Тема: Просвещение. Иоганн Вольфганг Гете. Фауст
Цель: дать понятие о литературном направлении просвещения, рассказать о жизни и творчестве Гете. Показать, как в трагедии Фауст выражаются передовые просветительские идеи эпохи.
Все в небывалом движении,
как будто впрямь мироздание
В хаос желает вернуться,
чтоб в облике новом воспрянуть.
18 век вошел в историю западноевропейской культуры как «век разума», век Просвещения. Разум – главная идея истины и справедливости, и перед его судом предстали государственный строй и религия, понимание природы.
18 век проходил в Европе под знаком борьбы с феодализмом, и эта борьба характерные черты просветительского движения. Враждебное отношение ко всем правлениям феодально-крепостнического строя в экономическо, социальной, юридической областях; отстаивание интересов народа.
Просветители требовали уравнения сословий в правах; широкого просвещения масс; освобождение науки и школы от власти церкви.
Слепой веры в религиозные догмы просветители противопоставили человеческий разум и опыт, и будущее общество они видели царством разума.
В своем наступлении на феодализм просветители продолжали деятельность гуманистов эпохи Возрождения. Политические и религиозные взгляды просветителей расходились.
Одни добивались установления демократического республиканского строя и отрицали религию. Другие – мечтали о «просвещенной монархии» и видели в религии пользу для народа.
Германия была наиболее опытной страной Западной Европы 18 века. Тринадцатилетняя война (1618-1648), последовавшие за ней междоусобные войны разорили и экономику привели к политической раздробленности. В состав Германии входило более трехсот самостоятельных мелких государств – княжеств, герцогств, курфюршеств, «вольных городов», разделенных границами, таможенными пошлинами, разной валютой, разными мерами веса. И только феодальный диспотизм был одинаково жесток и одинаково безнаказанно угнетал несчастный народ.
В таких условиях развивались нищенское Просвещение. Во второй половине 18 века оно достигло вершины творчества Лессинга, Шиллера и Гете. В своих произведениях они отразили ненависть народа к феодалам, мечты о единой Германии, о справедливом общественном строе и утверждали просветительские идеалы: веру в человека, его разум, победу справедливости над беззаконием и прогресса над варварством.
Создавая национальную литературу, они способствовали национальному объединению Германии. Самым выдающимся писателем, великой эпохи немецкой литературы – эпохи Просвещения – был Гете.
Человеком был я в мире,
Это значит – был борцом!
Гете
Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Гете родился 28 августа 1749 года в «вольном городе» Франкфурте-на-Майне в семье ученого юриста. Дед поэта, Иоганн Вольфганг Текстор, в течении нескольких лет был городским старостой, человеком уважаемым и достойным, его именем и был назван будущий великий немецкий поэт. До 16 лет Гете получал домашнее образование, изучая древние (латинский, греческий) и новые (французский, итальянский, английский) языки, литературу, историю, естественные науки, занимался рисованием и музыкой. Врожденные способности, интерес к знаниям и сила воли, проявленные уже в детском возрасте, открыли перед ним двери Лейпцигского, а через три года Страсбургского университета. Годы пребывания в Страсбурге имели огромное значение для дальнейшего творческого пути Гете, а этот путь был настолько продолжителен, что его нельзя отнести к одному периоду истории литературы.
Афоризмы Гете
Самое глупое желание – желание нравится вам.
И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее до старости.
Истинная добродетель никогда не озирается на тень свою – на славу.
Без пользы жить – безвременная смерть.
Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре – они гибнут, но обеспечивают победу.
Их двух ссорящихся более виновен тот, кто умнее.
Из двух воров – дураки самые вредные: они крадут у нас время и настроение.
Остановись мгновение! Ты прекрасно! (сочинение-миниатюра)
Рассмотрим таблицу, занесем ее в ОК.
1765-1768 | Лейпцигский Университет, юридический факультет. Увлечение литературой и лингвистикой, философией и медициной | Пьесы «Капризы влюбленного», «Совиновники», стихи, воспевающие любовь и мимолетные чувственные радости жизни «Крик», «Майская песня» |
1768, осень | Болезнь, вынужденное возвращение во Франкфурт | |
1770-1772 | Страсбургский университет. Растут бунтарские настроения передовой интеллигенции, складываются новые литературные движения | Речь «Ко дню Шекспира» - наиболее сильное выражение культа английского драматурга |
1770-1775 апрель-ноябрь «Феномен молодого Гете». Быстрое раскрытие дарования поэта. В раздробленной стране его тв-во выражало единство нац.культуры | «Буря и натиск» Протест против крепостнических порядков, деспотизма и раздробленности Германии; Идеал: социально равенство, свобода личности; Недостаток: отсутствие четких политических идеалов и конкретных методов борьбы. | Лирические стихотворения, драматические фрагменты «Прометей и Фауст» (Прафауст – наброски первой части будущей трагедии «Фауст»), ист.драма «Гёц фон Берлихинген», роман «Страдания молодого Вертера», трагедия «Стелла» |
1775-1785 | Приглашения герцега Карла Августа ко двору, чин действительного тайного советника, дворянское звание и должность первого министра. Надежда осуществить просветительские идеалы | Отход от «Бури и натиска». Романы «Театральное призвание Вильгельма Мейстера», статья «Шекспир и нет ему конца» |
1786-1788 | Италия. Занятия искусством | |
1780-1790 | Период «веймарского классицизма». Гете осознает, что бунт одиночки обречен на провал; отрицая старый мир, поэт отказывается от революционной борьбы, но внутренняя борьба продолжается, гениальный поэт-мыслитель против осмотрительного бюргера. | Прилив творческой энергии. Трагедии «Эгмонт», «Ифигения в Тавриде», «Торквато Тассо», сборники стихов «Римские элегии», «Венецианские эпиграммы» |
20-21 сентября 1792 года | На поле поражения прусских ??? в сражении с революционной армией французской республики Гете произносит знаменитые слова: «Отсюда и с сегодняшнего дня начинается новая эпоха мировой истории» | Под влиянием французской революции окончательно созревает и реализуется замысел двух крупнейших произведений: романа «Вильгельм Мейстер» и «Фауст» |
Июль 1831 г 22 марта 1832г. | Творческий путь Гете завершается «Фаустом». Закончена вторая часть. Гете умер. | |
Разговор о произведении начнем с рассмотрения композиционной формы.
Составная часть произведения, время создания | Содержание |
I пролог | |
II пролог | |
I часть (25 сцен). Гете писал ее в течении 1774-1806 гг. (32 года) | Первая земная жизнь Фауста, история его любви к Маргарите |
Сцена 2 | (Учащиеся коротко записывают содержание сцен в соответствии с домашним заданием; содержание второй части трагедии рассказывает учитель) |
Сцена 3 и 4 |
Сцена 19 |
Сцена 25 |
II часть (пять действий) (1825-1831, 6 лет) | Фауст оказывается при дворе императора, в языческом мире древних греков, вступает в брак с Еленой Прекрасной, у них рождается сын Эвфорион. Елена уходит в свой мир, а Фауст возвращается в современность и начинает действовать. Смерть обрывает его начинания. |
Пролог возможен в эпическом, а не в драматическом произведении (это сценический архаизм, прологи использовались в древнегреческих трагедиях), первая часть не разбита на действия, есть только сцена, а наличие во второй части пяти действий делает произведение громоздким, то есть Гете написал несценическую пьесу, о чем свидетельствует и театральные постановки, когда ставилась только первая часть.
Анализ художественного произведения. «Пролог на небесах»
Справка.
Пролог (гр. Pro – перед + logos – слово, речь) – вводная часть в художественном произведении (элемент композиции). Изображает события, которые предшествуют тому, что является содержанием основной части произведения.
Задание 1.
Где происходят события Пролога, кто принимает в них участие? С какой целью собрались герои, о чем они ведут речь? Каковы их позиции по обсуждаемым вопросам?
Составьте систему образов Пролога: определите главного героя, разделите всех персонажей по каким-то признакам на группы, определите конкретные связи между героями и авторскую мысль.
Бог
«Иль на земле добра
совсем уж нет?»
С лавословящие ангелы; Ангел, выражающий хулу
« сыны небес и рая»
Мефистофель
Гавриил
Михаил
Рафаил
Дух отрицательный:
«…плох наш белый свет»
«Творец, твои творенья велики»
Вывод. Спор о призвании человека