Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе " Влияние учителя на формирование детского характера в рассказе Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла".»
Урок литературы в 6 классе.
Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».
Влияние учителя на формирование детского характера.
Цели:
1.Познакомить учеников с жизнью и творчеством Ф.А.Искандера, показать автобиографический характер рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла».
2.Развивать понятия о сюжете, о герое-повествователе, о способах создания комического.
3.Показать влияние учителя на формирование детского характера.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Работа по теме урока.
Итак, к этому уроку вы прочитали рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» и ваше домашнее задание было: рассказать об учителе математике, составить цитатный план об однокласснике главного героя и по желанию нарисовать иллюстрацию к какому-нибудь юмористическому эпизоду.
- Я надеюсь, что вы внимательно прочитали этот рассказ, и ваши знания мы увидим в викторине, которая включает в себя 16 вопросов.
Викторина
III. Работа с текстом
Ф. Искандеру принадлежит афоризм: «Юмор делает серьезное ещё более серьёзным». Как вы понимаете эту фразу?
- Вспомним сюжет рассказа
1. В какое время происходят события?
2. Каким вы представляете главного героя?
3. Кто еще действует в рассказе?
Групповая работа
Класс делится на 4 группы. Каждой группе на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.
Группа 1. Перескажите фрагмент рассказа с начала до слов «Разумеется, я тоже не избежал общей участи». Озаглавьте этот фрагмент. Каким был учитель Харлампий Дииогенович? Почему он выставляет своих учеников в смешном свете?
Группа 2.Перескажите фрагмент рассказа со слов «В тот день я не решил задачу,заданную на дом…» до слов «…такая уж у него была привычка». Озаглавьте этот фрагмент. Каким вы представляете рассказчика? Расскажите о его товарищах.
Группа 3. Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Но вот распахнулась дверь…» до слов «…из класса вышел дух больничной свободы». Озаглавьте этот фрагмент. В чём комичность описанной ситуации? Какими спосбами выражается во фрагменте авторская позиция?
Группа 4.Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Он вынул чётки и задумчиво перебирал жёлтые бусины…» до конца рассказа. Как чувствует себя герой у доски? Как вы понимаете слова «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
IV. Закрепление изученного материала.
-Как повлиял этот случай на героя?
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
Домашнее задание.
Ответить письменно на вопрос: «Каким, по вашему мнению, должен быть учитель?»