СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по литературе на тему: "Просвещение. Иоганн Вольфганг Гете"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по литературе на тему: "Просвещение. Иоганн Вольфганг Гете" 9 класс.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе на тему: "Просвещение. Иоганн Вольфганг Гете"»

Тема: Просвещение. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст

Цель: дать понятие о литературном направлении просвещения, рассказать о жизни и творчестве Гете. Показать, как в трагедии Фауст выражаются передовые просветительские идеи эпохи.

Все в небывалом движении,

как будто впрямь мироздание

В хаос желает вернуться,

чтоб в облике новом воспрянуть.


18 век вошел в историю западноевропейской культуры как «век разума», век Просвещения. Разум – главная идея истины и справедливости, и перед его судом предстали государственный строй и религия, понимание природы.

18 век проходил в Европе под знаком борьбы с феодализмом, и эта борьба характерные черты просветительского движения. Враждебное отношение ко всем правлениям феодально-крепостнического строя в экономическо, социальной, юридической областях; отстаивание интересов народа.

Просветители требовали уравнения сословий в правах; широкого просвещения масс; освобождение науки и школы от власти церкви.

Слепой веры в религиозные догмы просветители противопоставили человеческий разум и опыт, и будущее общество они видели царством разума.

В своем наступлении на феодализм просветители продолжали деятельность гуманистов эпохи Возрождения. Политические и религиозные взгляды просветителей расходились.

Одни добивались установления демократического республиканского строя и отрицали религию. Другие – мечтали о «просвещенной монархии» и видели в религии пользу для народа.

Германия была наиболее опытной страной Западной Европы 18 века. Тринадцатилетняя война (1618-1648), последовавшие за ней междоусобные войны разорили и экономику привели к политической раздробленности. В состав Германии входило более трехсот самостоятельных мелких государств – княжеств, герцогств, курфюршеств, «вольных городов», разделенных границами, таможенными пошлинами, разной валютой, разными мерами веса. И только феодальный диспотизм был одинаково жесток и одинаково безнаказанно угнетал несчастный народ.

В таких условиях развивались нищенское Просвещение. Во второй половине 18 века оно достигло вершины творчества Лессинга, Шиллера и Гете. В своих произведениях они отразили ненависть народа к феодалам, мечты о единой Германии, о справедливом общественном строе и утверждали просветительские идеалы: веру в человека, его разум, победу справедливости над беззаконием и прогресса над варварством.

Создавая национальную литературу, они способствовали национальному объединению Германии. Самым выдающимся писателем, великой эпохи немецкой литературы – эпохи Просвещения – был Гете.

Человеком был я в мире,

Это значит – был борцом!

Гете

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Гете родился 28 августа 1749 года в «вольном городе» Франкфурте-на-Майне в семье ученого юриста. Дед поэта, Иоганн Вольфганг Текстор, в течении нескольких лет был городским старостой, человеком уважаемым и достойным, его именем и был назван будущий великий немецкий поэт. До 16 лет Гете получал домашнее образование, изучая древние (латинский, греческий) и новые (французский, итальянский, английский) языки, литературу, историю, естественные науки, занимался рисованием и музыкой. Врожденные способности, интерес к знаниям и сила воли, проявленные уже в детском возрасте, открыли перед ним двери Лейпцигского, а через три года Страсбургского университета. Годы пребывания в Страсбурге имели огромное значение для дальнейшего творческого пути Гете, а этот путь был настолько продолжителен, что его нельзя отнести к одному периоду истории литературы.


Афоризмы Гете

  1. Самое глупое желание – желание нравится вам.

  2. И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее до старости.

  3. Истинная добродетель никогда не озирается на тень свою – на славу.

  4. Без пользы жить – безвременная смерть.

  5. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре – они гибнут, но обеспечивают победу.

  6. Их двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее.

  7. Из двух воров – дураки самые вредные: они крадут у нас время и настроение.

  8. Остановись мгновение! Ты прекрасно! (сочинение-миниатюра)


Рассмотрим таблицу, занесем ее в ОК.


1765-1768

Лейпцигский Университет, юридический факультет. Увлечение литературой и лингвистикой, философией и медициной

Пьесы «Капризы влюбленного», «Совиновники», стихи, воспевающие любовь и мимолетные чувственные радости жизни «Крик», «Майская песня»

1768, осень

Болезнь, вынужденное возвращение во Франкфурт


1770-1772

Страсбургский университет. Растут бунтарские настроения передовой интеллигенции, складываются новые литературные движения

Речь «Ко дню Шекспира» - наиболее сильное выражение культа английского драматурга

1770-1775 апрель-ноябрь

«Феномен молодого Гете». Быстрое раскрытие дарования поэта. В раздробленной стране его тв-во выражало единство нац.культуры

«Буря и натиск»

Протест против крепостнических порядков, деспотизма и раздробленности Германии;

Идеал: социально равенство, свобода личности;

Недостаток: отсутствие четких политических идеалов и конкретных методов борьбы.

Лирические стихотворения, драматические фрагменты «Прометей и Фауст» (Прафауст – наброски первой части будущей трагедии «Фауст»), ист.драма «Гёц фон Берлихинген», роман «Страдания молодого Вертера», трагедия «Стелла»


1775-1785

Приглашения герцега Карла Августа ко двору, чин действительного тайного советника, дворянское звание и должность первого министра. Надежда осуществить просветительские идеалы

Отход от «Бури и натиска». Романы «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», статья «Шекспир и нет ему конца»

1786-1788

Италия. Занятия искусством


1780-1790

Период «веймарского классицизма».

Гете осознает, что бунт одиночки обречен на провал; отрицая старый мир, поэт отказывается от революционной борьбы, но внутренняя борьба продолжается, гениальный поэт-мыслитель против осмотрительного бюргера.

Прилив творческой энергии. Трагедии «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», сборники стихов «Римские элегии», «Венецианские эпиграммы»

20-21 сентября 1792 года

На поле поражения прусских ??? в сражении с революционной армией французской республики Гете произносит знаменитые слова:

«Отсюда и с сегодняшнего дня начинается новая эпоха мировой истории»

Под влиянием французской революции окончательно созревает и реализуется замысел двух крупнейших произведений: романа «Вильгельм Мейстер» и «Фауст»

Июль 1831 г


22 марта 1832г.

Творческий путь Гете завершается «Фаустом». Закончена вторая часть.

Гете умер.

































  1. Разговор о произведении начнем с рассмотрения композиционной формы.


Составная часть произведения,

время создания

Содержание

I пролог


II пролог


I часть (25 сцен). Гете писал ее в течении 1774-1806 гг. (32 года)

Первая земная жизнь Фауста, история его любви к Маргарите

Сцена 2

(Учащиеся коротко записывают содержание сцен в соответствии с домашним заданием; содержание второй части трагедии рассказывает учитель)

Сцена 3 и 4

Сцена 19

Сцена 25

II часть (пять действий) (1825-1831, 6 лет)

Фауст оказывается при дворе императора, в языческом мире древних греков, вступает в брак с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Елена уходит в свой мир, а Фауст возвращается в современность и начинает действовать. Смерть обрывает его начинания.


Пролог возможен в эпическом, а не в драматическом произведении (это сценический архаизм, прологи использовались в древнегреческих трагедиях), первая часть не разбита на действия, есть только сцена, а наличие во второй части пяти действий делает произведение громоздким, то есть Гете написал несценическую пьесу, о чем свидетельствует и театральные постановки, когда ставилась только первая часть.

  1. Анализ художественного произведения. «Пролог на небесах»

Справка.

Пролог (гр. Pro – перед + logos – слово, речь) – вводная часть в художественном произведении (элемент композиции). Изображает события, которые предшествуют тому, что является содержанием основной части произведения.

Задание 1.

Где происходят события Пролога, кто принимает в них участие? С какой целью собрались герои, о чем они ведут речь? Каковы их позиции по обсуждаемым вопросам?

Составьте систему образов Пролога: определите главного героя, разделите всех персонажей по каким-то признакам на группы, определите конкретные связи между героями и авторскую мысль.

Бог


«Иль на земле добра

совсем уж нет?»


С лавословящие ангелы; Ангел, выражающий хулу

« сыны небес и рая»

Мефистофель

Гавриил



Михаил

Рафаил

Дух отрицательный:

«…плох наш белый свет»


«Творец, твои творенья велики»

Вывод. Спор о призвании человека


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!