Качество проведения урока
Учимся уму-разуму. Тема: М. Пляцковский «Помощник»
"Литературное чтение" 1 класс
В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения.
Читательская грамотность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста. В 2021 году я получила новые знания , пройдя курсы « Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности младшего школьника». Во время курсов мною был составлен урок М. Пляцковский «Помощник» по литературному чтению, который в последствие был использован на уроке.
Полученные знания во время курсов, я стараюсь применять на каждом уроке.
КОНСПЕКТ УРОКА
Учимся уму-разуму. Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Положительная оценка разработки урока дана куратором курса
« Смысловое чтение как основа формирования функциональной грамотности младшего школьника» ЛОИРО
Учитель: Валашова Олеся Михайловна
Класс: 1 «Г»
Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений.
Цель: читать и анализировать произведение «Помощник» М. Пляцковский;
задачи:
- создать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
-создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы;
-способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся;
-способствовать формированию желания читать.
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения; отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;
Метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; выполняя правила совместной работы;
Личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.
Оборудование: компьютер и проектор, книга с произведением.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД (формируемые на данном этапе урока) |
Мотивация к учебной деятельности. | Проверка готовности учащихся к уроку, создание эмоционального настроя на изучение нового материала. Прозвенел звонок. Начался урок. Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. | Слушают стихотворение. Настраиваются на урок. | |
| Создание хорошего настроения Приём «Здравствуй, друг» | Здравствуй, друг! (здороваются за руку) Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу) Где ты был? (теребят друг друга за ушко) Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца) Ты пришел! (разводят руки в сторону) Хорошо! (обнимаются) | Формирование готовности к восприятию нового учебного материала. |
| (Слайд 2) Речевая разминка | Выполняют речевую разминку. | |
| (Слайд 3) – Что изображено на слайде? - Что может объединять эти рисунки? | Ответы детей: дом, ослик, кролик. Предположения детей | Развивать осуществление пошагового контроля (РУУД) |
I этап – Работа с текстом до чтения. | - Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением. Приём «Прогноз по заголовку» – Прочитайте имя автора и название текста. Можно по нему определить, кто будут герои нашего рассказа? | Читают. Высказывают предположение, что по заголовку невозможно определить героев. | Развивать использование коммуникативных, прежде всего речевых, средств для решения различных задач (КУУД) |
| (Слайд 4) - Рассмотрите иллюстрацию к данному тексту. | | |
| | Ответы детей | |
- Как вы думаете, соответствует ли иллюстрация названию рассказа? Почему вы так думаете? | -Да, соответствует, так как персонажи на картинке помогают друг другу. |
- Прочитайте ключевые словосочетания, записанные на доске. | |
Кролик Кочерыжкин Ослик Алфавит Передник и рукавицы Стены класть Запах супа | Читают хором |
-Как вы думаете, как связаны картинки на слайдах и эти слова? | Ответы детей |
-Значение каких словосочетаний вам непонятно? | Стены класть |
Как вы думаете, что обозначает это словосочетание? | Ответы детей |
-Предположите, о чем будет текст? | Про строительство дома |
| -Чтобы проверить наши предположения надо прочитать все произведение. | | |
II этап – Работа с текстом во время чтения. | Первичное чтение текста. Наш текст разделен на части. Посмотрите, сколько частей? Чтение первого предложения учителем | Ответы детей Дети слушают | Развивать проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; (2.ПУУД) |
| - О чем попросил кролик Кочерыжкин ослика? | – Помоги мне, ослик, дом построить! – попросил | |
| | кролик Кочерыжка. | |
| - Как вы думаете, что произойдет дальше? | Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на ветвях дерева | |
| (Слайд 5) Приём «Дерево предсказаний» Посмотрите на изображение дерева на слайде. Ствол – это наше произведение. Ветви – предположения. Как вы думаете, что произойдёт дальше? | | |
| Чтение 2 – й части учениками. - Оправдались ваши предположения? | Ответы детей | |
| Перечитывание текста | | |
| Приём «Чтение вслух» | | |
Физминутка | Вы наверное устали, Ну тогда все дружно встали. | Дети выполняют движения под песню «У жирафа пятна…» | |
III этап – Работа с текстом во время чтения. | Анализ текста Что мы узнали нового о наших героях? Чье предположение подтвердилось и совпало с авторским? Беседа по содержанию. - Какие впечатления произвело на вас это произведение? - Подходит ли название этому произведению? | Ответы детей Ответы детей | Формировать умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения. |
| Кто помнит, с чего начинается произведение? Какими качествами обладают герои? Докажите текстом | - С просьбы. Дети ищут предложения, фразы, характеризующие кролика и ослика. | |
| О чём попросил кролик ослика? | - Построить дом. | |
| Что ответил ослик? Зачитайте. | - Я тебе в другой раз помогу. А сейчас у меня голова болит. | |
Каким голосом ослик ответил? - Объясните значение слова «Притворный» | Притворным голосом. - Притворный – обманно выдаваемый за истинное или искреннее | Формировать построение формулировок собственного мнения или позиций; (2.КУУД) |
- Попробуйте заменить это слово близким по значению. | Предполагаемые ответы детей. Ложный, фальшивый, , наигранный… | |
- Когда ослик решил помочь кролику? Зачитайте. | Читают отрывок. | |
Что ответил кролик? Зачитайте. | Читают отрывок. | |
- Посмотрите иллюстрации. Что вы скажете о героях? | - Кролик – опрятный, трудолюбивый … | |
| Ослик – важный, смеётся, задирает нос… | |
- Ослик исправиться или эта ситуация его не научила? | Отвечают на вопросы. | |
| Ответы детей | |
| | | |
Итоги урока. Рефлексия | С какой целью был написан рассказ? Чему он вас может научить? | Рассказ учит тому, что помогать надо вовремя. Настоящий друг тот, кто всегда готов помочь даже в трудном деле. | Развивать способность к оценке своей учебной деятельности; (3.ЛУУД) |
Домашнее задание | Подготовить пересказ М. Пляцковский «Помощник» | Дети записывают домашнее задание | |
Самоанализ урока литературного чтения в 1 «г» классе
Учитель: Валашова Олеся Михайловна
Класс: 1 «Г»
Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»
Тип урока: урок изучения нового и повторения полученных ранее знаний и умений.
Цель: читать и анализировать произведение «Помощник» М. Пляцковский;
задачи:
- создать условия для формирования правильного чтения, умения ориентироваться в тексте;
-создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, рассуждать, делать выводы;
-способствовать развитию связной речи, мышления, воображения обучающихся;
-способствовать формированию желания читать.
Планируемые результаты:
Предметные - учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения; отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;
Метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; выполняя правила совместной работы;
Личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.
Оборудование: компьютер и проектор, книга с произведением.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников.
На каждом этапе урока решались конкретные учебные задачи. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей второклассников.
На протяжении всего урока происходит формирование УУД. К регулятивным УУД относятся умения детей: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия. К познавательным УУД относится - осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, классификации для решения учебной задачи. Формируются следующие коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, умение слушать одноклассников, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Происходит формирование личностных УУД - положительное отношение к познавательной деятельности. На уроке формируются предметные УУД: умение находить ответы на вопросы учителя, опираясь на ранее полученные знания.
Дети охотно делились своими впечатлениями, умозаключениями с одноклассниками.
Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Темп урока средний. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Работали активно, у детей имеется продуктивная мотивация.