СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "открытия" нового знания. Цель: Сформировать представления обучающихся о поучительном смысле русских пословиц.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.»

КОНСПЕКТ УРОКА литературы по ФГОС в 6 классе

«Пословицы и поговорки»

Учитель: Тропынина Диана Васильевна.

Тип урока: Урок «от­крытия» нового знания.

Оборудование: использование ИКТ,   мультимедийный проектор,  компьютерная  презентация, учебник В.Я. Коровиной, словарь литературных терминов.

Цель: Сформировать представление школьников о поучительном смысле русских пословиц и поговорок.

Задачи:

- познакомить с русскими народными пословицами и поговорками.

- развивать умение анализировать пословицы и поговорки, обогатить словарный запас;

- воспитывать любовь к родному народу через знакомство с его языковым наследием.


Планируемые результаты


Предметные умения


Метапредметные УУД

Различать малые жанры устного народного творчества; запоминать пословицы и поговорки; уметь анализировать пословицы и поговорки; распределять пословицы по тематическим группам.

Познавательные УУД:

уметь употреблять пословицы и поговорки в обычной речи в нужном контексте;

классифицировать пословицы и поговорки по определённым темам; уметь работать с разными источниками информации и добывать нужную информацию.

Коммуникативные УУД

уметь взаимодействовать с членами группы, уметь договариваться, находить общее решение, высказывать свое мнение.

Личностные УУД

Уметь сотрудничать со сверстниками; добиваться результатов при работе в группе; уметь адекватно себя оценивать и других.


Методы и приемы обучения: Метод «Мудрый совет»; метод «Творческая мастерская»; Прием «Верные - неверные утверждения»; метод «Мозговой штурм», организация фронтальной, групповой работы и в парах; поисковая деятельность; анализ конкретных ситуаций; решение проблемных задач; комментирование иллюстраций.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Учитель: Ребята, какие советы вы могли бы дать свои товарищам перед началом урока?

Ученики: Чтобы на уроке у них все получилось, урок был удачным, было хорошее настроение.

2. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности (5 минут)

Учитель: Хочу начать урок с рассказа ситуации, произошедшей со мной. Рассказала я по секрету своей подруге тайну. Та не вытерпела и рассказала своей соседке, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все.

Как можно охарактеризовать этот поступок? Какое выражение к нему применимо?

Ученики: Предательство подруги.

Учитель: Вернемся к этим вопросам, поработав в группах.

Предлагая начать урок с работы в группах. Группы заранее распределены. Задания на карточках.

1 группа

Выполняет задание «Найди лишнее выражение».

  1. Старый друг лучше новых двух.

  2. Поспешишь людей насмешишь.

  3. Шла Саша по шоссе,

И сосала сушку.

  1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Что является лишним? Почему?

2 группа

Работа с изображениями.

Что вы видите на картинках? Что вы можете об этом сказать?


Обсуждение работы групп. Определение темы урока.

Учитель: Вы поработали в группах. Вспомните то, что я рассказала вам в начале урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Ученики: Пословицы и поговорки.

Учитель: Вспомните основные разделы устного народного творчества.

Ученики: Сказки, загадки, пословицы, поговорки, считалки, потешки, прибаутки, небылицы, песни.

Учитель: Что общего у этих всех разделов?

Ученики: Созданы народом и передавались из уст в уста.


3. Целеполагание. Планирование деятельности. (3 минуты)

Учитель: Какие задачи мы поставим на урок? Предлагаю выходить и записывать. Пространство доски разделено на 3 сектора, но пока не заполненные.


Задачи урока


Зачем вам нужно изучать эту тему?


Ключевые понятия





Ученики:

  1. Узнаем что такое пословица и поговорка.

  2. Определим различия между пословицами и поговорками.

Учитель: Ответьте на вопрос, зачем вам нужно изучать эту тему?

Ученики: Обогатим словарный запас пословицами и поговорками.

Прочитаем пословицы, поговорки объясним их смысл, классифицируем их по темам.

Поспособствуем развитию логического мышления.

Учитель: Ребята, сегодня вы будете работать группами и постоянно оценивать работу своей группы. Для оценки работы вы будете использовать следующие критерии:

  1. Активное участие в групповой работе.

  2. Освоение понятий пословица и поговорка.

  3. Проявление творческой активности.

  4. Научился определять поучительный смысл пословиц.

  5. Высказывание своего мнения.

Оценка «5» ставиться при выполнении 5 критериев.

Оценка «4» ставиться при выполнении 4 критериев.

Оценка «3» ставиться при выполнении 3 критериев.

4. Актуализация знаний (5 минут)

Учитель: Что такое пословица и поговорка?

Ученики: Высказывают свои предположения, что такое пословица и поговорка.

Работа в парах. Ребята в парах делятся багажом знаний о известных пословицах и поговорках.

Учитель: Предлагая посмотреть на слайд. Оцените, верны ли утверждения?


Прием «Верные - неверные утверждения» (на слайде)


Утверждение

Да

Нет

Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок.



ПОСЛОВИЦА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни, лишена обобщающего поучительного смысла.



ПОГОВОРКА - логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.



ПОСЛОВИЦА - логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.



ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни, лишена обобщающего поучительного смысла.




5. Усвоение новых знаний и способов действий (5 минут)

Учитель: Предлагаю проверить, правильно ли вы ответили, поработав с текстом учебника, словарями и интернет ресурсами, найдя материал о пословицах и поговорках. (у групп на столах ноутбук)

Ученики: Слушаются краткие сообщения.


6. Физкультминутка для глаз (2 минуты)

1. Посмотри попеременно вверх – вниз (25 секунд), влево – вправо (15 секунд).

2. Напиши глазами тему сегодняшнего урока.


7.Закрепление учебного материала (11минут)

Правильные ответы (на слайде)

Опыт многих поколений передавался в форме кратких изречений – пословиц и поговорок. Они широко используются в каждодневной речи. Возникают они в уме внезапно, к слову, и позволяют яснее высказать свою мысль. Они просты и легки в запоминании. Также они обогащают, украшают нашу речь, делая ее своеобразной и неповторимой. «Пословица не даром молвится!». Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их запоминание облегчается разными созвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово содержательно и точно.

ПОСЛОВИЦА - логически законченное изречение с поучительным смыслом в ритмически организованной форме.

ПОГОВОРКА - образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни, лишена обобщающего поучительного смысла. В этом ее основное отличие от пословицы.


Работа по группам. Учащиеся выбирают 3 любых задания.


1 задание

Продолжите пословицу (нужно зачитать)

1 группа

Лучше синица в руке… (чем журавль в небе).

Семь раз отмерь... (один раз отрежь).

Как аукнется… (так и откликнется).

Терпенье и труд… (всё перетрут).

2 группа

Один в поле… (не воин).

Друзья познаются… (в беде).

Куй железо… (пока горячо).

Верный друг … (лучше новых двух).


2 задание

Отобрать пословицы одна группа о родине, а другая о ЗОЖ. (представить на листе А4)

1 группа: пословицы о Родине. 

«Всякому мила своя сторона».

«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине»

«Кто за Родину горой, тот истинный герой»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«На чужой стороне Родина милей вдвойне»

«Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа»

«Береги Родину, как зеницу ока»

«Жить – Родине служить»


2 группа: о ЗОЖ

О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят и пословицы.

«Здоровье дороже богатства»

«Ум да здоровье всего дороже»

«В здоровом теле здоровый дух»

«Холода не бойся, по пояс мойся»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

«Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – всё потерял»

«Смолоду закалишься, на весь век пригодится»


3 задание «Угадай пословицу»

1 группа. Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)

Учиться нужно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи – век учись)

2 группа. Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят. (Дареному коню в зубы не смотрят.)

4 задание. Инсценировка пословиц.

1 группа

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Поспешишь – людей насмешишь.

2 группа

На чужой каравай рта не разевай.

Терпенье и труд всё перетрут.




5 задание. Объясни смысл пословиц.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. 1 группа

Глаза боятся, а руки делают. 2 группа



6 задание. Изобрази любую пословицу.



По окончанию работы групп дети защищают работу группы по методу «Творческая мастерская». Подведение итогов.



Общее задание «Составь синквейн»

Учитель: Предлагаю составить каждому в своих тетрадях синквейн на выбор.

Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Вспомните, что это такое? 

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.

1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 

2 строка - два прилагательных.

3 строка - три глагола. 

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

5 строка - вывод, одно (два) слова, существительное (обычно). 

1 вариант синквейн со словом пословица, 2 вариант – поговорка.

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.

ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

Посмотрите, что получилось у меня.

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.

Обменяйтесь синквейнами с соседом по парте.


8. Рефлексия, оценка деятельности учащихся

(5 минут)


Рефлексия

Учитель: Предлагаю каждому на листочках ответить на вопросы.

Как я себя чувствовал на уроке?

Что я узнал на уроке?

Могу ли отличить пословицу и поговорку?

Обогатил ли я свой словарный запас пословицами и поговорками?

Чему можно было научиться ещё?


Ученики: Каждый ученик пишет на листочке и сдает на стол учителю.

Учитель: Предлагая желающим дать мудрые советы по уроку товарищам, которые не совсем поняли тему.


Взаимооценка в группах по критериям:

1. Активное участие в групповой работе.

2. Освоение понятий пословица и поговорка.

3. Проявление творческой активности.

4. Умел (а) определять поучительный смысл пословиц.

5. Высказывал (а) свое мнение.


Выставление оценок.


9. Домашнее задание (на выбор) (2 минуты)


1. Придумать пословицу или поговорку.

2. Придумывание ситуации, иллюстрирующей смысл пословицы.

3. Мини-сочинение «Любимая пословица моей семьи» (назвать пословицу, объяснить ее значение, рассказать, в каких ситуациях она употребляется членами семьи)

Спасибо за урок!




Лучше синица в руке…

Семь раз отмерь...

Как аукнется…

Терпенье и труд…





Один в поле…

Друзья познаются…

Куй железо…

Верный друг …








Лучше синица в руке…

Семь раз отмерь...

Как аукнется…

Терпенье и труд…





Один в поле…

Друзья познаются…

Куй железо…

Верный друг …











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!