Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира "Что такое почва?"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г. Костромы»
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме «Что такое почва?»
УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
Грибанова Анастасия Викторовна
Кострома, 2023
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Класс: 3
Тема: «Что такое почва?»
Образовательная программа, автор: УМК «Школа России» А.А. Плешаков
Определение места урока в изучаемой теме, разделе: «Эта удивительная природа»
Цели урока:
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включение представление о почве как верхнем плодородном слое земли и её составе;
Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности на уроке и её мотивом.
Регулятивные:
-целеполагание;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-оценка результатов работы;
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации в учебной литературе; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-выбор наиболее эффективного способа нахождения необходимой информации;
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
-слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Предметные:
-Знать, что такое почва, ее состав;
Деятельностная цель: формирование у учащихся умения исследовать почву для определение состава.
Задачи урока:
Планируемый результат:
-учащиеся научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их, исследовать почву с помощью опытов, моделировать связи почвы и растений.
Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использование: Личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные технологии обучения
Описание методов оценивания, применяемых на уроке: оценка учителя, самооценка
Средства обучения: Учебник А.А. Плешаков 3класс, 1 часть, тетрадь на печатной основе, презентация, сухая почва, стакан с водой
Ход урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время |
1 | Организационный этап | -Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на нашем уроке окружающего мира. -Проверьте свою готовность. -Я желаю вам отличного настроения, чтобы урок прошел увлекательно и вы обязательно узнали сегодня что-то новое для себя | Проверяют готовность к уроку | 2 мин |
2 | Актуализация знаний, фиксация затруднения | -Начать наш урок я бы хотела с повторения того, о чем мы с вами говорили на уроках ранее. -У меня есть карточки, на которых записаны вопросы. Я предлагаю вам вытянуть одну из них и постараться дать ответ 1. Назови три состояния воды 2. Назови основные свойства воздуха 3. Приведи пример воды в твердом состоянии 4. При какой температуре вода превращается в пар? 5. Назови основное свойство почвы -Почему возникли сложности при ответе на последний вопрос? | Несколько учеников выходят к доске, тянут карточки, отвечают на вопросы. 1. Твердое, жидкое, газообразное 2. Не имеет цвета, запаха 3. Снег, лед 4. При 100⸰С. На последний вопрос ученик затрудняется ответить -Мы не проходили эту тему | 4 мин |
3 | Самоопределение к деятельности, постановка темы урока, целеполагание | -Тогда начать наш с вами разговор я бы хотела необычно. Я расскажу вам сказку о чудесной кладовой. А вы слушайте внимательно Учитель читает сказку (приложение 1) -О какой кладовой идет речь? Кто из вас догадался? -Какие значения есть у слова земля? -Как по-другому, по - научному можно назвать землю? Составьте слово из букв на доске -Какова же тема нашего урока? Кто сможет назвать? -Абсолютно верно, перед тем, как обратиться за помощью с этим вопросом к авторам, я предлагаю вам высказаться самим, как вы понимаете, что такое почва? | Слушают учителя - О земле -Наша планета и земля у нас под ногами -Почва Один ученик у доски составляет слово -«Что такое почва?» Высказывают предположения | 5 мин |
4 | Работа по теме урока | -А теперь проверим наши предположения. У вас на партах карточки с тексом. Возьмите их, прочитайте текст самостоятельно. -Найдите в тексте ответ на поставленный вопрос, что такое почва? -Из чего состоит почва? -Что такое перегной? -Что такое плодородие почвы? | Читают текст самостоятельно -Почва-это верхний плодородный слой земли -Глина, песок, мин.соли, вода, воздух, перегной -Сухие листья, корни растений, насекомые -Основное свойство почвы | 6 мин |
5 | Физкульт минутка | - Сейчас давайте немного отдохнем Раз подняться, потянуться Два согнуться, разогнуться Три в ладоши три хлопка Раз, два, три На четыре руки шире Пять на пятках постоять Шесть на место тихо сесть | Выполняют упражнения | 3 мин |
6 | Практическая работа | -Теперь давайте попробуем доказать то, о чем мы сказали на практике. -Перед выполнением работы вспомним технику безопасности. 1. Начинаем работу только вместе со мной 2. Четко следуем всем инструкциям 3. Инструментами пользуемся аккуратно и только по назначению Будьте осторожны, чтобы не задеть соседа по парте. Выполнять работу вы будете в парах -На ваших партах стоит вода и сухая почва -Попробуем опустить почву в воду. Что мы наблюдаем? -О чем это может говорить? -Посмотрите, как распределилась почва в воде. Что с ней происходит? -Это значит, что почва состоит из глины, песка и перегноя -Кроме того, есть и другие опыты, доказывающие, из чего состоит почва. Посмотрим их на экране -Сделаем вывод, из чего состоит почва? На доске карточки | Слушают технику безопасности Выполняют задание -В воде появились пузырьки -В почве есть воздух -Часть осела на дно, часть – на поверхности Смотрят видео -Вода, воздух, мин. соли, перегной, глина, песок | 5 мин |
7 | Работа с текстом | -Вернемся к вопросу, который мы поставили перед собой в начале урока. -Каково основное свойство почвы? -Почему почва плодородна? -Обратимся к учебнику стр. 66. Прочитайте текст про себя. -Что получают растения из почвы? -Что такое соли? Для чего они нужны растениям? -Как пополняется запас солей в почве? -От чего зависит плодородие почвы? -Как животные влияют на плодородие почвы? | -Плодородие Ответы детей -Воду, соли, воздух -Питательные вещ-ва, без которых растения не могут жить -За счет перегноя -От перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва -Они делают в почве ходы, перемешивая ее | 6 мин |
8 | Закрепление изученного материала | -Теперь применим полученные знания на практике Рабочая тетрадь стр. 32 №1, 2 – фронтально №3 – самостоятельное выполнение с проверкой по эталону (со слайда) | Выполняют задания Осуществляют самопроверку | 9 мин |
9 | Итог урока. Рефлексия | -Поведем итог нашего урока. -Какова была тема урока? -Ответили ли мы на этот вопрос? -Что еще нового узнали про почву? -А раз наша почва плодородна, в ней есть все необходимые для растений вещества, то выросло у нас вот такое дерево (на доске), я предлагаю вам оценить свою работу на уроке и прикрепить на наше дерево листочки. Зеленый листик прикрепляют те, кто понял, о чем мы сегодня говорили и кому все понятно. Желтый листик для тех, кто в целом тему понял, но остались еще вопросы. А красный прикрепят те, кто плохо разобрался в новом материале. -Ваше домашнее задание будет в Рабочей тетради – стр. 33 № 4,5 -Спасибо вам большое за урок, я благодарю вас за активную работу. | Ответы детей По очереди выходят к доске и проводят рефлексию своей деятельности на уроке, прикрепляя к доске листок соответствующего цвета. | 5 мин |
1. Назови три состояния воды
2. Назови основные свойства воздуха
3. Приведи пример воды в твердом состоянии
4. При какой температуре вода превращается в пар?
5. Как происходит круговорот воды в природе?
6. Как разрушаются камни?
7. Каково основное свойство почвы?