такое радуга? Как появляется радуга? Почему радуга разноцветная? Из каких цветов состоит радуга?)

IV. Работа по теме урока

– Дети, кто из вас видел радугу?   ( поднимают руки) слайд 7

- Какое настроение у вас бывает, когда вы видите радугу? (радостное)

- От какого слова происходит слово радуга?( радость)

Слово «радуга» похоже на слово «радость». И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» (табличка) назвали ее в старину и верили, что оно приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга.

- Иногда на небе можно увидеть не одну, а две радуги.

-– Ребята, кто заметил, когда в небе появляется радуга? (Когда светит солнце и идёт дождь).

Все вы летом любите шлепать по лужам во время теплого дождя! Как под душем, только лучше! Потому что пахнет дождем, мокрой землей, травой, а воздух чистый, свежий. Хорошо!

Но вот дождь стихает. Тотчас же проскальзывает солнечный луч, а крупные капли дождя еще падают и падают... И вдруг кто-то радостно кричит:

– Радуга! Смотрите – радуга! И в самом деле, через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе.

Откуда она взялась? Кто её построил так быстро и так красиво?  ( затруднение)

- Посмотрите мультфильм и найдите ответ на вопрос «Как возникает радуга?».( просмотр видеосюжета) слайд 8

- Что нового и интересного для себя вы узнали? (Кажется, что свет белый, но он состоит из различных цветов). Каждый цвет распространяется разными волнами.

Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга.

Если мы будем находиться над дождем, то увидим, что радуга имеет форму круга.

Радугу можно увидеть вечером, когда солнце находится низко над горизонтом.

В каждой капельке дождя свет преломляется и распадается на разные лучики.

- Смогли вы найти ответ на вопрос «Как возникает радуга?» (Да.)

Вывод: радуга появляется тогда, когда светит солнце и идёт дождь. Слайд 9

Построили радугу солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

V.Закрепление по учебнику. Открываем учебник страница 41 и ещё раз прочитаем как получается радуга.(Дети читают самостоятельно, затем вслух.)

VI. Физминутка слайд 10

Здравствуй, радуга-дуга,

Разноцветный мостик!

Здравствуй, радуга-дуга!

Принимай нас в гости.

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу-дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком.

Дети выполняют поклон.

рисуют в воздухе дугу,

разводят руки в стороны.

Вновь выполняют поклон.

Шаг на месте

Бег на месте

Прыжки на носках.

Делают еще четыре прыжка на носках.

Бег на месте

VII. Постановка проблемного вопроса и решение

-А почему радуга разноцветная?

Причина этому солнечный свет. Мы считаем, что он белый, но на самом деле он состоит из разных цветов. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их, как белый цвет. А когда на пути их встречается капля воды, она преломляет свет, как призма (Учитель показывает опыт с призмой на белом листе бумаги) слайд 11

Так и в капельке лучик распадается на разные цвета.

- Сколько цветов у радуги? (семь) слайд 12

– Кто знает, из каких цветов состоит радуга? (Высказывания детей.)

В радуге семь цветов, и все они всегда расположены всегда в одном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый

– Как запомнить их по порядку и очень быстро?

– Чтобы запомнить цвета радуги, люди придумали такие фразы – подсказки: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». (Учить порядок радуги)

-Повторим этот стишок. « Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

VIII. Первичное закрепление

Работа в паре

У вас на партах лежат конверты с полосками: расположите цветные полоски так, чтобы получился кусочек радуги.( проверь себя на экране) слайд 13

. Самостоятельная работа в тетради с взаимопроверкой.(стр 27)

- Представьте, что на радуге живут радужные человечки, у каждого из них есть шарик своего цвета, раскрась эти шарики в той последовательности, что и на радуге.

- Откройте учебник с. 41. Рассмотрите рисунок.

– Что делают Черепаха и Муравьишка? (Поливают.)

– Как вы думаете, что они хотят получить? (Радугу.)

– Может ли получиться у них радуга? (Да. )

– Почему? (Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга.)

Творческая работа ( работа в паре) слайд 14

Радуга - природное явление. Она не может возникнуть по-нашему желанию, но мы можем и в солнечный день увидеть радугу. Для этого достаточно взять шланг и поливать цветы. Если Вы встанете лицом к солнцу, то обязательно увидите радугу в водяных брызгах.

-Радугу можно увидеть в лужах на асфальте…

-В брызгах фонтана…

-Самые яркие радуги встретят нас у водопадов…

-Побудем и мы волшебниками, попробуем создать свою радугу

Опыт

Чтобы сделать радугу своими руками, вам понадобится:

  • Мелкая посудина

  • Вода

  • Электрический фонарик

  • Белая поверхность или лист бумаги

  • Зеркало

  • 1. Наполните небольшую посудину водой наполовину.

  • 2. Поместите в воду зеркало под углом.

  • 3. Направьте свет от фонарика в воду в том месте, где зеркало уходит под нее (или, если вы предпочитаете выполнять эксперимент с дневным светом, вынесите посудину на улицу и поставьте так, чтобы лучи били прямо в зеркало, находящееся под водой).

4. Держите над зеркалом белый лист бумаги, подстроив угол так, чтобы появилась радуга

VI. Итог урока. Рефлексия слайд 15

- Какая тема урока была?

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

1. - Как возникает радуга на небе? (Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики.)

2. - Из каких цветов состоит радуга? (Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.)

«Проверь себя»

Учитель задаёт вопросы, учащиеся самостоятельно отвечают «да» или «нет».

Ответ «да» - кружок красный цвет;

Ответ» нет» - кружок зелёный цвет.

  1. У радуги семь цветов?

  2. Все цвета расположены в определённом порядке?

  3. В радуге есть коричневый цвет?

  4. Строители радуги – солнце и дождь?

Игра «Третий лишний».

Я называю три цвета, а вы должны назвать тот цвет, которого нет в радуге.

• Оранжевый, коричневый, желтый.

• Зеленый, голубой, белый.

• Фиолетовый, малиновый, желтый.

• Красный, черный, синий.

Молодцы! Вы хорошо запомнили цвета радуги.

- Осталось лишь только оценить себя.

Оцените свои достижения на уроке. Слайд 16

Критерии оценивания:

  • (зеленый) - понял причину возникновения радуги, могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

  • (жёлтый) - понял причину возникновения радуги, но рассказать затрудняюсь; могу самостоятельно назвать все цвета радуги;

(красный) - затрудняюсь назвать причину возникновения радуги, путаюсь в последовательности цветов радуги.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!